Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:12, контрольная работа
Проблема реформирования Российского государства в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Реальные результаты любой реформы, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы. История представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно - исторических примеров.
Введение.
1. Карьера П.А. Столыпина.
2. Столыпинская аграрная реформа.
3. Результаты реформы.
4. Создание ВСХИ.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет
имени Петра I»
Кафедра истории Отечества и философии
Контрольная работа по истории на тему
«Столыпинская аграрная реформа и её результаты.
Создание ВСХИ»
Выполнил:
Воронеж 2013
План
Введение.
1. Карьера П.А. Столыпина.
2. Столыпинская аграрная реформа.
3. Результаты реформы.
4. Создание ВСХИ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Проблема реформирования
Российского государства в
История представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно - исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.
Тема Столыпинских реформ наиболее актуальна сегодня, так как сегодняшней России тоже нужны реформы.
Не вызывает сомнения,
что в истории России за первые
годы ХХ века с исключительной силой
проступила личность Петра Аркадьевича
Столыпина. Имя Столыпина всегда вызывало споры. О реформе Столыпина
высказываются различные суждения:
- Советские журналисты считали его настоящим
реформатором, реформы которого осуществились
[4].
- Струве дал следующую характеристику
деятельности Столыпина: "Как бы ни
относиться к аграрной политике Столыпина
— можно ее принимать как величайшее зло,
можно ее благословлять как благодетельную
хирургическую операцию, — этой политикой
он совершил огромный сдвиг в русской
жизни. И — сдвиг поистине революционный
и по существу, и формально. Ибо не может
быть никакого сомнения, что с аграрной
реформой, ликвидировавшей общину, по
значению в экономическом развитии России
в один ряд могут быть поставлены лишь
освобождение крестьян и проведение железных
дорог"[4].
- Историк Аврех, исследователь деятельности
П.А.Столыпина, отметил, что Столыпин –
«это именно и прежде всего правый крайний
реакционер, проводник политики вошедшей
в историю под именем столыпинской реакции»[1].
- Точка зрения другого исследователя-историка
Зырянова такова: Столыпин был «несомненно,
крупным государственным деятелем, хотя
вряд ли особо выдающимся. “Приказчик”
царя и помещиков, он при всех своих отнюдь
не исключительных качествах все же видел
дальше и глубже своих хозяев»[5].
- Милюков же считал, что «Столыпин выступал
в двойном обличие – либерала и крайнего
националиста», и причислял его «к кругу
лиц, которые мнили себя спасителями России
от ее великих потрясений»[4].
- Французский историк Верт Н. высказал
следующую точку зрения: «П. Столыпин –
борец за сохранение монархии путем ее
модернизации, консерватор по воззрениям,
бывший предводитель дворянства в Ковно,
где наблюдая жизнь польско-литовского
крестьянства, стал убежденным сторонником
частной собственности» [4].
Столыпин, вероятнее всего, прозорливее других увидел основные причины бедственного положения России, а главное, сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, обеспечивающее всестороннее и стремительное развитие страны. Столыпин увидел главную причину застоя сельского хозяйства России в общинном землепользовании. Это и заставило меня сделать попытку глубже разобраться в реформаторской деятельности П. А. Столыпина.
Исходя из вышеизложенного, цель контрольной работы - дать исторический анализ реформ П.А. Столыпина и изучить различные источники.
Достижение поставленной цели осуществляется
решением следующих задач:
- раскрыть экономическое значение реформ
для развития России в начале ХХстолетия;
- определить результаты и неудачи реформаторской
деятельности П.А. Столыпина;
- рассмотреть необходимость
создания СХИ после
Петр Аркадьевич Столыпин - один из крупных реформаторов в истории России. Столыпин был самый молодой губернатор, самый молодой министр на важном посту в Российской империи, самый молодой глава правительства, вершитель самого крупного государственного дела после отмены крепостного права. Занимая столь высокие посты, он был на виду, проводил открытую политику, оставил после себя печатные труды. Петр Аркадьевич Столыпин всего пять лет ( 1906 - 19011 ) находился у власти.
Служебный путь, проделанный
Столыпиным в провинции, был обычным,
на отличающимся от карьеры других
чиновников, ставших губернаторами.
Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую
гимназию, поступает на физико-математический
факультет Петербургского университета.
После его окончания служит в министерстве
государственного имущества, но спустя
год переводится в Министерство Внутренних
Дел предводителем дворян в Ковенскую
губернию. Такому назначению Столыпин
был рад. Много общаясь с крестьянами,
он понимал их разговоры: о земле, о ведении
хозяйства. Его дочь писала «Мой отец любил
сельское хозяйство…»[3].
Через 10 лет Столыпин назначается Ковенским
губернатором, а в 1902 году - Гродненским
губернатором.
В 1902 году Столыпин участвует в совещании
о развитии сельскохозяйственной промышленности,
где он высказался за уничтожение общинной
чересполосицы и расселение по хуторам.
Эта позиция была высказана позже в 1906
году и в комбинации с другими новшествами
была принята как «Столыпинская реформа»[5].
В марте 1903 года П.А. Столыпина назначают
губернатором в более крупную Саратовскую
губернию. Здесь и застала его первая революция,
для подавления которой он применил весь
арсенал средств - от прямого обращения
к народу до расправы с помощью казаков.
В апреле 1906 года Столыпин назначается
министром внутренних дел, хотя и не ожидал
такого назначения. Борьба с революцией
ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года
опубликовывается правительственная
программа.
В ней Столыпин объявлял направления
своей политики в подготовке важнейших
законов:
- о свободе вероисповедания;
- о неприкосновенности личности и о гражданском
равноправии, в смысле устранения ограничений
и стеснений отдельных групп населения;
- об улучшении крестьянского землевладения;
- об улучшении быта рабочих и, в частности,
о государственном их страховании;
- о реформе местного самоуправления;
- о преобразовании местных судов;
- о реформе высшей и средней школы;
- о земском самоуправлении в Прибалтийском,
а также Северо- и Юго-Западном крае;
- о реформе полиции.
П.А.Столыпин, будучи
руководителем правительства и просвещенным
человеком, не мог не желать процветания
своей стране. Наиболее полно о замыслах
и надеждах, связываемых с проведением
реформ, П.А.Столыпин выразил в своей речи
в Государственной Думе 10 мая 1907 года.
Он говорил: “ Я думаю, что и все русские люди, жаждущие счастья и успокоения своей стране, желают скорейшего разрешения аграрного вопроса, который, несомненно, сейчас является важнейшим для страны. Всем ясно, что никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены. Земля должна быть отдана в частную личную собственность крестьянству. Надо предоставить самим крестьянам устраиваться так, как им удобно. Закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными. Пусть каждый устраивается по-своему, и только тогда мы действительно поможем населению. И само правительство во всех своих стремлениях указывает на одно: нужно снять те оковы, которые наложены на крестьянство и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает… Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, весьма достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику – хозяину правительство обязано будет помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами…Таким образом, вышло бы, что все государство, все классы населения помогают крестьянам приобрести ту землю, в которой он нуждается… Если бы одновременно был установлен свободный выход из общины и создана таким образом крепкая индивидуальная собственность, было бы упорядочено переселение, было бы облегчено получение ссуд под надельные земли, был бы создан широкий мелиоративный землеустроительный кредит, то хотя круг предполагаемых правительством земельных реформ и не был бы вполне замкнут, но виден был бы просвет…Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!”[10]
Однако сопротивление реформе было значительным. Консервативную позицию занимал Сенат. “Их не переубедили ни революция, ни Столыпин. Они по-прежнему верили в спасительную силу патриархальной общины и “попечительство” - крепостнической политики. Им не хотелось бы расставаться с возведенной ими постройкой. И хотя от неё остались фактически лишь развалины, они упорно противились их сносу, пытались огородить их новыми толкованиями, чтобы уберечь от бесцеремонных вторжений Министерства”[5] Позицию Сената поддерживал и Государственный Совет. Царь, склоняясь к сторонникам перемен, был вынужден лавировать. А что же общественность? Многие радикально настроенные русские деятели стояли за сохранение общины, видя в ней зародыш социалистического хозяйства. Народники и унаследовавшие их идеологию эсеры видели путь для России в социализм через общину. В случае успешной реализации столыпинской реформы они теряли социальную базу в деревне. Разлагающаяся община поставляла сторонников правым партиям в лице зажиточных крестьян-собственников, социал–демократы получали опору среди разорившихся крестьян, которые были вынуждены уходить в город на фабрики или становиться наёмными работниками в деревне. А как же относились к реформе большевики? “Возьмем программу Столыпина, разделяемую правыми помещиками и октябристами. Это – откровенно помещичья программа. Но можно ли сказать, что она реакционна в экономическом смысле, т.е. что она исключает или стремиться исключить развитие капитализма? Не допустить буржуазной экономической эволюции? Ни в каком случае. Напротив, знаменитое аграрное законодательство Столыпина по 87 статье насквозь проникнуто чисто буржуазным духом. Оно, вне всякого сомнения, идет по линии капиталистической эволюции, облегчает, толкает вперед эту эволюцию, ускоряет экспроприацию крестьянства, распадение общины, создание крестьянской буржуазии. Это законодательство, несомненно, прогрессивно в научно-экономическом смысле» [9]
Помимо аграрных реформ Столыпин разрабатывал
очень интересные законопроекты в политической,
социальной и культурной областях. Именно
он от имени правительства внес на рассмотрение
III Государственной думы законопроект
о страховании рабочих по инвалидности,
старости, болезни, от несчастных случаев,
об оказании медицинской помощи рабочим
за счет предприятий, ограничении длительности
рабочего дня для малолетних и подростков.
Вносил на рассмотрение Николая II проект
разрешения еврейского вопроса.
Мало кому известно то, что Столыпин
был инициатором введения всеобщего бесплатного
образования в России. С 1907 по 1914 год постоянно
росли расходы государства на развитие
народного образования. Так, в 1914 году
на эти нужды выделялось средств больше,
чем во Франции. Столыпин стремился повысить
образовательный и культурный уровень
государственных чиновников, предлагая
повысить зарплату учителям.
П.А. Столыпин активно
участвовал в разработке политической
реформы. Он предложил бессословную систему
местного управления, по которой выборы
в земства должны были проводится не по
сословным куриям, а по имущественному
признаку, причем имущественный ценз должен
быть снижен в 10 раз. Это значительно бы
расширило число избирателей, включая
и зажиточных крестьян. Столыпин планировал
во главе уезда ставить не предводителя
дворянства, а правительственного чиновника,
обученного управлению. Предложенная
реформа органов местного самоуправления
вызвала резкую критику правительственного
курса со стороны дворян.
В разработке национальной
политики Столыпин придерживался принципа
«не утеснения, не угнетения нерусских
народностей, а сохранения прав коренного
населения», который на деле часто оказывался
приоритетом интересов русских. Им был
предложен законопроект о введении земств
в 6 западных губерниях, в соответствии
с которым земства должны были стать национально-русскими
посредством выборов через национальные
курии.
Информация о работе Столыпинская аграрная реформа и её результаты. Создание ВСХИ