Становление основ конституционного строя в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Основы конституционного строя – это закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие из экономической и политической основ деятельности государства, из принципов взаимоотношений государства и человека, из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима, из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.
Действующая Конституция впервые применяет понятие «основы конституционного строя». В гл.1 юридически закреплен конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Содержание

Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1. Политические и экономические основы конституционного строя ............4
Глава 2. Социальные и духовные основы конституционного строя .........................12
Глава 3. Формирование основ конституционного строя..............................................18
Заключение.........................................................................................................................22
Список использованной литературы...............................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ИПСР..doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Однако опыт показывает, что главная опасность тех или иных идеологий, прокладывающих путь к тоталитаризму, состоит не только и даже не столько в их привлекательности для отдельных социальных слоев или даже большинства населения некоторых стран, а в их монополизации, в превращении этих идеологий в государственные и обязательные.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции (ст.13), - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа – отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

В ст.14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст.14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст.4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[15], где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»[16].

Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Становление основ конституционного строя: некоторые вопросы теории и практики.

Перевод темы основ конституционного строя в практическую плоскость - именно эта задача решается в постсоветской России с 1993 года, с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. И задача эта рождает ряд проблем, имеющих теоретическое и практическое значение. Обозначим некоторые из них.

Казалось бы, в Конституции РФ дано предельно ясное решение вопроса об основах конституционного строя. Но анализ конституционного законодательства и практики его применения, изучение литературы показывает, что существуют сложности в понимании и объяснении содержания таких понятий, как "конституционный строй", "основы конституционного строя". Наметилось несколько подходов и большое число авторских интерпретаций. Классификация этих подходов и их фундаментальный анализ - серьезнейшая научная проблема.

Конституция РФ устанавливает, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (статья 3). Вместе с тем, в Конституции РФ говорится о "равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации" (часть 3 статьи 5); о народах, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); о народах, которым гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68); о коренных малочисленных народах (статья 69). Таким образом, в тексте Конституции РФ понятие "народ" используется в различных значениях. Столь же многозначно это понятие употребляется в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, в других правовых актах федерального и регионального законодательства1.

Можно заметить, что в конституционном и текущем законодательстве не проводится строгое различие между понятиями "народ" и "нация". Этого тем более не делается в обыденной речи. Понятия "народ" и "нация" могут отождествляться. Но нередко понятие "народ" используется как более широкое, чем понятие "нация" (в этом случае вполне закономерно появление понятия "многонациональный народ"). А в других случаях, наоборот, понятие "нация" используется как более широкое, чем понятие "народ" (в этом случае может появиться такое словообразование как "многонародная нация"). Принято говорить о поиске общенациональной идеи России, а не общенародной, т. е. здесь в понятие "нация" вкладывается тоже более широкое значение, чем в понятие "народ". В результате возникают не только чисто терминологические трудности, но и сложности при принятии политических решений, а также при их практическом осуществлении.

Складывается впечатление, что действующая конституция и основанное на ней законодательство не вполне свободны от стереотипов доперестроечного мышления. Так, понятие "многонациональный народ" предполагает, что в России существуют сложившиеся нации, которые в совокупности и есть российский многонациональный народ. Но в СССР господствовал взгляд, что в дореволюционной, царской России шел процесс формирования буржуазных наций (русской, татарской и др.), но революция прервала этот процесс. Начался новый процесс: процесс формирования советских социалистических наций (русской, татарской, башкирской и т.д.). Логика этого взгляда такова, что здесь допустимо использование понятия "многонациональный народ". Причем, доктрина развитого социализма предполагала, что многонациональный народ СССР "переплавится" в новую социальную общность людей - "советский народ". О каком же многонациональном народе можно вести речь применительно к современной России, если в ней нет сложившихся ни буржуазных, ни социалистических наций, ибо современная Россия - ни буржуазная, ни социалистическая, а постсоциалистическая, постсоветская, постиндустриальная? Напрашивается вывод, что понятие "многонациональный народ" в Конституции РФ использовано некорректно. Гуманистическая и демократическая традиция требует новой идеи. Но этого нет. Конституция РФ, подойдя некритически к доперестроечной идеологии, использовала привычное понятие "многонациональный народ", хотя оно не адекватно новой социальной ситуации, устарело.

Современным же реалиям, гуманистическим и демократическим традициям более соответствует понятие "народ" (российский народ, народ России) в смысле совокупности всех граждан Российской Федерации. В необходимых случаях в пределах этого понятия возможны дифференциальные и интегральные операции. Например, весь российский народ как совокупность граждан может быть разделен на части по территориальному признаку (применительно к территории того или иного субъекта Российской Федерации, самоуправляемой единице). Но возможно разделение всего российского народа и по этническому происхождению граждан (русские, татары, другие этносы) или по признаку вероисповедания (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, атеисты). Возможны и иные классификации (по признакам пола, возраста, образования и .т. д.)2.

Однако ни одна классификация не должна вести к деформации сознания граждан Российской Федерации, способствовать их разобщению. Где бы кто ни жил и ни находился, кем бы он ни был по этническому происхождению, каково бы ни было его отношение к религии, что бы ни стряслось с ним, если он гражданин Российской Федерации, то он в конституционно-правовом отношении живая частичка единого народа - одной гражданской нации3.

По Конституции Россия - республика. Но существует мнение, что это низкая форма правления, характерная странам и людям с невысоким уровнем культуры, с изъянами в нравственности, духовно незрелым. С этой точки зрения более высокой формой правления является монархия, а еще боле высокой - правление судей. Вместе с тем, существуют разногласия в определении вида республиканской формы правления. Какова она: президентская, парламентская? По всему республиканская форма правления в современной России смешанная, но это устраивает не всех. Некоторые считают, что для постсоветской России более подходит президентская республика, и это следует уточнить в статье 1 Конституции РФ. Словом, есть проблема, и она требует обсуждения и нахождения приемлемых решений.

Существуют неясности в вопросе о федеративном устройстве России. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты в составе Российской Федерации равноправны, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Но при этом республики обозначены как государства. Одни субъекты (республики) имеют конституции, а все другие (края, области и т. д.) - уставы. Республикам предоставлено право устанавливать свои государственные языки, а в отношении других субъектов Российской Федерации этот вопрос не решен. Чтобы эти и другие подобные им противоречия не привели к конституционному кризису, надо бы, на наш взгляд, проявить большую последовательность в конституционно-правовом обеспечении равноправия субъектов Российской Федерации, ее единства и целостности.

Информация о работе Становление основ конституционного строя в России