Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:10, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том , что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия , внутренние- это оппозиция . Недовольное боярство составляло оппозиционные круги , а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей . Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец , царь - солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей , постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

Содержание

Введение 3
1. Основание города 4
2. Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725 гг) 5
3. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга 18
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение санкт-петербурга.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

На правом берегу Невы, напротив Адмиралтейства, лежал пустынный Васильевский остров. В 1711 году только на его восточном  мысу, на теперешней стрелке, неустанно трудились ветряные мельницы лесопилок.

Именно  на этом острове Петр Первый распорядился построить второй для себя дворец – Зимний. Начать сооружение Петр поручил архитектору Маттарнови в 1715 г. По замыслу архитектора, этот дворец должен был стать самым большим в городе. Золотисто-белому зданию предстояло вытянуться вдоль Невы на 70 м. Личные покои царя, по его желанию, разместили в западном флигеле. А чтобы можно было подплывать на ялике прямо к их дверям, вдоль западного фасада прорыли канал, соединивший Мойку и Неву. Канал прозвали Зимнедворцовым, а потом в разговорах стали просто называть Зимней канавкой.

К сожалению, Маттарнови не успел довести строительство  дворца до конца. Он умер почти одновременно с Леблоном в 1719 г. Завершить все  работы царь поручил своему любимцу, трудолюбивому Трезини.

В итоге  Зимний дворец был поставлен там, где теперь двор эрмитажного театра, «стена о стену с каким-то частным домом; он во всем походил на прочие дома поблизости, кроме ворот из каменных столбов с венцом наверху и украшением в виде корабельного носа…».4

Другой  дворец, который построили на Васильевском острове, был дворец Меньшикова. Его строили архитекторы Д.-М. Фонтана и Г. Шедель. Это здание – не чета Зимнему. Петр, как мы видели, был скромен в личном быту, но требовал, чтобы наиболее высокопоставленные сановники вели широкую жизнь, соответствующую их положению в свете.

Главное трехэтажное  здание меньшиковского дворца сохранилось  до наших дней (теперь это один из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета). Оно и сейчас весьма импозантно со своими лепными наличниками окон и такими же пилястрами, сияющими на кирпично-красном фоне стен. Но в те давние годы меньшиковский дворец был еще краше. По сравнению же с Летним и Зимним дворцами обиталище «светлейшего» производило на современников прямо-таки грандиозное впечатление. По сути дела, это была целая усадьба.

В 1709 г. Санкт-Петербург  стал столицей огромного государства. Петр Первый повелел, чтобы все государственные  учреждения и послы иностранных государств переехали на берега Невы. Конечно, новая роль способствовала увеличению и ускорению строительных работ. Новые дома стали подниматься вдоль набережной от Летнего сада до теперешнего Литейного проспекта. На московской стороне, как ее называли тогда, вдоль Первой Береговой улицы (пространство между теперешними набережной Кутузова и улицей Воинова) построили дворцы и особняки для сына Петра от первой жены – царевича Алексея, любимой сестры царя Натальи Алексеевны, вдовы покойного царского брата, для командующего русской артиллерией, потомка шотландских королей Якова Брюса и многих других знатных людей.

В тот же 1712 год царь отдал повеления, во многом определившие будущий облик Петербурга. Первое из них предписывало заменить деревянную церковь в крепости каменной с обязательной большой колокольней, которую украсить часами с боем. Петропавловский собор закончили лишь в 1733 году. Давайте пока остановимся на этом месте и получше рассмотрим этот собор.

Первое, что сразу бросается  в глаза это знаменитые ворота. Тяжелые, массивные, они напоминали триумфальную арку. Ворота должны были стать вечным памятником русским победам в Северной войне.

Ворота назвали Петровскими  потому, что над ними высилась фигура апостола Петра с ключами в  руках. Под фигурой - барельефное  изображение Симона – волхва, падающего с высоты на твердый камень. Аллегория, понятная всем: Симон – шведы, а скала, на которую он падает, - Петербург. По бокам ворот, в нишах – статуя воинственной Афины Паллады и мудрой покровительницы города Афины. За триумфальными воротами крепости взгляд упирается в восточную стену собора. Своим контуром она повторяет очертания ворот. У собора нет традиционных для русских храмов апсид – полукруглых выступов алтаря. Трезини специально не рушил старую русскую традицию, чтобы подчеркнуть единство торжественного ансамбля. А над всем ансамблем вознесся к небу острый шпиль, увенчанный фигурой победно трубящего ангела.

Два с небольшим столетия существовал  в России запрет строить башни выше 80 метров, выше Ивана Великого – колокольни московского Кремля. Петр нарушил этот запрет. Золоченая игла Петропавловского собора поднялась на 112 м. Благодаря своему изяществу и пронзительной высоте, колокольня стала опознавательным знаком, символом города.

Второе повеление Петра Первого  в 1712 году предписывало проложить прямую и широкую улицу от Адмиралтейства до теперешнего Лиговского проспекта. Это был единственный путь, ведущий на Новгород и соединяющий Петербург со всей Россией. Будущая дорога тут же получает имя Большой першпективной. (Чуть позже ее переименуют в Невский проспект). Придворный герцога Голштинского Фридрих Берхгольц так описывает ее: «Мы выехали в длинную и широкую аллею, выложенную камнем и, по справедливости, названную проспектом, потому что конца ее почти не видно…. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива и по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат, и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал». Пройдет всего несколько десятилетий, и Невский проспект станет главной и самой красивой магистралью города.

Все эти строительные работы вовсе  не означают, что Петр окончательно решил, где будет стоять будущий город. Он по-прежнему мечтает превратить Петербург в столицу моряков, владыку Балтийского моря. Во имя этого он неожиданно объявляет: быть городу в море, на острове Кронштадт. Немедленно создается план этого города: геометрически правильная сетка пересекающихся улиц с главной площадью в центре. Нечто очень схожее с древнеримским лагерем. Однако идея вызывает всеобщее недовольство: столица будет полностью отрезана от всей страны и жизнь ее станет невероятно трудной. В конце концов, царь вынужден признать справедливость возражений, но тут же предлагает новый проект: строить город на Васильевском острове.

Наперекор желаниям царя Петербург  продолжает расти на материке в окрестностях Адмиралтейства и нового Невского проспекта. Тогда Петр запрещает строительство всяких мостов. Главной городской магистралью объявляет Неву, а речки и каналы – улицами и проездами. Вместо карет и повозок велено пользоваться яхтами, галерами и шлюпками. Для этого на левом берегу Фонтанки, наискосок от Летнего дворца, специально основана особая верфь – Партикулярная. В  дни, когда царь живет в городе, на Неве устраивают обязательные для всех лодочные учения. На ослушников налагают тяжкий штраф. Иногда в размере нескольких десятков рублей. Для сравнения заметим, что за повозку с возчиком от Петербурга до Москвы платили четыре с половиной рубля.

Символом древнерусской архитектуры всегда был купол. Петр велит завершать все главные постройки Петербурга острыми шпилями, как это делают в Европе. Шпиль, увенчанный маленьким корабликом, поднимается над главным въездом в Адмиралтейство, игольчатые шпили венчают городские храмы. Петр не хочет, чтобы его новая столица хоть чем-то напоминала ненавистную ему Москву. Вместе с тем, сам того не подозревая, царь решает сложнейшую градостроительную задачу: острые шпили, уткнувшиеся в низкое северное небо, нарушают скучное однообразие горизонтали равнинного ландшафта и двухэтажной застройки. Шпили, как доминанты вносят необходимое разнообразие.

1711-1720 гг. – время очень четкой  регламентированной застройки острова Васильевского, Московской стороны. При этом всячески сдерживалось стремление города расширяться именно на материковой части (не разрешалось строить мосты). Но в то же время, несмотря на контроль за строительством общего плана, схемы Санкт-Петербурга не было. Все еще не было определено, где быть центру города.

Год 1720 особенный в истории строительства Петербурга. Весной царь принял окончательное решение: центру города быть на стрелке Васильевского острова. Архитектору Трезини было поручено немедленно готовить план застройки. Тогда же вдруг приказано начать сооружение сразу трех мостов. Первый – через протоку между Городовым островом и крепостью. Второй – на границе города, через Фонтанку. Третий – на Невском проспекте, где он пересекает Мойку, рядом с бывшим домом Леблона. За свою окраску мост получил название Зеленого и долго сохранял его.

Повеление, отданное царем, точно прорвало плотину запрета. Уже через три года на материковой стороне было сооружено двадцать три подъемных моста через речки и каналы. Город настойчиво продолжал расширяться в сторону России. А нормальная жизнь на искусственных и естественных островах была невозможна без надежной и постоянной связи между ними.

В тот же 1720 год рядом с небольшим  деревянным храмом завершили кладку стен каменного Исакиевского собора.

Москва гордилась своими священными реликвиями: ризой Христа, частью ризы Богоматери, головой Иоанна Златоуста и головой Григория Богослова, частицами мощей Иоанна Крестителя и святого Георгия. А в Петербурге не было ничего, что привлекало бы духовный взор народа, селила бы в душах людей веру в прочное будущее, пробуждало воспоминания о славном прошлом. Срочно нужен был монастырь и своя священная реликвия.

Таковым стала Александро-Невская  лавра.

По проекту Трезини монастырский ансамбль фасадом должен был смотреть на Неву. Нарядная балюстрада и партерный сад с галереями и пирамидами, украшенными гербами русских городов, должны были отделять главный корпус от воды. Этот сад и внешний вид ансамбля напоминают больше замок-дворец, чем суровую монашескую обитель. В центре – величественный собор, над которым высится тонкий шпиль колокольни. Вправо и влево от него уступами расходятся двухэтажные корпуса. Их движение сдерживают по краям трехэтажные флигели. Служебные постройки за спиной главного корпуса образуют замкнутый просторный двор. Пожалуй, это самый интересный ансамбль из задуманных Трезини.

К концу 1723 года в монастыре были готовы только двухэтажные корпуса и правый павильон-церковь во имя Благовещения. И сразу же в нее перенесли захоронения сына Петра – малолетнего Петра Петровича, любимой сестры – Натальи Алексеевны, вдовы брата – царицы Прасковьи. Тем самым монастырю придали государственное значение.

Посвящение обители русскому князю  Александру Невскому не было случайным. В 1240 году Александр разгромил на берегах Невы войско шведского  Ярла Биргера. За эту победу получил он прозвище Невский. А через два года на льду Чудского озера нанес тяжкое поражение рыцарям Ливонского ордена. Перенесение мощей князя-воина из древнего города Владимира на берега Невы как бы подчеркивало преемственность между древнерусским государством и молодым Петербургом.

К 1720 году город насчитывал уже  около 30 тысяч жителей и 5 тысяч  зданий.

В 1721 году в Санкт-Петербурге появились 595 диковинных для России уличных фонарей, которые должны были вечерами зажигать, а утром тушить.

Весной 1722 года Петр Первый утвердил план строительства на Стрелке. По замыслу Трезини, широкий канал, протянувшийся с юга на север от Большой Невы к Малой; должен был отделить Стрелку от острова. Вдоль канала, спиной к острову должны были встать плотно друг к другу двенадцать одинаковых зданий Коллегий – министерств. С севера площадь Стрелки обрамляли Таможня и огромный Торговый дом. С юга дворец Прасковьи Федоровны и Кунсткамера. Здания Коллегий – трехэтажные. Строения, огибающие площадь, - двухэтажные.  Первые этажи у всех превращены в открытые галереи для гуляния в ненастную погоду. Все здания окрашены в красный цвет, и только белые наличники окон и белые пилястры вносят нарядное оживление. Проект удачен. Площадь как бы сама открывает свои объятия широкой реке, четкой и суровой горизонтали крепостных стен с устремленным ввысь золоченым шпилем. Замыкает всю панораму протяженное двухэтажное здание госпиталя на Выборгской стороне с небольшими куполами на боковых ризалитах и мощным куполом госпитальной церкви в центре. Все очень строго и вместе с тем величественно.

Одобрив план, император все же высказал несколько пожеланий. Первое: в центре новой площади следует поставить огромный храм, достойный его времени, его деяний. Второе: все Коллегии должны быть абсолютно одинаковы. Тем самым Петр Первый хотел подчеркнуть свое нежелание выделять кого-либо из министров, дабы не разжигать обид и ссор. Это повеление царя и определило архитектурную композицию здания, подобную которой не сыщешь не только в русском, но и в европейском зодчестве.

Итак, согласно высочайшему приказу, для каждой их Коллегий предназначалось особое здание (их возводили постепенно, пристраивая одно к другому); но, вытянутые в одну линию, под прямым углом к Неве, все они были соединены друг с другом.

Та же мысль отчетливо выражена и в решении фасадов. У каждого  из коллегиальных «корпусов» своя крыша, четырехскатная, с типичным для построек Трезини изломом под слуховыми окнами. У каждого и свой вход – входы устроены в центральных ризалитах, завершенных вырезными фронтонами. По нижнему рустованному этажу тянулась открытая арка  (теперь застекленная со стороны главного фасада). Два верхних этажа украшены по красным стенам белыми пилястрами. Окна обрамлены простой формы наличниками. Назначение здания сугубо деловое. Это выражено, как видите, в его архитектуре, где все напоминает о суровой простоте первых петербургских построек. К сожалению, Петр не увидел ансамбль Стрелки завершенным.

3. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга

Петровские реформы  кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи  до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом  проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы  русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на  следующий день после прибытия  из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив  покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные  указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого  делать надлежало платить большие  налоги с учетом положения в обществе.

Информация о работе Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)