Вернемся к тезису
С. Л. Рубинштейна: «Из проблемы, таким
образом, как бы "вычерпывается"
все новое содержание, она как
бы поворачивается каждый раз своей
новой стороной, в ней выявляются
все новые свойства». Мы уже видели,
что процесс «вычерпывания» представляет
собой развернутую деятельность. Следует
подчеркнуть главное:выявление новых
свойств еще не есть решение проблемы.
Проблема решается на основе новых знаний,
но механизм собственно решения этим не
объясняется.
На основе изложенного,
можно сделать заключение, что
функциональные механизмы мышления
пока недостаточно изучены, операционные
механизмы мышления односторонне представлены
логическими операциями и методом
мышления. Мы считаем, что помимо этого
в качестве операционных механизмов
мышления выступают познавательные
способности, причем в мышлении отдельные
познавательные способности интегрируются,
проявляются системно в режиме взаимодействия.
Таким образом, формирование и развитие
психических функций одновременно
выступает как процесс интеграции
интеллекта.
Анализ мыслительных
способностей раскрывает иерархию познавательных
способностей, в которой иерархии
отдельные познавательные процессы
выступают в роли операционных механизмов
мышления. Однако если использовать при
анализе в качестве исходной другую
познавательную способность, то нетрудно
показать, что уже мышление будет
выступать в роли одного из операционных
механизмов. «Исследования психических
процессов (или функций) показывают
их неразрывную связь и взаимопереходы.
Когда изучается, например, восприятие,—
отмечал Б. Ф. Ломов,— то обнаруживается,
что в принципе невозможно создать условия,
которые позволили бы отпрепарировать
его от памяти, мышления, эмоций и т. д.
В реальный процесс восприятия включается
и память, и мышление, и т. д. ». Иерархия
познавательных способностей оказывается
подвижной и определяется тем, какая из
познавательных способностей выбрана
в качестве исходной, т. е. тем, что мы поставим
в вершине. Это можно представить графически
на примере восприятия, памяти и мышления.
Итак, способность,
понимаемая с позиций системного
подхода как свойство функциональной
системы, есть одна из «клеточек», та единица
диагностического анализа, на основе которой
можно построить всю систему
познавательных способностей как систему
свойств функциональных систем мозга,
реализующих отражательную функцию.
Такое понимание способностей позволяет
сделать значительный шаг в направлении
целостности анализа психики
при любых акцентах и любом
уровне ее рассмотрения. Чтобы объяснить
результаты при разной успешности выполнения
той или иной деятельности личностью,
необходимо провести анализ ее способностей.
Это возможно на основе предлагаемой
концепции, в которой способности
и деятельность не противопоставляются,
а рассматриваются в диалектическом
единстве их формирования и развития.
Кроме решения вопроса
о структуре способностей появляется
также возможность приблизиться
к пониманию развития способностей
как основной проблемы психодиагностики.
В психологии наиболее
распространена точка зрения, согласно
которой способности понимаются
как продукт прижизненного формирования.
Определяющая роль в этом процессе
принадлежит обучению, которое ведет
за собой развитие. Диалектико-материалистическую
основу решения вопроса о детерминации
развития психики последовательно
отстаивал С. Л. Рубинштейн, который
утверждал, что все внешние воздействия
на человека проявляются, лишь преломляясь
через его внутренние условия. Можно
сказать, что генезис способностей
— это комплекс вопросов о соотношении
биологического и социального в
способностях, о задатках и способностях,
о движущих силах развития способностей.
Этот сложный вопрос решался и
решается по-разному. Например, зарубежные
психологи, как отмечали Б. М. Теплов,
К. М. Гуревич, А. Анастази, либо сближают
понятие способностей с уровнем наличных
достижений субъекта, либо сводят его
к врожденным потенциям индивида, определяющим
возможности его развития в дальнейшем.
Но независимо от понимания способностей
проблема развития «решается» одинаково:
«тесты способностей диагностируют уровень
развития, достигнутый субъектом в одном
или нескольких видах способностей».
Развитие способности
— это развитие системы, реализующей
ту или иную функцию; это процесс
системогенеза. Понимание развития способностей
как системогенеза функциональной системы
позволяет проанализировать изменения
способностей с точки зрения выделенных
выше признаков развития.
Благодаря этому
возникает возможность охарактеризовать
появление новообразований функциональной
системы способностей (операционных
механизмов, регулирующих механизмов),
их безотносительность к любому заранее
установленному эталону, их обусловленность
определенной зрелостью функциональных
систем. Кроме того, через понимание
системных механизмов можно понять
и объяснить, насколько то или
иное изменение способностей меняет
их строение и, как следствие, участвует
в повышении эффективности реализации
различных психических функций.
Представление о структуре способностей
как о функциональной системе
позволяет рассматривать новообразования
этой системы как качественно
специфический уровень развития
психики, «снимающий» характеристики
нижележащих уровней. Таким образом,
понимание способностей как свойств
функциональных систем дает основания
для выделения способностей в
качестве одной из единиц диагностического
анализа, имеющей монистическую, деятельностную
природу, содержание которой характеризуется
единством абстрактного и конкретного,
а развитие позволяет выделить качественные
модификации на различных уровнях детерминации
поведения. Таким образом, в данном случае
мы имеем дело со свойством, которое обнаруживается
в процессе реализации функций и проявляется,
оформляется в каких-либо состояниях,
итогах или результатах.
Общие и
специальные способности
Вопрос об общих
и специальных способностях является
одним из наиболее запутанных в психологической
теории способностей. Стремление показать
уникальность отдельных профессий
с точки зрения их обусловленности
личностными качествами привело
к многочисленным исследованиям
в области педагогических, музыкальных,
организаторских способностей, но это
не прояснило ситуации. Предлагаемое
в настоящей работе понимание
способностей как свойств функциональных
систем, реализующих отдельные психические
функции, а также разработанная
автором структура способностей
позволяют сформулировать гипотезу
относительно проблемы общих и специальных
способностей.
С нашей точки
зрения, феномен «специальных» способностей
как отличных от общих является фантомом.
Человек от природы наделен общими способностями.
Природа не могла позволить себе роскоши
закладывать специальные способности
для каждой деятельности (или хотя бы для
некоторых из них). Любая деятельность
осваивается на фундаменте общих способностей,
которые развиваются в этой деятельности.
Принципиальным моментом, оставшимся
вне поля зрения большинства исследователей,
является оперативный характер развития
способностей, характеризующийся тонким
приспособлением свойств личности к требованиям
деятельности (как и обратный процесс
— приобретение деятельностью индивидуального
лица).
Таким образом, выполненное исследование
профессиональных способностей подтверждает
высказанную гипотезу о специальных способностях
как об оперативной форме общих способностей.
Полученные данные
позволяют сделать и практический
вывод о возможности создания
некоторого стандарта общих профессиональных
способностей и последующей разработки
стандартизированных измерительных
процедур. Это будет крайне полезно,
так как обеспечит сравнимость
результатов исследований в области
профессиографии.