Становление Российского государства в XVI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Российское государство в первой половине XVI века обладало большой территорией, площадь которой достигала 2,8 млн км2. В целом по размерам территории Россия уже в 1547 г. стала крупнейшим государством Европы после Священной Римской империи Германской нации.

Содержание

1.Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в.
2.Внутренняя политика Ивана Грозного:
2.1 реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.
2.2 опричнина Ивана IV, ее последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление Российского государства в XVI веке.docx

— 75.74 Кб (Скачать файл)

жизни его матери, Елены Глинской, политическая борьба в среде мос-

ковского боярства еще сдерживалась. Но ее смерть в 1538 г. открыла

полосу  ожесточенной борьбы боярства за представительство  в Боярской

думе, за прямое влияние на мальчика-государя. Особенно ожесточенно

борьба  велась между боярскими группировками  Шуйских и Бельских.

В их программах не было большой разницы. Все группировки  в годы

боярского правления пытались продолжать централизаторские меро-

приятия, начатые при Василии III и Елене  Глинской. Но беспринципная

борьба  за власть дезорганизовывала правительственную  деятельность.

Усилились местнические споры, возросла бесконтрольность

в земельных  пожалованиях. Боярские междоусобицы задержали про-

цесс реформирования госаппарата, но не остановили его.

Существовала  настоятельная потребность в  обретении стабиль-

ности. Эта задача напрямую была связана с усилением государствен-

ного аппарата управления, укреплением власти, реформами. Послед-

ние по своему содержанию объективно должны были быть направлены

на  усиление централизации. Другой вопрос, что различные сословные

группы, политические деятели предлагали свои варианты и модели

централизации.

Необходимую стабильную обстановку для проведения масштаб-

ных реформ создало венчание Ивана IV на царство (1547 г.). Иван IV был

провозглашен первым русским царем не случайно. Царский титул под-

рывал возможные попытки притязания удельных князей на соправитель-

ство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям

«великих  держав». Укрепление авторитета центральной  власти способ-

ствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.

Молодой царь был сторонником дальнейшего  укрепления само-

державной власти, его идеалом была неограниченная монархия. Он

считал, что только сильная единоличная  власть может сплотить обще-

ство и спасти его от раздоров. Особенно резко он критиковал польско-

го короля, который избирался дворянством – шляхтой, а шведского

короля  за его слабые права он называл  старостой в волости.

Начало  правления Ивана IV осложнилось пожаром  в Москве ле-

том 1547 г. Посадские люди обвинили в пожаре князей Глинских.

Волнения  охватили Псков, Коломну, Великий Устюг. Выступления

свидетельствовали о недовольстве различных слоев  общества. Для

восстановления  стабильности в обществе необходимо было укрепить

положение власти, совершенствовать государственный аппарат, найти

компромисс  с Боярской думой. Все эти задачи можно было решить пу-

тем реформ.

Около 1549 г. вокруг царя сформировался круг приближенных

к нему деятелей – сложился правительственный  кружок, который во-

шел в  историю под названием Избранной рады. Возглавлял это прави-

тельство Алексей Федорович Адашев, яркий и талантливый государст-

венный  деятель, выходец из богатого, но не слишком древнего рода

костромских вотчинников. Большую роль в деятельности Избранной

рады  играл князь Андрей Курбский. Участвовал в этом правительстве

и священник  придворного Благовещенского собора Сильвестр. Влиял

на  политику правительства и глава  церкви митрополит Макарий. Из-

бранная рада стала органом, который осуществлял  непосредственную

исполнительную  власть и формировал новый аппарат  государственно-

го управления. Деятелями Избранной рады была проведена серия

серьезных реформ, направленных на централизацию  государства.

В 1549 г. был созван первый Земский собор, состоявший из Бо-

ярской думы, представителей духовенства и феодалов. Он стал со-

словно-представительным учреждением, предназначенным для реше-

ния важнейших вопросов внутренней и внешней политики. И хотя

Земские соборы в XVI веке собирались нерегулярно, характер пред-

ставительства в них не был четко определен, и они еще не были посто-

янным органом власти, само появление таких учреждений было пока-

зателем степени объединения русских земель в единое государство,

роста политического значения дворянства и участия церкви в системе

государственного  управления. Земские соборы стали (наряду с Бояр-

ской думой) институтами сословно-представительной монархии.

На  Земском соборе 1549 г. Иван IV заявил о  необходимости

проведения  внутренних реформ, целью которых  была дальнейшая цен-

трализация государства (рис. 4.2). 1550-е годы стали временем актив-

ного проведения этих преобразований, вошедших в историю как ре-

формы Избранной рады. Реформы охватили многие сферы государст-

венной  жизни.

Центральной реформой стало изменение принципа местного

управления. В 1555–1556 гг. кормления были отменены, вместо них

создавались принципиально новые органы местной  власти.

Земские органы власти стали выборными, а  не назначаемыми из

центра. Во главе их стояли «выборные головы», или старосты, из мест-

ных феодалов. В их руках концентрировались функции управителей

и судей. Аппарат местного управителя состоял  из дьяка (подьячего), за-

ведовавшего канцелярией, и целовальников из местных крестьян. Тер-

мин «целовальник»  произошел от обычая целовать крест  во время при-

несения присяги. В городах выбирали земских  старост, обычно из за-

житочной верхушки, а в помощь им – земского дьяка и целовальников.

Новые органы власти осуществляли исполнение поступавших

из  центра распоряжений, сбор и отправку в столицу налогов, они же

отвечали  за исправное отбывание государевых  повинностей (строи-

тельство городов, оборонительных сооружений, дорог и т. п.). В сфере

суда  земские органы обладали меньшими полномочиями. Органы вла-

сти на местах стали более подконтрольны центру, чем кормленщики.

Доходы, ранее получаемые кормленщиками, теперь поступали в казну.

Местная администрация стала получать из Москвы жалование.

Отмена  кормлений явилась заключительным актом длительного

процесса  преобразования местного управления. Еще при Елене Глин-

ской началась, а в годы боярского правления продолжалась губная ре-

форма. Суть ее в следующем. Дворяне избирали в каждом уезде, где

было  введено губное управление, из своей  среды губных старост. Им

была  поручена борьба с наиболее опасными для феодального государ-

ства преступлениями – «разбоями». Судебник 1550 г. целиком отдал

«разбойные  дела» в руки губных старост. Когда  были отменены корм-

ления, то губные старосты вместе с городовыми приказчиками (также

выбирались  из местных дворян) возглавили уездную  администрацию.

В отличие  от пришлых в уезде людей –  наместников и волостелей, они

были  кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жесткого

порядка. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также

в городах  население выбирало земских старост, обычно из наиболее

зажиточных  слоев черносошного и посадского населения.

В реформах Избранной рады отмена кормлений, земская  рефор-

ма – центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой пере-

стройку судебной и финансово-налоговой  систем, центральных и мест-

ных органов власти. С отменой кормлений возникла потребность в цен-

трализации сбора налогов. В связи с перераспределением властных

прерогатив  в пользу центра возросло значение приказов, что, в свою

I Земский  собор

(1549 г.)

Собор примирения

Ограничение власти

кормленщиков,

наместников

и волостителей на местах

Выборные  губные

и земские  старосты

Передача  управленческих

и судебных функций

от  кормленщиков

к выборным

должностным лицам

очередь, способствовало дальнейшему развитию приказной системы.

Эти же реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их

по  принципу денежного обеспечения  – «государево жалованье». Зем-

ская реформа способствовала объединению провинциального дворян-

ства в уездные корпорации – служилые «города», которые стали важ-

ным институтом сословного устройства основной массы помещиков.

В 1550-х  годах начали перестраивать и  центральные учреждения.

Была  сформирована приказная система  управления с постоянным шта-

том служащих и определенным бюджетом. Отраслевые органы управ-

ления – приказы (первоначально они назывались «избами») ведали оп-

ределенными вопросами государственной жизни. Внешней политикой

занимался Посольский приказ во главе с И. М. Висковатым. А. Ф. Ада-

шеву был поручен Челобитный приказ. Там принимали жалобы на имя

царя  и проводили расследования по ним. Это был, таким образом, выс-

ший орган контроля. Поместный приказ ведал землевладением феода-

лов. Разбойный  приказ разыскивал и судил «лихих людей», ведал сыс-

ком и  судом по делам высшей уголовной  юрисдикции и был верхней

инстанцией  для всех местных судов. Сбор дворянского  ополчения, на-

значение  воевод были в компетенции Разрядного приказа, ведавшего

обороной  государства. Стрелецким войском ведал  Стрелецкий приказ.

Несколько приказов заведовали сбором прямых и  косвенных налогов

(Казна,  приказ Большого прихода). Число  приказов к концу XVI века

достигло  двадцати. С присоединением новых  территорий создавались

новые территориальные приказы (Казанский, Сибирский).

Сформировалась  новая система органов власти и управления.

Вместе  с тем реформы не завершили  процесса централизации.

Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы

правительство могло обойтись без участия представителей сословий

в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей. Россия, таким

образом, развивалась в направлении сословно-представительной мо-

нархии – формы правления, предусматривающей участие сословных

ЦАРЬ

Власть  на местах: городовые, приказчики, губные старосты, головы

Митрополит

(патриарх  с 1589 г.)

Церковный собор Земский собор Боярская дума

Приказы

представителей  в управлении страной. В Западной Европе сословно-

представительная  монархия предшествовала абсолютизму, в России–

политической  централизации. В России, в отличие от Западной Евро-

пы, где сословными были высшие органы власти (Генеральные штаты,

парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось

снизу, с местных органов власти.

В период реформ завершилось формирование вооруженных  сил

России.

Их  основу составляло поместное ополчение, включавшее всех

годных  к службе дворян с нормированным  числом боевых холопов-

послужильцев. В ходе проведения военной реформы было принято

Уложение  о службе (1556 г.), которое определило порядок несения во-

енной службы вотчинниками и помещиками, а также численность их

военных слуг в зависимости от размеров земельных  владений. Теперь

с каждых 150 десятин возделываемой земли  феодал должен был выста-

вить  одного полностью экипированного конного  воина. В 1550 г. соз-

данные  еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы

в стрелецкое войско. Стрельцов было несколько  тысяч, они получали

денежное  жалованье, огнестрельное оружие и  обмундирование.

В 1550 г. была создана Избранная тысяча лучших детей бояр-

ских и наделена поместьями в окрестностях Москвы. Некоторые ис-

следователи (например Н. И. Костомаров) полагают, что это делалось

для того, чтобы заменить доходы кормлений наместников и волосте-

лей земельными дачами. Так образовался отряд  «дворян московских»,

служивших по «московскому списку» и занимавших наиболее приви-

легированные  и выгодные должности как в войске, так и в аппарате

центрального  управления.

«Дворяне  московские» составляли костяк дворянства. Осталь-

ные служили «с городов» и назывались «дворными» и «городовыми»

(позже  – «дворянами»). Тем не менее испоместить тысячу дворян не

удалось, так как в центральных уездах просто не хватало для этого

свободных земель.

Уже во второй половине XVI века к русскому войску относи-

лись казаки. Казачье войско сложилось на Дону как особая военная

вольница, практически независимая от московского  правительства.

Активная  внешняя политика России неуклонно  приводила к сближе-

Создание

стрелецкого войска

(1550 г.)

Введение

Уложения  о службе

(1556 г.)

Попытка формирования

Избранной тысячи

Этапы военной реформы

 

нию власти с казачеством, которое постепенно стало использоваться

как регулярное войско для несения пограничной  службы в новых юж-

ных городах. Казаки обосновались здесь станицами.

В ходе реформ было упорядочено местничество. Хотя местни-

чество и давало аристократии некоторые гарантии сохранения ее гос-

подствующего положения, оно вместе с тем выдвигало те роды, кото-

рые издавна и верно служили великим князьям московским. Однако

решение местнических дел было очень сложным: против одной цепоч-

ки «случаев» при желании выдвигалась другая. Перед каждым похо-

дом начинались затяжные споры. «С кем кого ни пошлют на которое

дело, ино всякой разместничается», – жаловался Иван IV в 1550 г.

В том  же году были ограничены случаи, когда  служба считалась со-

вместной, и местнические счеты стали несколько упорядоченнее. Цен-

тральная  власть не могла еще отменить систему  местничества, указ

1550 г.  ввел лишь некоторое ее ограничение.  Было признано, что мо-

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке