Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:51, курсовая работа
В рамках этого направления я решала изучить правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета. Таким образом, целью моего исследования является рассмотрение структуры и особенностей правовых памятников Португальского университета за период с XIII по XV вв.
Для достижения этой цели необходимо обозначить задачи исследова-ния:
1) выяснить на материале законодательного свода «Семь Партид» Альфонсо X Мудрого то, что понимали под университетом в средневековой Португалии, как его называли, какое значение ему придавали короли пиренейских государств;
Введение 3
Обзор источников 5
Обзор историографии 6
Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X 8
Королевские грамоты и папские буллы и их значение для истории Португальского университета 11
Университетские статуты и установления 18
Заключение 20
Список Литературы 22
В сборнике правовых источников по истории Португальского университета, в так называемой «Зеленой книге», содержаться документы, относящиеся еще к временам основания университета. Это «Прошение, отправленное папе некоторыми португальскими прелатами, 12 ноября 1288 г.», грамота короля Диниша I и булла папы Николая IV 1290 г.
Согласно тексту «Прошения», составленному аббатом Алкобасы и приорами различных португальских монастырей, «как клириками, так и мирянами королевств Португалии и Алгарви после всестороннего размышления» было решено образовать университет ради блага короны и королевства. По словам прелатов, они довели эту инициативу до сведения короля Диниша I, который ее одобрил и установил, чтобы из прибылей и доходов монастырей и приходов, находящихся под покровительством короля, выплачивались жалования докторам и магистрам (Зеленая книга, II. 2.1).
В 1290 г. король Диниш I в своей грамоте, которая получила название «Драгоценного документа», объявил об учреждении «генеральной школы» возле Лиссабона для обогащения королевства и служения справедливости. Он также обязался обеспечивать «личную и имущественную безопасность» магистров и школяров, которые прибудут в учреждаемый университет для обучения науке и вверят себя таким способом «заслуженной благосклонности королевского высочества» (Зеленая книга, III. 1). Однако Диниш I ничего не сказал о финансировании «генеральной школы», оставив этот вопрос до официального одобрения папы.
Спустя несколько месяцев папа Николай IV специальной буллой констатирует образование университета в Португалии и выражает полное одобрение всех действий королевской власти. Помимо этого, папа «настойчиво просит» короля, согласно тексту буллы, проследить за тем, чтобы лиссабонские горожане для проживания школяров предоставили свободные дома по соответствующей цене (ее должна рассчитать комиссия из двух клириков и двух мирян), чтобы магистры получали в Лиссабоне доходы со своих личных и должностных бенефициев и чтобы школяры не были подсудны светскому суду без приговора на то церкви. Также Николай IV наделяет лиссабонского епископа правом дарования лиценции школярам, прошедшим испытание на почести магистра права или медицины (Зеленая книга, II. 1.2).
Ориентируясь на данные этих документов, я могу говорить о том, что дело образования Португальского университета находилось в ведении двух политических сил – короля и папы. Я согласна с мнением Денисенко в том, что в пиренейских государствах корпоративная автономия университетов сочеталась с жесткой опекой короля и церкви. Король инициировал образование «генеральной школы», а папа своим одобрением, выраженным в специальной булле, утверждал «законность» ее существования21.
Грамоты короля Диниша I и буллы папы Климента V свидетельствуют о том, что союз папы, который был не только главой католической церкви, но и сюзереном всего португальского королевства22, и короля в деле опеки над португальским университетом был сохранен и в XIV столетии. Папа Климент V в своей булле 1308 г. упоминает о прошении короля Диниша I, в котором тот просил папу разрешить ему перенести «генеральную школу» из Лиссабона в Коимбру по причине раздора между горожанами и представителями университета.23 В ответ на королевское прошение Климент V разрешает королю брать деньги на содержание университета из доходов приходских церквей, находящихся под королевским патронатом, и информирует короля о том, что он специальной буллой поручил дело переноса университета архиепископу Браги и епископу Коимбры (Зеленая книга, II. 1.3).
Официально португальский король заявил о переносе университета в Коимбру в своей грамоте 1309 г., так называемой Carta Magna. Этот документ отражал то значительное влияние, которое оказали правовые нормы Альфонсо X на португальское право.24 Как и кастильский король, Диниш I подчеркивал важность существования «генеральной школы» для нужд государства, которому особенно нужны были знатоки права. В грамоте отстаивались привилегии школяров, жизни и имуществу которых было запрещено причинять какой-либо ущерб. Горожанам и местным властям под страхом больших штрафов король запретил насильно подвергать школяров светскому правосудию (за исключением убийств, насилия над женщиной, грабежей) и отказывать им в предоставлении жилья. Грамота разрешала школярам учреждать себе ректоров и советников для поддержания лучшего состояния университета, свободно передвигаться по землям королевства, а также освобождала их от уплаты налогов и податей (Зеленая книга, II. 4.1).
Кроме того, ради блага университетской корпорации Диниш I учредил институт консервадоров, представлявший собой двух достойных мужей из Коимбры, «которые о славе и о благе университета и студентов неусыпно и заботливо бы пеклись», докладывали бы королю о нуждах студентов и университета, а также «усердно и верно хранили бы вольности» (Зеленая книга, II. 4.1).
Однако запреты короля, прописанные в Carta Magna, не соблюдались, а привилегии и права университетской корпорации постоянно нарушались. Об этом свидетельствует целый комплекс грамот, которые Диниш I адресовал местным властям г. Коимбры. Он призывает их соблюдать установленные им привилегии «генеральной школы» (Зеленая книга, II. 4.5; 4.13) и выступает защитником университетской корпорации в делах злоупотребления местной власти и горожан, которые подвергают школяров светскому суду (Зеленая книга, II. 4. 11), причиняют ущерб их имуществу и здоровью (Зеленая книга,II. 4.3; 4. 31), отказывают в предоставлении жилья (Зеленая книга, II 4.12; 4.14) и не обеспечивают их пропитанием (Зеленая книга, II. 4.7; 4.10). Целых две грамоты король адресует консервадорам, поручая им дела защиты привилегий и вольностей университетской корпорации от противоправных действий горожан и властей Коимбры (Зеленая книга, II. 4.6; 4.18.1).
Такое упорное противостояние горожан Коимбры и университетской корпорации, по мнению исследователей, можно объяснить лишь тем, что университет зачастую рассматривался горожанами как чужеродная субстанция, корпорация чужеземцев, ведь в университете обучались и обучали люди из различных земель и городов не только Португалии, но и соседних государств25.
Согласно грамотам в качестве защитников и опекунов Португальского университета выступали и другие португальские короли. Наследник Диниша I король Афонсу IV сразу после смерти своего отца подтвердил все права и привилегии, дарованные его отцом, а также римскими папами, университету в Коимбре (Зеленая книга, II. 4.19). По просьбам магистров «генеральной школы» он переписал и ряд грамот Диниша I, сохранив их для истории (Зеленая книга, II. 4.16; 4.17; 4.18).
В 1338 г. король решает перенести университет из Коимбры в Лиссабон по причине серьёзных разногласий и частых ссор школяров и горожан. Это обстоятельство было отражено в грамоте Афонсу IV 17 августа 1338 г. (Зеленая книга, III. 4.20). Но уже в 1354 г. король был вынужден вернуть университет обратно в Коимбру из-за недовольства теперь уже горожан Лиссабона, подтвердив без исключения все милости и привилегии университетской корпорации (Зеленая книга, II. 4.22).
Афонсу IV не только сохранил полномочия консервадоров (Зеленая книга, II. 4.20), но и расширил их. Согласно его грамотам 1339 и 1355 гг. консервадоры «могли выслушивать и выносить решения по всем гражданским и криминальным делам», которые школяры или их слуги имели с горожанами Коимбры. Они также занимались разбирательством дел с любым человеком, который обидел школяра даже по дороге на его родную землю или при возвращении в университет (Зеленая книга, II. 4.21; 4. 23). Передача в руки консервадоров таких полномочий, по моему мнению, означает, что именно им король вверил фактическую опеку над университетской корпорацией.
Политику Афонсу IV продолжил и король Педру I, подтвердив все привилегии, грамоты, милости и пожалования, которые были даны университету до него (Зеленая книга, II. 4.33). Он даже назначил специального устроителя дел университета, нуждающихся, по словам короля, «в заботе и рассмотрении», которым стал представитель королевского дома Лоренсу Эштевиш (Зеленая книга, II. 4.25).
Однако, как свидетельствуют источники, противостояние горожан Коимбры и университетской корпорации продолжалось и в правление этого короля. Педру I пришлось особыми грамотами огораживать школяров от причинения им материального и физического ущерба (Зеленая книга, II. 4.26), от ущемления привилегий со стороны городской администрации (Зеленая книга, II. 4.27) и лишения мест в постоялых дворах (Зеленая книга, II. 4.30).
При короле Фердинанду I в истории португальской «генеральной школы» происходят важные изменения. В 1377 г. по его распоряжению университет снова переносят в столичный город Лиссабон, где он отныне и будет находиться вплоть до XVI в.26 В специальной грамоте Фердинанду I обосновывает свое решение желанием увеличить количество образованных людей, особенно юристов (летрадуш). По его мнению, в связи с тем, что некоторые лекторы не желают ехать ни в какой город, кроме Лиссабона, университет страдает от нехватки магистров и недостаточного количества школяров.
Эта грамота отражает и итоги переговоров представителей «генеральной школы» с короной, которая любезно удовлетворила почти все просьбы руководства университета о благоустройстве корпорации в Лиссабоне. Король дал свое согласие на возвращение университету прежних зданий, которые он занимал до 1354 г., на выбор по решению университета жилья для школяров, на передачу в распоряжение корпорации разных торговых лавок для обеспечения обучающих и обучающихся пропитанием. Были подтверждены все привилегии, вольности и добрые устои и обычаи, принадлежащие университету с момента его создания и бытовавшие в Коимбре, а также судебные и прочие полномочия консервадоров. Фердинанду даже пошёл против своего установления, согласно которому никто не мог становиться адвокатом без королевской грамоты, и разрешил докторам, лиценциатам и бакалаврам канонического и гражданского права становиться адвокатами и оказывать юридические консультации (Зеленая книга, II. 5).
Окончательно закрепил все привилегии и, главное, место пребывания за «генеральной школой» уже авишский магистр и будущий король27 Жуан серией грамот 1384 г. (Зеленая книга, II. 6.1; 6.3). Согласно грамоте Жуана I университет окончательно «был укоренён» и определен на вечное нахождение в Лиссабоне (Зеленая книга, II. 6.2). Урегулировано было и финансовое обеспечение «генеральной школы», в ведение которой вернули доходы приходов, некогда принадлежащих университету, и поставили их под контроль прокурадоров, покровителей университета, происходивших из королевской семьи (Зеленая книга, II. 6.5).
Специальной грамотой король Жуан I закрепил неподсудность университетской корпорации светскому правосудию. Были подтверждены полномочия суда консервадоров и определен новый порядок вызова в суд или подачи какой-либо иска студентами или магистрами. Теперь последние должны были «позвать двух докторов университета», но если те отсутствуют, то «двух читающих лекторов по праву или лекторов, поклявшихся на Евангелии при консервадоре» в том, что этот иск сделан не с целью обмана (Зеленая книга, II. 6.2).
Будучи уже королем в 1390 г., Жуан I ради поддержания финансового благополучия корпорации назначил даже специального нотария, поручив ему дело сбора рент и ведения деловой документации (Зеленая книга, II. 7.1; 7.2). Такой поступок короля говорит о том, что опека португальского короля над университетом была абсолютной.
Таким образом, мною в этой главе были рассмотрены такие правовые памятники, как папские буллы и королевские грамоты за столетний период португальской истории (с конца XIII по конец XIV вв.). Проанализировав их и продемонстрировав их содержание, я пришла к определенным выводам:
«Зеленая книга» сохранила и памятники университетского корпоративного права. Это установления университета Коимбры, одобренные грамотой короля Диниша I в 1317 г., и университетские статуты 1384 и 1431 гг., приходящиеся уже на период пребывания «генеральной школы» в Лиссабоне.
Установления 1317 г. представляют собой неполную регламентацию университетской дисциплины, предполагающей подчинение докторов и магистров «достойным и благородным ректорам», а школяров и тем и другим. Студентов, предавшихся «пороку, злодеяниям и бесчестным делам» и покрывших университет дурной славой, было решено изгонять из корпорации.
Кроме того, по инициативе ректоров устанавливался штраф в размере пять солду за определённые проступки школяров, например за отсутствие на общих собраниях или на похоронах другого школяра без уважительной причины. Их обязывают платить ежегодно в начале обучения несколько солду и доплачивать отдельно за грамоты корпорации для какого-либо частного дела, за подтверждающие лиценцию грамоты с кожаной или восковой печатью на шнурке (Зеленая книга, II. 4.15.1).
Университетские статуты 1384 года, одобренные грамотой будущего короля Жуана I, затрагивали частный вопрос злоупотребления своим положением бакалавров и школяров, которые своевольно занимали места магистров и докторов в общих школах. Это приводило, по мнению руководства университета и всей корпорации, к негативным последствиям, так как ученики таких самопровозглашенных магистров проникались не истинными знаниями, а заблуждениями. Поэтому вся корпорация на общем собрании решила все же допустить бакалавров и школяров к чтению лекций в «публичных школах», но одновременно запретить им учить и наставлять на каком-либо факультете «генеральной школы» до получения соответствующей лиценции. Однократное нарушение этого запрета влекло лишь предупреждение, а неоднократное могло привести к штрафам и даже изгнанию из корпорации (Зеленая книга, II. 6.4.1).
Однако, как свидетельствует данные, университет, несмотря на все установления, был не в силах ликвидировать огромное число полуграмотных, невежественных людей, входящих в состав королевской администрации и клира. В первой половине XV в. в письме дона Педру королю Дуарти отмечалось, что неграмотные клирики, занимающие высокие посты творят «великое препятствие» королевской справедливости. По словам дона, зачастую прелатами становятся люди не принятые еще в малый чин и не умеющие говорить на латыни. Такую ужасную ситуацию может исправить только улучшение образовательного процесса в Португальском университете28.
Видимо, частичным ответом на поднятую в письме дона Педру проблему были университетские статуты 1431 г. Они призваны упорядочить университетскую обрядность и порядок получения ученых степеней. В них четко регламентировались сроки пребывания в каждой учебной степени, сфера преподавательской деятельности (например, доктора и магистры читают лекции лиценциатам, лиценциаты – бакалаврам, а бакалавры – школярам) и формы получения каждой ученой степени (Зеленая книга, II. 3.2.2; 3.2.10). Формы получения степеней усложнялись по мере увеличения важности степени в университетской иерархии. Возрастала сложность экзаменационных испытаний, количество подношений и их стоимость. При получении ученой степени необходимо было произнести слова определенной клятвы, и статуты прописывают эти слова для каждой степени (Зеленая книга, II. 3.2.3-10).
Информация о работе Структура правовых актов средневековой Португалии