Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа
Основы конституционного строя – это закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие из экономической и политической основ деятельности государства, из принципов взаимоотношений государства и человека, из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима, из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.
Действующая Конституция впервые применяет понятие «основы конституционного строя». В гл.1 юридически закреплен конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.
Введение ...........................................................................................................................3
Глава 1. Политические и экономические основы конституционного строя ............4
Глава 2. Социальные и духовные основы конституционного строя .........................12
Глава 3. Формирование основ конституционного строя..............................................18
Заключение.........................................................................................................................22
Список использованной литературы...............................................................................23
Считалось, что РСФСР - федерация на началах советской автономии. В этой связи теория советского конституционализма, государственное право и советское строительство широко оперировали понятием "автономия". Различались три формы советской автономии: АССР, автономная область, автономный округ. По Конституции СССР 1977 года в СССР насчитывалось 16 АССР в РСФСР, две в Грузии, по одной в Азербайджане и Узбекистане (всего 20 АССР); 5 автономных областей в РСФСР, по одной в Азербайджане, Грузии и Таджикистане (всего 8 АО); 10 автономных округов (все в РСФСР). Советские автономные образования в определенных пределах самостоятельно решали соответствующие вопросы.
Таким образом, использование понятия "автономия" в советских конституциях, в том числе в Конституции РСФСР 1978 года, было вполне оправданным.
Обоснованно ли используются понятия "автономная область" и "автономный округ" в Конституции РФ 1993 года? Этот вопрос нуждается в обсуждении. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, которым обладают автономная область и автономный округ по Конституции РФ (статьи 5 и 65), сложно совместить с правовым положением территориальных автономных образований. Складывается впечатление, что Конституция РФ сохранила характерные советским конституциям понятия "автономная область" и "автономный округ", но за ними уже ничего нет, они не отвечают их реальному конституционно-правовому статусу. Понятия стали бессодержательными. С нашей точки зрения, на сегодня в Российской Федерации территориальных автономных образований нет. Следовательно, при характеристике основ конституционного строя Российской Федерации вполне можно было бы обойтись понятиями "область" и "округ" без прилагательных "автономная", "автономный"4.
Вместе с тем, актуальная тема культурной автономии в Конституции РФ представлена весьма скромно. А ведь культурная автономия в ряде случаев может оказаться более надежной и эффективной формой для развития находящихся в инокультурной среде этносов или части их, чем обретение той или иной формы государственности, сопряженной с развитием бюрократических структур. Если вдуматься, то положения о культурной автономии достойны включения в состав принципов основ конституционного строя не менее, чем, например, положения, относящиеся к местному самоуправлению.
Таким образом, довольно простые положения Основного закона Российской Федерации при их глубоком изучении открываются с новой стороны, появляются новые проблемы, а значит новые идеи для их решения, это как двигатель науки – конституционного права.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст.1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.
Нормы Конституции РФ несовершенны и требуют глубокого анализа с целью их совершенствования, правильного толкования и применения.
2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2011. – с 327
3 Жуйков В. М. Права человека и власть закона. - М., 2010. – с 235.
4 Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник,М.: Юристъ, 2011. – с 309.
Информация о работе Становление основ конституционного строя в России