Становление абсолютной монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Петр I Великий родился 30 мая (9 июня) 1672 в Москве в семье российского царя Алексея Михайловича. Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Царь Алексей был женат два раза: в первый раз на Марье Ильиничне Милославской (1648-1669), во второй – на Наталье Кирилловне Нарышкиной (с 1671 года). От первого брака у него было 13 детей. Многие из них умерли ещё при жизни отца, и из сыновей только Федор и Иван его пережили, хотя и были оба серьезно болезненными.

Содержание

1. Начало царствования Петра I 3
2. Внешняя политика I четверти XVIII века. Установление империи 7
3. Реформы Петра I и их значение. Формирование абсолютизма 16
3.1. Предпосылки 16
3.2. Военные реформы 16
3.3. Экономические преобразования 18
3.4. Социальные преобразования 19
3.5. Административные реформы 21
3.6. Итоги 23
Список использованных источников 24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная история 2.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

3.3. Экономические преобразования

Совершенно бесспорно, что успехи армии Петра на полях сражения были бы невозможны и без серьёзных преобразований в экономике тогдашней России. В годы царствования Петра в области экономики была осуществлена коренная реформа, имевшая далеко ведущие последствия. В первой четверти XVIII века в России произошёл резкий экономический скачок. Промышленное строительство петровской эпохи проходило в невиданных для того времени темпах: за 1695 – 1725 годы возникло не менее двухсот мануфактур разного профиля, то есть в десять раз больше, чем было их в конце XVII века, и это при ещё более впечатляющем росте объёма продукции. Характерная особенность экономического бума в России начала XVIII века заключалась в определяющей роли государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Такая роль была обусловлена многими факторами. Пётр I был приверженцем экономической концепции меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Эта концепция исходила из того, что основой богатства государства и необходимым условием его существования является накопление денег за счёт активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу товаров на свой. Оба пути развития государственного предпринимательства – активизация старых промышленных районов и создание новых – особенно отчётливо прослеживаются на примере металлургии – основы военного могущества. Казна вложила огромные средства в расширение выпуска железа, пушек, оружия в районах традиционного производства – в Карелии, Воронежско-Тамбовском крае, в Центре. Здесь в сжатые сроки строились новые заводы, расширялись старые, нередко отобранные у тех предпринимателей, которые были не в состоянии оперативно справиться с огромными заказами казны.

Также, Пётр энергично взялся и за создание мануфактур в лёгкой промышленности: в конце XVII начале XVIII были основаны Хамовный двор-мануфактура по производству парусины;  Канатный двор-мануфактура по изготовлению корабельных снастей; Кожевенный и Портупейный дворы, обеспечивающие армию амуницией и сёдлами; а также бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная и другие мануфактуры. Предприятия основывались с оптимальным приближением к источникам сырья, на их строительстве использовали дешёвый труд местного населения, из него же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих. Для организации производства привлекали опытных специалистов – как русских, так и иностранцев. В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чём не зависящая от импорта. Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли – главным образом для получения прибыли с ходовых товаров внутри страны и вывоза за рубеж таких товаров, которые бы дали государству деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности. Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определённых товаров как внутри страны, так и вне её. Такие меры вели к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов, и, как следствие, расстройство, дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного на рыночной конъюнктуре предпринимательства. Таким образом государство стремилось за счёт купечества и торговли быстро добыть деньги и товары для решения своих  проблем.

3.4. Социальные преобразования

Во время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне.  Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Значительную группу постоянных денежных налогов составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные сословия. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные, денежно-отработочные и т.п.

Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в
проведении переписи в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 рубль 10 копеек в год). Таким образом, подворное обложение было заменено подушной податью. Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в год). Проведенная ревизия и связанная с нею податная реформа имела троякое значение: финансовое, социальное и полицейское.

Финансовое значение состояло в том, что она позволила перейти от подворного обложения к подушному.

Социальное – в том, что она стала важнейшей после Уложения 1649 г. вехой в развитии крепостного права в России. Если Уложение оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те и другие становились навечно крепостными. В процессе проведения податной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, пашенные люди Сибири и ясачные люди Среднего Поволжья. Первая ревизия, таким образом, пристроила к государственному или владельческому тяглу все трудовое население страны, не оставив среди сельских жителей людей, свободных от феодальной зависимости. Третий аспект ревизии – полицейский – состоял в введении в стране паспортной системы. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы.

 

 

3.5 Административные реформы

Система управления уездами из центра, унаследованная от XVII в., не
обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян, оказалась неспособной предотвратить Астраханское и Булавинское движения. Приказы и подчиненные им воеводы слабо справлялись со сбором налогов, так что недоимки росли из года в год. В 1708 – 1710 гг. правительство провело областную реформу. Ее сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. Страна была разделена на восемь губерний во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. В подчинении губернаторов находилось четыре помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления. Губернии делились на провинции, а последние – на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников, которые, подобно саранче, опустошали управляемые территории всякого рода сборами и налогами, а также поборами в свою пользу. Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, так как ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации. Исчезли областные приказы. Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенат стал постоянным учреждением с весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа. Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. В 1717 – 1721 гг. была проведена замена 44 приказов новыми центральными учреждениями – коллегиями (их стало 11). Внешняя политика и вооруженные силы находились в ведомстве трех коллегий: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Финансами ведали также три коллегии: Камер-коллегия руководила сбором налогов, расходами распоряжалась Штате-контор-коллегия, контроль за расходами и доходами осуществляла Ревизион-коллегия. Управление легкой промышленностью было передано Мануфактур-коллегии, горным делом – Берг-коллегии, внешней торговлей – Коммерц-коллегии. Вместо Поместного приказа, ведавшего земельными делами, была организована Вотчинная коллегия. Она ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли и т.д. Местными судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия. На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708 – 1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы были ликвидированы. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России". В его подчинении находились городские магистраты, члены которых избирались из числа купцов первой и второй гильдии. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за хорошую работу могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности. Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ – карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII в. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д. Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности тут же должны были его устранить. Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский.

3.6. Итоги

В итоге административных преобразований в России было завершено
оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте. Там отмечено, что «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий». К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах. Административные реформы, сопровождавшиеся созданием иерархии учреждений и иерархии чиновников, вооруженных регламентами, уставами и наставлениями завершили возникновение в России бюрократии. Без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Вопрос состоит в том, находится ли она под контролем общества, т. е. таких демократических институтов, как оппозиционные партии, гласность, свобода печати, или действует бесконтрольно, превращаясь во всевластную организацию. Петр понимал подобную опасность бюрократии и пытался ограничить ее всевластие при помощи бюрократических же учреждений – фискалата и прокуратуры, которым поручался контроль за чиновниками. Иных форм контроля монархический режим не допускал. Поэтому бюрократическая форма контроля дала ничтожные результаты как при Петре, так и его преемниках.

Список использованных источников

1.История России с древнейших времен до 1861 года: Учебное пособие для вузов А.П.Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Корбин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко.-М.:Высшая школа, 1998.
      2.Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России конец XVII – XIX в. М.:Мысль, 1995г.

3.История России с древнейших времен до конца XVIII / Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д.; Ред. Сахаров А.Н. – М.: АСТ, 2000.

4.История Отечества: Люди, идеи, решения: Очерки Истории России IX- нач. XX в. Сост. С.В. Мироненко.- М.: Политиздат, 1991.

5.Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

 



Информация о работе Становление абсолютной монархии