Становление Российского государства в XVI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика той системы российского управления, которая сложилась в России к середине XVI века, в частности в результате реформ государственного управления, проведенных при Иване Грозном. Можно ли назвать Россию сословно-представительной монархией? Сложились ли в России в исследуемый период времени сословия и что представляли собой реформы государственного управления? Эти вопросы мы попытаемся осветить, учитывая, по возможности, те исторические исследования, которые появились за последние годы.
Российская история XVI в. привлекает к себе внимание многих исследователей, но между ними не существует единства мнений по вопросам той формы правления, которая сложилась в России в процессе ликвидации феодальной раздробленности.

Содержание

Введение……………………………………...………………………………...…3
1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в. ………………………………………………….…6
1.1. Сельское хозяйство и крестьянство…………………………………………6
1.2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди……………………..9
1.3. Город и городское население……………………………………………....10
1.4. Казачество…………………………………………………………………...12
2. Внутренняя политика Ивана Грозного…………………………………...14
2.1. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги………………..16
2.2. Опричнина Ивана IV, её последствия……………………………………..19
Заключение………………..…………………………………………………….27
Список литературы…………………………….………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Город и  городское население.

 

В начале ХVI в. на огромной территории российского государства насчитывалось около 130 поселений городского типа. Из них только Москву (130 тыс.) и Новгород (32 тыс.) можно отнести к достаточно крупным городам. Значительными городскими центрами являлись Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород и ряд других, тогда как большинство сохраняло свой сельский облик. Общая численность городского населения не превышала 300 тыс. человек.

Города становились  центрами ремесла и торговли. На рынок производили свою продукцию  гончары и кожевники, сапожники и ювелиры и т.д. Число и специализация городских ремесел в целом обеспечивали потребности сельских жителей. Вокруг городов складываются местные рынки, но т.к. основной массе крестьян добираться до них было слишком далеко и неудобно, то значительную часть ремесленной продукции они производили сами.

Таким образом, натуральный  характер крестьянского хозяйства, общая экономическая отсталость страны стояли на пути формирования рыночных отношений. В кон. ХV в. в Москве возникла государственная мануфактура по изготовлению пушек и другого огнестрельного оружия. Но полностью покрыть потребности армии в современном вооружении она не могла. Кроме того, Россия не имела разведанных месторождений цветных и благородных металлов, серы, железо добывали только из бедных болотистых руд. Все это делало необходимым как развитие собственного производства, так и расширение экономических связей со странами Западной Европы. Объемы же внешней торговли той эпохи находилось в прямой зависимости от успехов морской торговли.

Население городов (т.н. “посадский люд”) было достаточно пестрым по своему составу и дифференцировалось по роду занятий. Ремесленники, мелкие торговцы, огородники объединялись по территориальному признаку в сотни и полусотни. Ремесленных цехов в чистом виде Россия не знала. Купцы объединялись в корпорации гостей и суконников, которые обладали большими привилегиями, и по ряду пунктов их статус сближался с положением боярства. Именно из них избирались руководители городского самоуправления, ведающего сбором налогов и организацией отбывания различных повинностей. Однако общее управление городами находилось в руках великокняжеской власти и осуществлялось через ее наместников. Городская земля считалась собственностью государства.

В целом в русских  городах так и не сложился “городовой строй”, аналогичный западноевропейскому, городское население все более попадало в зависимость от государства.

 

4. Казачество.

 

В ХVI в. на южных и юго-восточных границах Российского государства продолжалось складывание казачества (от тюркского “казак” - вольный человек, удалец) - особой социальной группы из местного разноэтнического и беглого крестьянского и посадского населения. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы; земледелие начинает распространяться не ранее конца ХVII в. Вероятно, беглые не пахали, боясь привлечь на новые земли государственных чиновников-сборщиков налогов и помещиков. Источниками существования служили также военная добыча и жалование от государства.

Все важнейшие дела обсуждались  на общем сходе, казацком круге, где к тому же выбирались атаманы и старшины. Автономная казацкая вольница долгое время существовала независимо от государства и не возвращала беглых. Например, у донских казаков действовал принцип: “С Дона выдачи нет”. При этом часть казачества поступала на службу государству, например, в качестве пограничной стражи, за что получала жалование. Эти казаки позже назывались реестровыми, так как они вносились в специальный список (реестр). С другой стороны, казацкая вольница периодически потрясала основы русского государства и по мере своего укрепления, государство старалось взять ее под контроль, сумев, в итоге, превратить в надежную опору власти1.

____________

1Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения: В 9 т. - М., 1987. Т. 1. Ч. 1. -С. 430.

 Таким образом, русская деревня  1-ой пол. ХVI в. переживает период подъема, достигаемого за счет “больших расчисток” земель по пашню, роста численности населения, занятия домашними ремеслами, относительной внутриполитической стабильности и обеспечения внешней безопасности. При этом государство и феодалы еще не настолько окрепли, чтобы своими

чрезмерными налогами и  податями лишить крестьянина заинтересованности в результатах труда.

Получает дальнейшее развитие феодальное землевладение, различия между вотчинами и поместьями начинают стираться. Боярство и верхи служилого сословия объединяются в рамках “Государева двора”, а их материальное и служебное положение все более определяется близостью к княжеской власти.

Русский же город в целом отстает  в своем развитии и не может обеспечить в полной мере потребности общества и государства в промышленной продукции. Вокруг городов складываются местные рынки, но общенациональный еще не сложился. Города находятся в полной зависимости от великокняжеской власти, отсутствие сословных организаций ремесленников и купцов, отстаивающих свои права и свободы, препятствует формированию “городового строя” без чего невозможен их подлинный расцвет.

Таким образом, развитие России первой половины ХVI в. характеризовалось разнообразием социально-экономических укладов и, в целом, поступательным движением вперед, политическую основу которого создавало объединение страны. Однако при той огромной роли, которую приобретало государство, решающим образом воздействовавшее на все сферы жизни, будущее страны попадало в сильную зависимость от политики великокняжеской власти.

 

 

2. Внутренняя политика Ивана Грозного.

 

После смерти Василия III (1533) великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской — матери Ивана. В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Было запрещено покупать землю у служилых людей, усилен контроль за ростом монастырского землевладения, приняты меры по сокращению податного и судебного иммунитета церкви. Проведенная в 1535г. денежная реформа устраняла разнобой между московской и новгородской денежными системами. В эти годы была предпринята попытка изменить управление на местах: из среды служилых людей избирались губные старосты, им в помощь из числа черносошных крестьян избирались целовальники. В ведении губных старост находились вопросы судопроизводства по наиболее важным вопросам, прежде всего о «разбое» и «татьбе». После смерти Елены Глинской в 1538г. началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Вольских, Шуйских, Воронцовых. Одни из бояр (Глинские, Вольские) проводили политику ограничения власти наместников и волостелей, другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии. К власти приходила то одна, то другая группировка. В годы боярского правления (1538— 1547) были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер. Расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом.

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего  Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Царевич был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей. Наделенный от природы блестящими способностями, любознательный и начитанный, молодой царь отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от радости к гневу, от буйного веселья к глубокой депрессии. Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, насилия, предательства, он исподволь привыкал к ним, в его характере формируются пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Уже в 13 лет Иван вынес свой первый смертный приговор князю Андрею Шуйскому.

Распри вельмож, разгул и притеснения бояр-кормленщиков, усиление набегов со стороны Казанского и Крымского ханств вызвали недовольство многих слоев населения. С надеждой они смотрели на Ивана IV. В 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой Орды.

 Провозглашение Ивана IV царем имело большое историческое значение:

> во-первых, оно уравнивало  по чину Ивана IV с восточными соседями- астраханским и казанским ханами - наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси;

> во-вторых, превращение  Руси в Российское государство  как бы предопределяло ее значение как «третьего Рима» — центра православия после падения «второго Рима» — Византии;

> в-третьих, царский  титул ставил Ивана IV выше европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского и др.;

> в-четвертых, провозглашение Ивана IV царем резко возвысило его над другими русскими князьями; отныне он почитался как «великий государь»;

> в-пятых, ритуал  венчания Ивана IV на царство имел значение и для православной церкви. Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы, ибо царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви.

2.1. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.

 

К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были «мужи разумные и совершенные». Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.

В 1549г. был созван первый Земский собор — совещательный  орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских  людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов — бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

> военная;

> судебная — был  принят новый общерусский Судебник 1550 года;

> церковная;

> реформы центрального  и местного управлений.

Начали с преобразований военных. Были запрещены местнические споры между воеводами во время  походов, все они подчинялись  первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. Одновременно было решено «испоместить» в Московском уезде «избранную тысячу», т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье, а в мирное время жили как посадский люд. Сначала в стрелецкое войско было набрано 3000 человек. Они были разделены на 6 «приказов» (полков) по 500 человек каждый и составляли личную охрану царя. К концу XVI века в России уже было 25 000 стрельцов. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российского государства.

В 1550г. был принят новый  Судебник Ивана IV, способствовавший укреплению централизованной власти. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» (поединок между спорящими, «за правыми сила»). Вводилась смертная казнь «за разбой». При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и «целовальников», которые избирались из посадских людей и черного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника 1497г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер «пожилого». В 1581г. впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год.

В 1551г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород.

Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также ростовщическая деятельность.

При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы  являлись особыми органами государственной  исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления — главная опора центральной власти.

В середине 50-х годов  была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и  земским старостам. Они подчинялись  Разбойному приказу. Была отменена система  «кормлений» наместников (1555г.), ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Введено ограничение местничества. Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти.

В 1560г. Избранная рада прекратила свое существование. До сих  пор не выяснен до конца вопрос: что послужило этому причиной? Может быть, одним из ответов является известный спор между Иваном IV и князем-беглецом Андреем Курбским. Знатный ярославский князь, заслуженный воевода, государственный советник, личный и доверенный друг царя, который входил в Избранную раду, он в апреле 1564г., в один из самых трудных для России моментов Ливонской войны, бежал в стан неприятеля к Сигизмунду II Августу. Историки называют несколько причин такого поступка. Сам же Курбский в своих гневно-обличительных посланиях, направленных царю, упрекает его в страшных жестокостях по отношению к людям ему близким и преданным, в том, что царь, «вымышляя клевету», различными муками истязал души верных «предстателей отечества». По мнению Курбского, царь, должен прислушиваться к мнению мудрых советников, воздавать по заслугам тем, кто «пылали усердием к Царю и отечеству». Царь в столь же гневном ответе Курбскому клеймит изменника, заявляет о неограниченности своей власти, полученной от Бога. «Доселе Владетели Российские были вольны, независимы: жаловали и казнили своих подданных без отчета. Так и будет!..»1

Можно выделить несколько причин распада Избранной рады, но все они сводятся к личностным чертам Ивана IV.

> деспот Иван IV хотел править единолично, не имея рядом советников, которые стесняли его;

> царь не доверял  окружению;

> Иван IV не умел терпеливо ждать, когда его политика принесет результаты, а советники предлагали путь медленных, постепенных реформ.

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке