Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:09, контрольная работа
Целью данной работы является изучить Столыпинскую аграрную реформу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить содержание Столыпинской реформы;
- рассмотреть сущность аграрной реформы;
- проанализировать итоги реформы.
Введение 3
1 Содержание Столыпинской аграрной реформы 5
2 Сущность Столыпинской аграрной реформы 9
3 Итоги реализации аграрной реформы 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18
Содержание
К концу XIX века стало
ясно, что положительный преобразовательский потенциал
реформ 1861 года частично исчерпан, а частично
выхолощен контрреформистским курсом
консерваторов после трагической гибели
Александра II в 1881 г. Необходим был новый
цикл реформ.
На рубеже XIX-XX веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться. Известно, что диспропорция между политической надстройкой и базисом (социально- экономическими отношениями) неизбежно приводит к кризису, ярко выраженному противоречию, которое может послужить причиной революции.
Верхи не редко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. 1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов тогдашней России.
10 мая 1907 года, Столыпин
выступил с изложением
Чтобы подчеркнуть генеральное значение избранного курса, Столыпин закончил свое выступление фразой, которая, как показало время, оказалось лучшей в его ораторском арсенале и наиболее политически эффектной. Она заканчивалась так: "им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия".1
Целью данной работы является изучить Столыпинскую аграрную реформу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить содержание Столыпинской реформы;
- рассмотреть сущность аграрной реформы;
- проанализировать итоги реформы.
Конкретные меры аграрной
реформы Столыпина достаточно хорошо
известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня
1910 года "каждый домохозяин, владеющий
надельной землею на общинном праве, может
во всякое время требовать укрепления
за собой в личную собственность причитающейся
ему части из означенной земли". Более
того, закон разрешил ему оставить за собой
излишки, если он за них заплатит общине
по более низкой выкупной цене 1861 г. По
требованию выделившихся община была
обязана выделить им взамен черезполосых
земель отдельный компактный участок
- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910
года был принятый обеими палатами 29 мая
1911 года закон о землеустройстве. В соответствии
с ним для проведения землеустройства
не требовалось предварительного укрепления
земли за дворохозяевами. Селения, где
были проведены землеустроительные работы,
автоматически объявлялись перешедшими
к наследственно- подворному владению.
Землеустроительные комиссии были наделены
широкими
полномочиями, которые они пускали в ход,
чтобы насадить как можно больше хуторов
и отрубов.2
Важным инструментом
разрушения общины и насаждения мелкой
частной собственности был
Перед тем как продолжить исследование
переселенческой политики П. А. Столыпина,
необходимо провести поверхностный анализ
заслуживающей внимания статьи кандидата
исторических наук В. Пантелеева "Сибирская
одиссея Столыпина".
В конце августа - начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчет, с учетом которого Столыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибирской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановлений, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земледелия направило в Государственную думу главнейший из тех документов - "Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей". Суть его была весьма решительна: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.3
Проведение законопроекта в жизнь встретилось с немалыми трудностями: во-первых, землеустроительные работы в Сибири не завершились (из-за нехватки государственных землемеров), а во-вторых, не хватало средств.
Как еще одну причину можно выделить парадоксальную на первый взгляд проблему, которая, как показала история, имела очень важные последствия для всей Российской империи в целом: Сибирь, будучи "страной крестьянской" за правые партии на выборах в Государственную думу не голосовала. Состав сибирских депутатов был представлен исключительно оппозиционными тогдашнему политическому режиму партиями и оказал большое влияние на характер обсуждения законопроекта о землеустройстве крестьян Сибири. Почему мы акцентировали внимание на этой проблеме, назвав ее общегосударственной?
Для ответа на этот вопрос
необходимо отвлечься от общего хода повествования. Еще раньше, на выборах
в первую Государственную думу вчера еще
патриархальный мужик избрал думу без
единого правого. Именно здесь и произошел
первый серьезный прокол в испытанном
лозунге "Царь и народ". Это означало,
в свою очередь, крах новой политики государства,
заключающейся в том, чтобы воплотить
идею единения царя с народом в жизнь,
найти опору самодержавию в виде патриархального
крестьянского населения, "банкротство
цезаризма". Не трудно догадаться о
тех последствиях, которые, быть может
только назревали в тот период, были незаметны,
но которые обязательно дадут о себе знать
немного позже...
Итак, вышеуказанный проект о землеустройстве
оказался сибирским депутатам не по душе:
они мотивировали это тем, что "сибирские
старожилы, живя своей жизнью, никакого
землеустройства не простят". Обсуждение
законопроекта затянулось безрезультатно
вплоть до прекращения деятельности IV
Государственной думы. Правда, до смерти
Столыпина работа шла сравнительно споро,
но потом, как известно, после смерти премьера,
законопроект лишился главной своей заводной
пружины и работа затянулась.
Однако, еще в 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделов крестьянских общин в Сибири. Интересно отметить один циркуляр, отправленный премьер- министром сибирским губернаторам: "не допуская каких- либо насилий над волею самих старожилов или новоселов, содействовать тому, чтобы сельские общества с общинным землепользованием перешли к владению личному". Местным чиновникам в беседах с населением рекомендовалось проявлять служебный такт и благожелательную настойчивость. Несомненно в этом предписании отразились новые подходы в попытках правительства провести фермеризацию России. Ведь в центральных областях насилие при создании хуторов и отрубов было обычной практикой.
В Европейской России попытки выделиться
на хутора и отруба обычно вызывали
сопротивление середняцкой
Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о «земельном законопроекте и землеустройстве крестьян» Столыпин утверждал, что "настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения, видно из трудов последнего съезда социалистов - революционеров, бывшего в Лондоне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: «правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции».5
Кроме политических устремлений, в закон
9 ноября правительство заложило и экономический
смысл. Столыпин утверждал в речи перед
Государственным Советом 15 марта 1910, что
"...именно этим законом заложен фундамент,
основание нового социально- экономического
крестьянского строя". Экономические
аспекты реформ
основывались на том, что без нормального
аграрного фундамента, без процветающего
сельского хозяйства, без выплескивания
из села на рынок труда миллионов бывших
крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность
России будет обречена на чахлую жизнь
при постоянной "подкормке" в виде
казенных заказов.
Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны требовала нескольких условий: первое - сделать крестьян полновластными собственниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки общины, могли обойти "убогих и пьяных". И второе - добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909 - 1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. В этой главе мы не можем рассмотреть содержание этих двух законов - здесь уместно изложить их сущность, основные черты. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.
Так, согласно концепции
А. Я. Авреха, закон "обеспечивал прогресс
по худшему, прусскому образцу, тогда
как революционный путь открывал
"зеленую улицу" "американскому",
фермерскому пути, максимально эффективному и быстрому, в рамках буржуазного
общества".
А.П. Корелин рассматривает сущность столыпинской
аграрной реформы и, следовательно, сущность
ее основных нормативных актов, по- иному.
Вот ход его рассуждений. Еще Ленин считал,
что реформа Столыпина - прусский путь
развития капитализма, нечто, выгодное
помещикам. Но ведь опора прусского пути-
юнкера, помещичьи хозяйства. Столыпин
же искал опору среди богатого крестьянства.
Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский,
который считал реформу 1861 года помещичьей.
На самом деле все конкретные решения
реформы 1861 года отвечали в первую очередь
интересам сохранения царя и его бюрократии.
И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии,
в широком смысле слова - о сохранении
российского государства. В 1861 году с этой
целью отвергли и помещичий вариант реформы
(освободить крестьян без земли) и крестьянский
вариант (освободить, отдав крестьянам
всю землю). Выбрали общинный вариант освобождения.
Именно он позволил сохранить государственную
машину России и Российскую империю. Уже
тогда стало ясно, что царя больше интересует
российское государство, чем помещики.
Столыпин тоже искал путь сохранения прежде
всего российского государства, которое
он отождествлял с правительством и царем.
Столыпин ближе не к юнкерскому, а к американскому
пути. В США Линкольн открыл дорогу на
запад всем, желавшим стать фермерами.
Почти то же пытался сделать Столыпин,
только дорогу он открыл на Восток. По
существу он пытался соединить американский
путь развития экономики капитализма
с сохранением аппарата бюрократии самодержавия.6