Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:10, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том , что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия , внутренние- это оппозиция . Недовольное боярство составляло оппозиционные круги , а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей . Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь - кузнец , царь - солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей , постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

Содержание

Введение 3
1. Основание города 4
2. Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725 гг) 5
3. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга 18
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение санкт-петербурга.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова  дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду — в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех руками царя одежду не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть позже.

Эти перемены повлияли и  на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу  и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский быт изменялся  и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Петр I снабдил  массой распорядительных и нормативных  актов, определяющих их семейную, хозяйственную  и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские реформы  в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.

В городской быт в  петровское время вошли гуляния  по торжественным датам, в честь  той или иной победы — взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс изменения  культуры России в эпоху Петра  Великого  -  наиболее противоречивая часть  Петровских реформ.  Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций,  заметно усилились связи с  зарубежными странами,  в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В  1687  г.  была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же  деятельность Петра была  революционной. 

Важнейшим этапом  в  проведении  реформ стало посещение  Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран.  По возвращении  Петр направляет  много молодых  дворян в Европу для изучения различных  специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208  год  становится 1700-м, а  празднование  Нового  года переносится с 1 сентября на 1 января.

Происходили важные изменения в быту российских  дворян,  переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г.  выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти  преобразования исходили исключительно сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, начинаний.

 

Список литературы

  1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. - СПб, 1997.
  2. Канн П.Л., Сухотин Я.Л. Путеводитель «Санкт-Петербург и пригороды». - СПб., 2000.
  3. Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре // ПИШ. – 1998. - № 6,7.
  4. Мавродин В.В. Основание Санкт-Петербурга. - Л., 1983.
  5. Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга. - М., 1997.
  6. http://sp300.narod.ru/osnova_pitera.htm

 

1 http://sp300.narod.ru/osnova_pitera.htm

2 Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга. - М., 1997. – с.35.

3 Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга, - М., 1997. – с.16.

4 Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга, - М., 1997. – с.20.


Информация о работе Строительство Санкт-Петербурга (1703-1725 гг)