Способности и интеллект человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Главной своей целью Шадриков считал рассмотрение природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития. Нетрудно показать, что эти проблемы вплотную смыкаются с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Попытки их философского осмысления мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Аврелия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий.

Вложенные файлы: 1 файл

монография.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

 
В. Д. Шадриков

Способности и интеллект человека 

Шадриков Владимир Дмитриевич - советский и российский психолог,специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза и теории способностей. Доктор психологических наук, профессор.  

Главной своей целью  Шадриков считал рассмотрение природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития. Нетрудно показать, что эти проблемы вплотную смыкаются с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Попытки их философского осмысления мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Аврелия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий.

Собственно психологическое  изучение способностей и одаренности  получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэрстона, Спирмена, Торндайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьерона, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям.

В отечественной  психологии следует выделить работы Л. С. Рубинштейна, К. К. Платонова, Б. М. Тешюва, Э. А. Голубевой, Н. С. Лейтеса, Л. А. Венгера, В. А. Крутецкого, З. А. Калмыковой, Е. П. Ильина, Т. И. Артемьевой, В. Н. Дружинина и др. Теоретические исследования прежде всего относились к определению существа содержания понятия способности, их социальной обусловленности, проявлению и развитию в конкретных видах деятельности. В результате этих исследований сформировалась определенная феноменологическая картина проблемы способностей. Однако в этой картине почти не представлен онтологический аспект проблемы способностей, психические механизмы способностей и одаренности. В результате в психологической науке образовалась своего рода пропасть между задатками и способностями, которую часто стараются не замечать. В настоящей работе представлена концепция познавательных способностей, их структуры и механизмов в единстве как генетически обусловленных, так и прижизненно сформированных механизмов. Данная концепция явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Л. С. Выготского по развитию высших психических функций, Б. Г. Ананьева по функциональным и операционным механизмам перцептивных процессов, Д. А. Ошанина по проблемам оперативности отражения, А. Р. Лурия по основам нейропсихологии, П. К. Анохина по физиологии функциональных систем, а также работ в области генетической психологии и др.

Опираясь на разработанные  автором представления о том, что такое способности, какова их структура и механизм функционирования, в книге предложено решение проблемы соотношения и взаимосвязи общих  и специальных способностей, исследованы  механизм развития способностей и пути диагностики способностей.

Способности есть проявление личности. Они всегда выражаются в  уровне мастерства, в искусстве, искусности человека. Мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые. И  эта реализация способностей может  существенно искажаться в зависимости  от того, свободен ли человек в самореализации, так же как свободен ли он в творчестве. Эта реализация детерминирована  внешним миром.

Но способности  человека могут входить и нередко  входят в противоречие с требованиями внешнего мира. Казалось бы, на первый взгляд, что человек должен, живя в данном мире, считаться с ним. Но, может быть, творческое начало способностей заключается именно в том, чтобы  выйти за границы этого мира. Между  тем наши способности находятся  как бы в оковах. И тот, кто свыкся с этими оковами, кто подчинил свои способности внешним требованиям, может проявлять способности  к исполнению лучше и удачливее  того, кто пытается вырваться из оков. Однако лучший исполнитель, как  правило, не способен на творчество. Это  способности исполнения в определенных условиях, а не свободного творчества.

Учение о способности  было приспособлено к нормативной  деятельности, предполагающей некий  способ ее выполнения. Способности  раскрываются прежде всего тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества. Но мы изучаем не способности вообще, а способности действовать в нормативном мире.

Нормативные способности  и способности творчества трагически противостоят друг другу. Мы же все  свои усилия сосредотачиваем на нормативных  способностях, на способностях, ангажированных нашей детерминированной жизнью, культурой, второй природой, созданной  человеком. Между тем способности  человека как представителя царства  животных — первородные способности  — часто входят в противоречия со способностями социального человека. И приходится констатировать, что  способности не только связаны с  нашей социальной жизнью, но и подавлены этой социальной жизнью, деформированы и подмяты ею. В обозначенное контексте представляется целесообразным рассмотреть проблемы общих и специальных способностей.

Генезис способностей как первичной стихии, как некоторой  природной, досознательной целостности, не испытавшей рефлексии и развитие способностей через раздвоение, через рефлексию, оценку, через свободу поведения еще нуждается в анализе.

Нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей. Но эту связь  надо видеть и надо раскрывать.

Автор выражает глубокую благодарность Н. А. Ансимовой, В. Н. Дружинину, А. В. Карпову, Н. В. Нижегородцевой, О. А. Таллиной, Л. В. Черемошкиной, В. Л. Шкаликову, Р. В. Шрейдер, С. В. Филиной, которые работали вместе с ним и во многом способствовали появлению на свет данной работы.

Особую благодарность  автор высказывает К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинскому, Е. П. Ильину, В. П. Кузьмину, БЖЛомову, В. Ф. Рубахину, М. С. Роговину, которые на разных этапах работы над книгой участвовали в обсуждении ее замысла и непременно доброжелательными и конструктивными советами и замечаниями способствовали развитию основных идей монографии.

Способности

Общеизвестным и  общепризнанным можно считать факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана  с определением того, что есть способности. На донаучном, интуитивном уровне понимание  последних не представляет принципиальных трудностей. Однако над научной разработкой  проблемы способностей в какой-то мере еще довлеют мнения, сложившиеся  в предшествующий период. Еще со времен Аристотеля и средневековой  схоластики способности рассматривались  как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т. п. Конечно, современная  психология в понимании этих «сущностей»  продвинулась вперед, но тем не менее какой-то элемент таинственности все же присутствует в изучении способностей. На состояние проблемы накладывает свой отпечаток на состояние проблемы и осуждение педологии, резко затормозившее изучение способностей отечественными психологами в советский период.

Это, безусловно, отразилось на разработке теории способностей. Указывая на недостаточную определенность понятия «способность», исследователи активно занимались изучением строения специальных способностей: музыкальных, педагогических, технических, математических и т. д. В результате психология способностей обогатилась большим количеством содержательных исследований, не раскрывающих, однако, самого понятия «способности». Следует отметить, что и в других науках очень многие понятия оставались длительный период без дефиниций или определялись неправильно. В настоящей работе содержится изложение общих концептуальных положений проблемы способностей. Во-первых, способности рассматриваются как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция. Во—вторых, представлен онтологический аспект этих качеств личности, базирующийся на понимании психики как свойства мозга, которое проявляется при взаимодействии человека с окружающим миром. . .

Содержание понятия «способности»

Категория «способности»  относится к основным категориям психологии. Аристотель выделял  основных категорий, под которые подпадало все, что подлежит осмыслению: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В качестве наиболее общих часто выделяют три категории: вещь, свойство (или качество) вещи, отношение одной вещи к другой. Следовательно, способность может рассматриваться или как вещь, или как свойство вещи, или как отношение одной вещи к другой.

Мы нередко сталкиваемся с выражениями типа: алмаз способен резать стекло; атом способен делиться; зеленый лист способен усваивать  солнечную энергию; клетка способна переходить из состояния покоя в  состояние активности; мозг способен отражать объективно существующий мир  и т. д.

Из приведенного явствует, что понятие «способности»  относят не только к человеку, но и к любой вещи неорганического  и органического мира, естественной или искусственно созданной, находящейся  на разных ступенях эволюционного развития.

Анализ использования  понятия «способности» показывает, что оно применяется как категория  свойства (качества) вещи.

Действительно, приведенные  выражения можно перефразировать  и сказать: клетка обладает свойством  переходить из состояния покоя в  состояние активности; мозг обладает свойством отражать объективно существующий мир; алмаз обладает свойством резать стекло и т. д.

Таким образом, понятие  «способность» и понятие «свойство» (качества) в данном случае выступают  как тождественные. Но всегда ли они  тождественны? Очевидно, нет. Способности  тождественны не любому свойству вещи, а такому, которое дает ее функциональную характеристику. Способности можно  определить как свойство или совокупность свойств (качеств) вещи, системы, проявляющихся  в процессе функционирования; допустимо  сказать, что это функциональные свойства вещи, обусловливающие эффективность  реализации вещью некоторой функции. Способности (свойства вещи) проявляются во взаимодействии вещей, функционировании систем.

Способности как  свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов  этой структуры. По отношению к последним свойства объекта выступают как качества. Любое свойство проявляется в единстве качества и количества, имеет меру выраженности. Следовательно, способности также должны иметь меру выраженности, конкретную по отношению к каждому свойству, к другим вещам и способу проявления.

Обратимся к свойствам  особым образом организованной материи (головной мозг, нервная система), т. е. психическим способностям, реализующим  функции отражения объективно существующего  мира и регуляции поведения. Это  способности ощущать, мыслить, чувствовать  и т. д. В настоящее время еще  не совсем ясно, как они проявляются, каков механизм их развития и функционирования. Однако ученые интенсивно работают над  решением данного вопроса, и сейчас многое можно объяснить, опираясь на экспериментальные факты.

Современные научные  данные позволяют представить мозг как суперсистему, которая формируется  из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические  функции. Функциональные системы специализированы вследствие своего строения и свойств  элементов, из которых они сформированы. Они обладают способностью (свойством), благодаря которой в психическом  процессе человек ощущает, мыслит, чувствует, действует, запоминает и т. д.

Учитывая изложенное, остановимся кратко на широко распространенном определении способностей как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности деятельности. При таком подходе к способностям онтологический аспект проблемы переносится на задатки, под которыми понимаются анатомо-физиологические особенности человека, составляющие основу развития способностей. Решение психофизиологической проблемы заводилось в тупик в контексте способностей как таковых, поскольку способности — психологическая категория — не рассматривались как свойство мозга. Не более продуктивен и признак успешности, ибо успешность деятельности определяется и целью, и мотивацией, и многими другими факторами. Продуктивно определить способности как особенности можно только по отношению их к единичному и всеобщему. Всеобщим (общим) для каждой способности, очевидно, является свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция. Каждое свойство представляет собой сущностную характеристику функциональной системы. Именно для того, чтобы реализовать это свойство, формировалась конкретная функциональная система в процессе эволюционного развития человека, например свойство адекватно отражать объективный мир (восприятие) или свойство запечатлевать внешние воздействия (память) и т. д. Свойство проявляется (обнаруживается) в процессе деятельности. Таким образом, мы можем теперь определить способности с позиции всеобщего как свойство функциональной системы, реализующее отдельные психические функции.

В науке различают  два вида свойств: те, которые не обладают интенсивностью и поэтому  не могут ее менять, и те, которые  обладают интенсивностью, т. е. могут  быть больше или меньше. Гуманитарные науки имеют дело главным образом  со свойствами первого вида, естественные — со свойствами второго вида. Психические  функции характеризуются свойствами, которые обладают интенсивностью, мерой  выраженности. Это позволяет определить способности с позиции единичного (отдельного, индивидуального). Мы должны рассмотреть, как то или иное свойство выражено у конкретного индивида. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства; мера — следствие диалектического единства качественного и количественного проявлений свойства.

Информация о работе Способности и интеллект человека