Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:12, контрольная работа
Российское государство в первой половине XVI века обладало большой территорией, площадь которой достигала 2,8 млн км2. В целом по размерам территории Россия уже в 1547 г. стала крупнейшим государством Европы после Священной Римской империи Германской нации.
1.Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в.
2.Внутренняя политика Ивана Грозного:
2.1 реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.
2.2 опричнина Ивана IV, ее последствия.
жизни его матери, Елены Глинской, политическая борьба в среде мос-
ковского боярства еще сдерживалась. Но ее смерть в 1538 г. открыла
полосу ожесточенной борьбы боярства за представительство в Боярской
думе, за прямое влияние на мальчика-государя. Особенно ожесточенно
борьба велась между боярскими группировками Шуйских и Бельских.
В их программах не было большой разницы. Все группировки в годы
боярского правления пытались продолжать централизаторские меро-
приятия, начатые при Василии III и Елене Глинской. Но беспринципная
борьба
за власть дезорганизовывала
Усилились местнические споры, возросла бесконтрольность
в земельных пожалованиях. Боярские междоусобицы задержали про-
цесс реформирования госаппарата, но не остановили его.
Существовала настоятельная потребность в обретении стабиль-
ности. Эта задача напрямую была связана с усилением государствен-
ного аппарата управления, укреплением власти, реформами. Послед-
ние по своему содержанию объективно должны были быть направлены
на усиление централизации. Другой вопрос, что различные сословные
группы, политические деятели предлагали свои варианты и модели
централизации.
Необходимую стабильную обстановку для проведения масштаб-
ных реформ создало венчание Ивана IV на царство (1547 г.). Иван IV был
провозглашен первым русским царем не случайно. Царский титул под-
рывал возможные попытки притязания удельных князей на соправитель-
ство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям
«великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способ-
ствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.
Молодой царь был сторонником дальнейшего укрепления само-
державной власти, его идеалом была неограниченная монархия. Он
считал, что только сильная единоличная власть может сплотить обще-
ство и спасти его от раздоров. Особенно резко он критиковал польско-
го короля, который избирался дворянством – шляхтой, а шведского
короля за его слабые права он называл старостой в волости.
Начало правления Ивана IV осложнилось пожаром в Москве ле-
том 1547 г. Посадские люди обвинили в пожаре князей Глинских.
Волнения охватили Псков, Коломну, Великий Устюг. Выступления
свидетельствовали о недовольстве различных слоев общества. Для
восстановления стабильности в обществе необходимо было укрепить
положение власти, совершенствовать государственный аппарат, найти
компромисс с Боярской думой. Все эти задачи можно было решить пу-
тем реформ.
Около 1549 г. вокруг царя сформировался круг приближенных
к нему деятелей – сложился правительственный кружок, который во-
шел в
историю под названием Избранно
тельство Алексей Федорович Адашев, яркий и талантливый государст-
венный деятель, выходец из богатого, но не слишком древнего рода
костромских вотчинников. Большую роль в деятельности Избранной
рады играл князь Андрей Курбский. Участвовал в этом правительстве
и священник
придворного Благовещенского
на политику правительства и глава церкви митрополит Макарий. Из-
бранная рада стала органом, который осуществлял непосредственную
исполнительную власть и формировал новый аппарат государственно-
го управления. Деятелями Избранной рады была проведена серия
серьезных реформ, направленных на централизацию государства.
В 1549 г. был созван первый Земский собор, состоявший из Бо-
ярской думы, представителей духовенства и феодалов. Он стал со-
словно-представительным учреждением, предназначенным для реше-
ния важнейших вопросов внутренней и внешней политики. И хотя
Земские соборы в XVI веке собирались нерегулярно, характер пред-
ставительства в них не был четко определен, и они еще не были посто-
янным органом власти, само появление таких учреждений было пока-
зателем степени объединения русских земель в единое государство,
роста политического значения дворянства и участия церкви в системе
государственного управления. Земские соборы стали (наряду с Бояр-
ской думой) институтами сословно-представительной монархии.
На Земском соборе 1549 г. Иван IV заявил о необходимости
проведения внутренних реформ, целью которых была дальнейшая цен-
трализация государства (рис. 4.2). 1550-е годы стали временем актив-
ного проведения этих преобразований, вошедших в историю как ре-
формы Избранной рады. Реформы охватили многие сферы государст-
венной жизни.
Центральной реформой стало изменение принципа местного
управления. В 1555–1556 гг. кормления были отменены, вместо них
создавались принципиально новые органы местной власти.
Земские органы власти стали выборными, а не назначаемыми из
центра. Во главе их стояли «выборные головы», или старосты, из мест-
ных феодалов. В их руках концентрировались функции управителей
и судей. Аппарат местного управителя состоял из дьяка (подьячего), за-
ведовавшего канцелярией, и целовальников из местных крестьян. Тер-
мин «целовальник» произошел от обычая целовать крест во время при-
несения присяги. В городах выбирали земских старост, обычно из за-
житочной верхушки, а в помощь им – земского дьяка и целовальников.
Новые органы власти осуществляли исполнение поступавших
из центра распоряжений, сбор и отправку в столицу налогов, они же
отвечали
за исправное отбывание
тельство городов, оборонительных сооружений, дорог и т. п.). В сфере
суда земские органы обладали меньшими полномочиями. Органы вла-
сти на местах стали более подконтрольны центру, чем кормленщики.
Доходы, ранее получаемые кормленщиками, теперь поступали в казну.
Местная администрация стала получать из Москвы жалование.
Отмена
кормлений явилась
процесса преобразования местного управления. Еще при Елене Глин-
ской началась, а в годы боярского правления продолжалась губная ре-
форма. Суть ее в следующем. Дворяне избирали в каждом уезде, где
было введено губное управление, из своей среды губных старост. Им
была поручена борьба с наиболее опасными для феодального государ-
ства преступлениями – «разбоями». Судебник 1550 г. целиком отдал
«разбойные дела» в руки губных старост. Когда были отменены корм-
ления, то губные старосты вместе с городовыми приказчиками (также
выбирались из местных дворян) возглавили уездную администрацию.
В отличие от пришлых в уезде людей – наместников и волостелей, они
были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жесткого
порядка. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также
в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее
зажиточных слоев черносошного и посадского населения.
В реформах Избранной рады отмена кормлений, земская рефор-
ма – центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой пере-
стройку судебной и финансово-налоговой систем, центральных и мест-
ных органов власти. С отменой кормлений возникла потребность в цен-
трализации сбора налогов. В связи с перераспределением властных
прерогатив в пользу центра возросло значение приказов, что, в свою
I Земский собор
(1549 г.)
Собор примирения
Ограничение власти
кормленщиков,
наместников
и волостителей на местах
Выборные губные
и земские старосты
Передача управленческих
и судебных функций
от кормленщиков
к выборным
должностным лицам
очередь, способствовало дальнейшему развитию приказной системы.
Эти же реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их
по принципу денежного обеспечения – «государево жалованье». Зем-
ская реформа способствовала объединению провинциального дворян-
ства в уездные корпорации – служилые «города», которые стали важ-
ным институтом сословного устройства основной массы помещиков.
В 1550-х годах начали перестраивать и центральные учреждения.
Была сформирована приказная система управления с постоянным шта-
том служащих и определенным бюджетом. Отраслевые органы управ-
ления – приказы (первоначально они назывались «избами») ведали оп-
ределенными вопросами государственной жизни. Внешней политикой
занимался Посольский приказ во главе с И. М. Висковатым. А. Ф. Ада-
шеву был поручен Челобитный приказ. Там принимали жалобы на имя
царя и проводили расследования по ним. Это был, таким образом, выс-
ший орган контроля. Поместный приказ ведал землевладением феода-
лов. Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих людей», ведал сыс-
ком и судом по делам высшей уголовной юрисдикции и был верхней
инстанцией для всех местных судов. Сбор дворянского ополчения, на-
значение воевод были в компетенции Разрядного приказа, ведавшего
обороной государства. Стрелецким войском ведал Стрелецкий приказ.
Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов
(Казна, приказ Большого прихода). Число приказов к концу XVI века
достигло двадцати. С присоединением новых территорий создавались
новые
территориальные приказы (
Сформировалась новая система органов власти и управления.
Вместе с тем реформы не завершили процесса централизации.
Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы
правительство могло обойтись без участия представителей сословий
в управлении: феодалов, крестьян, посадских людей. Россия, таким
образом,
развивалась в направлении
нархии – формы правления, предусматривающей участие сословных
ЦАРЬ
Власть на местах: городовые, приказчики, губные старосты, головы
Митрополит
(патриарх с 1589 г.)
Церковный собор Земский собор Боярская дума
Приказы
представителей в управлении страной. В Западной Европе сословно-
представительная монархия предшествовала абсолютизму, в России–
политической централизации. В России, в отличие от Западной Евро-
пы, где сословными были высшие органы власти (Генеральные штаты,
парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось
снизу, с местных органов власти.
В период реформ завершилось формирование вооруженных сил
России.
Их основу составляло поместное ополчение, включавшее всех
годных к службе дворян с нормированным числом боевых холопов-
послужильцев. В ходе проведения военной реформы было принято
Уложение о службе (1556 г.), которое определило порядок несения во-
енной службы вотчинниками и помещиками, а также численность их
военных слуг в зависимости от размеров земельных владений. Теперь
с каждых 150 десятин возделываемой земли феодал должен был выста-
вить одного полностью экипированного конного воина. В 1550 г. соз-
данные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы
в стрелецкое войско. Стрельцов было несколько тысяч, они получали
денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование.
В 1550 г. была создана Избранная тысяча лучших детей бояр-
ских и наделена поместьями в окрестностях Москвы. Некоторые ис-
следователи (например Н. И. Костомаров) полагают, что это делалось
для того, чтобы заменить доходы кормлений наместников и волосте-
лей земельными дачами. Так образовался отряд «дворян московских»,
служивших по «московскому списку» и занимавших наиболее приви-
легированные и выгодные должности как в войске, так и в аппарате
центрального управления.
«Дворяне московские» составляли костяк дворянства. Осталь-
ные служили «с городов» и назывались «дворными» и «городовыми»
(позже – «дворянами»). Тем не менее испоместить тысячу дворян не
удалось, так как в центральных уездах просто не хватало для этого
свободных земель.
Уже во второй половине XVI века к русскому войску относи-
лись казаки. Казачье войско сложилось на Дону как особая военная
вольница, практически независимая от московского правительства.
Активная внешняя политика России неуклонно приводила к сближе-
Создание
стрелецкого войска
(1550 г.)
Введение
Уложения о службе
(1556 г.)
Попытка формирования
Избранной тысячи
Этапы военной реформы
нию власти с казачеством, которое постепенно стало использоваться
как регулярное войско для несения пограничной службы в новых юж-
ных городах. Казаки обосновались здесь станицами.
В ходе реформ было упорядочено местничество. Хотя местни-
чество и давало аристократии некоторые гарантии сохранения ее гос-
подствующего положения, оно вместе с тем выдвигало те роды, кото-
рые издавна и верно служили великим князьям московским. Однако
решение местнических дел было очень сложным: против одной цепоч-
ки «случаев» при желании выдвигалась другая. Перед каждым похо-
дом начинались затяжные споры. «С кем кого ни пошлют на которое
дело, ино всякой разместничается», – жаловался Иван IV в 1550 г.
В том же году были ограничены случаи, когда служба считалась со-
вместной, и местнические счеты стали несколько упорядоченнее. Цен-
тральная власть не могла еще отменить систему местничества, указ
1550 г.
ввел лишь некоторое ее
Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке