Старообрядчество и старообрядцы в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Управление русской церковью сначала находилось в Киеве. Во главе церкви стоял Митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческим патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия хиротонии от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города.
После разорения Киева войсками татарского хана Батыя (1240 г.) местопребывание митрополита было перенесено во Владимир. А при митрополите Петре кафедра митрополита была перенесена в Москву

Содержание

Введение
II Основная часть
1. Реформы Никона. Раскол.
1.1. Собор 1666-1667 годов
1.2. Гонение на старообрядцев
1.3. Поповщина и беспоповщина
2. Старообрядчество после реформ
2.1. Культура старообрядчества
2.2. Особенности жизни старообрядцев
2.3. Старообрядчество на Урале
III Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 3 файла

Министерство образования и науки РФ.docx

— 11.54 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Оглавление.docx

— 12.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Реферат Алесин .docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

Владельцы салотопенных заводов и золотых приисков купцы Рязановы играли большую роль в религиозной жизни Урала. Я.М. Рязанов, считавшийся главой всех уральских староверов, заложил в 1814 году в Екатеринбурге большой молельный дом. Однако власти тогда не разрешили продолжать строительство. Только после того как в 1838 г. Рязанов и многие его сторонники перешли в единоверие, им разрешили достроить храм. Так, в 1852 г. появился Свято-Троицкий собор, ныне являющийся кафедральным и принадлежащий Русской Православной Церкви. В советские годы Храм лишился куполов, колокольни и был передан «Сврдловскавтодору». Несколько позже в здании разместился ДК «Автомобилистов». В 1990-е гг. здание было передано Екатеринбургской Епархии РПЦ и было восстановлено. Купола и колокольню пришлось возводить заново, но уже в 2000 г. храм был освещен лично приехавшим сюда Патриархом Алексием II.

В 1990-е гг. началось активное строительство старообрядческих храмов. В 1990г. был освящен храм г. Омутинск Кировской области. На основе этого проекта в 1993 г. был построен храм в г. Верещагино Пермской области. В 1994 г. старообрядческой общине г. Екатеринбурга было передано старинное здание храма, служившее до этого музеем. С 1996г. действует храм в поселке Шамры. Храм в г. Миасс был построен за четыре года и освящен в 1999г.

В Екатеринбурге в районе улиц Тверитина, Белинского и Розы Люксембург через несколько лет должен появиться еще один старообрядческий храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Его собираются построить представители поморского согласия, отвергающего священников (беспоповцы). К Белокриницкому согласию, рукопологающему собственных священников, относится екатеринбургская церковь Рождества Христова, находящаяся на ВИЗ-е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, как и говорил Федор Ефимович Мельников, старообрядчество являлось и является сильной ветвью православия, в старообрядчестве русский человек находит помощь при преодолевании духовных трудностей, старообрядчество давало и дает возможность сохранить истинную культуру народа.

Все мы родом из одного прошлого и поэтому следует признать исторически справедливым и совершенно закономерным решение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. (подтвержденное Соборами 1988г., 2000г.. 2004г.) «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», когда старые русские обряды ( а следовательно и сами старообрядцы) были признаны спасительными и равночестными новым!

Слово «старовер» олицетворяет собой признак благочестия, почитания устоев, которых так не хватает современному Российскому обществу. История Руси берет начало от истоков старой веры, именно она составляет основу русской культуры.

За 1000-летнее бытие Русской Церкви самым печальным событием в её истории явился церковный раскол в XVII веке. Не приняв нововведений, Древлеправославная Церковь на протяжении двух с половиной столетий подвергалась тяжким преследованиям со стороны правительства.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, приживались крайне тяжело, были связаны с настоящими репрессиями народа, т.к. из поколения в поколение людям передавались сложившиеся традиции и устои, менять которые не представлялось возможным.

Строгое и бескомпромиссное отношение старообрядцев к себе и другим, стремление выживать и побеждать, Вера и Терпение - все это помогло православным старообрядцам не только сохранить свою самобытную культуру, но и очень благотворно повлияло на экономическое и политическое развитие России.

В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально – психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что повлияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Источники.

1.1. Ершова О.П. «Документы  по истории старообрядчества»  М. 1993

1.2.История старообрядческой  церкви: Краткий очерк. – М.: Изд-во  старообрядческой Митрополии Московской  и всея Руси. – 1991.

1.3. Курс русской истории. Ч. III. Лекция 54

1.4. Мир старообрядчества. Сборник науч. тр. Вып.4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований старообрядчества. Материалы международной науч. конф. – М.: РОССПЭН. – 1998.

2. Литература.

2.1. Богданов Н.С. «Никониане»  «Наука и религия» 1994 № 11 Миловидов  В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: «Мысль». – 1979.

2.2. Бороздин А. К. Протопоп  Аввакум. Приложение № 25.

2.3. Костомаров Н.И. «Раскол»  М. 1995

2.4. Кульпин Э.С. «Истоки государства Российского от церковного собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 № 1

2.5. Мельников Ф.Е. «Краткая  история древнеправославной церкви», 1999г.

2.6. Миловидов В.Ф. Старообрядчество  в прошлом и настоящем. – М.: «Мысль». – 1969.

2.7. Платонов С.Ф. «Лекции  по русской истории» М. «Высшая  школа» 1993 г.

2.8. Румянцева В.С. Народное  антицерковное движение в России в XVII в. – М.: «Наука».–1986. 
 

 


Информация о работе Старообрядчество и старообрядцы в истории России