Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:32, реферат
Данная тема актуальна, так как показывает какие жертвы готов народ ради блага государства, и как он способен сделать из страны , не имеющей выход в море великую морскую державу.
В 1918 г. усадьба "Ботик" была объявлена Государственным памятником истории.
В настоящее
время в музее хранятся
Первый Азовский поход 1695 года
После свержения правительства царевны Софьи военные действия против турок и татар были приостановлены. Русские войска лишь отражали набеги татар. В 1694 г. было решено возобновить активные боевые действия и нанести удар не по крымским татарам, как в походах Голицына, а по турецкой крепости Азов. Изменён и путь следования: не через пустынные степи, а по районам Волги и Дона.
Зимой и весной 1695 года на Дону были построены транспортные суда: струги, морские лодки и плоты для доставки войск, боеприпасов, артиллерии и продовольствия для передислокации к Азову. Это можно считать началом, пусть несовершенного для решения военных задач на море, но — первого русского флота.
Весной 1695 года армия 3-я группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Пётр во время похода совмещал обязанности первого бомбардира и фактического руководителя всей кампании. Со стороны Украины действовали группа Шереметьева и казаки Мазепы.
На Днепре — русская армия отвоевала у турок три крепости (30 июля — Кызы-Кермень, 1 августа — Эски-Таван, 3 августа — Аслан-Кермен), и в конце июня основные силы осадили Азов (крепость в устье Дона). Гордон стал против южной стороны, Лефорт влево от него, Головин, при отряде которого находился и царь — вправо. 2 июля войска под командованием Гордона начали осадные работы. 5 июля к ним присоединились корпуса Головина и Лефорта. 14 и 16 июля русским удалось занять каланчи — две каменные башни по обоим берегам Дона, выше Азова, с протянутыми между ними железными цепями, которые преграждали речным судам выход в море. Это стало фактически наивысшим успехом в ходе кампании. Были предприняты две попытки штурма (5 августа и 25 сентября), но крепость взять не удалось. 20 октября осада была снята.
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько ни будь сильного флота причерноморскую крепость не взять. Азов постоянно получал поддержку с моря, пополняя свежими солдатами, снабжался провизией и водой. Таким образом ,сухопутная осада не имела смысла. Сделав правильные выводы, Петр в 1695 г. Развернул усиленную подготовку ко второму походу . На этот раз он решил нанести удар не только сухопутной армией, но и флотом, который должен был блокировать крепость с моря и тем самым лишить подкрепления.
Основным
местом постройки судов был
выбран Воронеж, стоящей на
судоходной реке, имевшей прямое
сообщение с Доном. Ценой
Одновременно с постройкой кораблей Петр издал указ по галерам, в котором были изложены обязанности командного состава по организации, управлению и использованию кораблей в бою. Это было первое боевое наставление русского флота. Были разработаны специальные сигналы которые помогли в бою. В указе подчеркивалась необходимость соблюдений воинской дисциплины, проявления инициативы, смелых и решительных действий от всего личного состава. Указ по галерам сыграл важную роль в успешном решении задач, поставленных перед флотом.
Второй Азовский поход 1696 года
Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, где снова собирали и спускали на воду на Дону. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Для постройки кораблей были приглашены мастера из Австрии. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов.
Реорганизовано и командование войсками. Во главе флота поставлен Лефорт, сухопутные войска вверены боярину Шеину.
Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. Сухопутная армия увеличилась вдвое, достигнув 70 000 человек. В неё также вошли украинские и донские казаки и калмыцкая конница.
16 мая русские войска вновь осадили Азов, а 20 мая казаки на галерах в устье Дона напали на караван турецких грузовых судов. В результате были уничтожены 2 галеры и 9 малых судов, а одно небольшое судно захвачено. 27 мая флот вышел в Азовское море и отрезал крепость от источников снабжения по морю. Подошедшая турецкая военная флотилия не решилась вступить в бой.
10 июня и 24 июня отбиты вылазки турецкого гарнизона, подкрепленные 60000 татар, стоявших лагерем к югу от Азова, за рекой Кагальник.
16 июля завершены подготовительные осадные работы. 17 июля 1500 донских и часть украинских казаков самовольно ворвались в крепость и засели в двух бастионах.
19 июля после длительных артиллерийских обстрелов гарнизон Азова сдался. 20 июля сдалась также крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона. Уже к 23 июля Пётр утвердил план новых укреплений в крепости, которая к этому времени была сильно повреждена в результате артиллерийских обстрелов. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота. Для этой цели 27 июля 1696 год было выбрано более удачное место на Таганьем мусу, где через два года и был основан Таганрог. Воевода Шеин за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом
Значение Азовских походов
Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она является заметным примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости, особенно ярко выделяющимся на фоне близких по времени провалов англичан при штурме Квебека (1691) и Сен-Пьера (1693).
Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Впервые проявились такие важные его качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара.
Несмотря на успех, по завершении кампании стала очевидна незавершённость достигнутых результатов: без овладения Крымом или, по крайней мере, Керчью выход в Чёрное море был по-прежнему невозможен. Для удержания Азова необходимо было укреплять флот. Необходимо было продолжать строительство флота и обеспечить страну специалистами, способными построить современные морские суда.
20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть…» Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности.
Вскоре 22 ноября оглашается указ об отправке дворян на обучение за границу.
Война с Турцией ещё не закончена и потому с целью лучше узнать расстановку сил, найти союзников в войне против Турции и подтвердить уже существующий союз — Священную лигу, наконец, укрепить положение России, было организовано «Великое посольство».
Подготовка морских кадров
История старейшего учебного заведения России, любимого детища Петра I, началась 14(25) января 1701 года, когда был издан петровский указ: «...быть Математических и Навигациях, то есть мореходных хитростей наук учению». Навигационную школу разместили в Москве, в Сухаревой башне.
В 1715 году в новой столице России — Петербурге — из старших мореходных классов Навигационной школы создали Академию морской гвардии. В 1716 году учредили воинское звание «гардемарин» (в переводе с французского — «страж моря», «морской гвардеец»), как переходное от ученика академия к чину мичмана (младший офицерский чин в Российском флоте с 1732 по 1917 гг., с перерывом в 1751—1758 гг.). Позже, когда академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, гардемаринами стали называть учеников старших классов.
Старания Петра I и его последователей, привлекших к преподаванию в этом первом в России светском, учебном заведении лучших отечественных и зарубежных педагогов, очень скоро дали обильные всходы. Воспитанник Навигационной школы, будущий вице - адмирал С. Лопухин одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отличился на своей шняве «Наталия» в Эзельском бою 1719 г. Его однокашник Н.Головин, экзаменованный лично Петром I, уже в кампании 1743 года командовал Балтфлотом
Андреевский флаг — кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота Российской империи с 1720 по 1918 год, с 1992 года — военно-морской флаг Российской Федерации и, с 2000 года, — знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Описание
Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским; отношение ширины флага к его длине — один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага
Этот крест и дал имя флагу. Символика Андреевского креста уходит корнями в историю раннего христианства. Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры.
История
В 1698 году, Петром I был учреждён первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного — для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого креста, голубой ленты, серебряной восьмиконечной звезды и золотой цепи. В центре звезды, в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками в виде сияния, — двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, на груди орла — косой синий крест. Символика Андреевского флага также была данью памяти Петра I его отцу — царю Алексею Михайловичу который впервые учредил специальный флаг для первого военного Российского судна — трёхмачтового фрегата «Орёл».
Став царём, Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1699 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них.
С 1692 по 1712 год Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага которые последовательно были приняты во Флоте Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.
Заключение
Изучив данный, материал я пришёл к следующим выводам:
1) В 16-17 вв. ни одно государство не могло являтся Силиным,не имея сильного флота. В случае с Россией этот вопрос стоял особо остро,ведьу её соседей как раз таки такой флот имелся. Поэтому флот для России должен был стать неким щитом, а потом уже превратился в меч.
2) На постройку флота ушли миллионы из царской казны и из карманов жителей государства. Тысячи человек пожертвовали своими жизнями.
Служба на флоте была очень тяжела: кормили плохо и не всегда свежей продукцией , имела место острая нехватка воды, матросам приходилось спать в тюрьме . Офицеры не понимали друг друга, так как были разных национальностей, практически не имелось карт и вычислительных приборов.
3) Флот сыграл огромную роль в развитии страны. Благодаря флота Россия получила выход к Балтийскому, Каспийскому и Черному морям, получила значительные турецкие, иранские и шведские территории, повысила свой авторитет в мире.
Ф. Перро 1841 г.
Гренгам.
Сражение 27 июля 1720 г.
При Петре русская
армия и флот одержали ряд крупных побед: в сражении под Полтавой (1709), морских сражениях при Гангуте (1714), Гренгаме (1720) и др. Все это способствовало превращению России в великую державу. Петр Великий стал основоположником русской военной школы, из которой позже вышли П.А. Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов. Петр Первый умер в 1725 году. Похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Он вошел в историю России как поистине великий государственный и военный деятель, который сумел глубоко понять назревшие потребности развития России и много сделал для превращения ее в великую державу.
В. Крюков.
Портрет Императора Петра I
После
победы в Северной войне Россия
вошла в число великих