Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:51, курсовая работа
В рамках этого направления я решала изучить правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета. Таким образом, целью моего исследования является рассмотрение структуры и особенностей правовых памятников Португальского университета за период с XIII по XV вв.
Для достижения этой цели необходимо обозначить задачи исследова-ния:
1) выяснить на материале законодательного свода «Семь Партид» Альфонсо X Мудрого то, что понимали под университетом в средневековой Португалии, как его называли, какое значение ему придавали короли пиренейских государств;
Введение 3
Обзор источников 5
Обзор историографии 6
Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X 8
Королевские грамоты и папские буллы и их значение для истории Португальского университета 11
Университетские статуты и установления 18
Заключение 20
Список Литературы 22
Рассмотрев содержание установлений и статутов португальского университета, я хотела бы отметить их высокую ценность как правовых памятников корпоративного права. Они являются важными источниками для изучения внутриуниверситетской жизни и дисциплины, а также самого строя университета, который схож, по мнению исследователей, скорее со строем ремесленных цехов или гильдий.29
Кроме того, благодаря установлениям университета я могу с полной уверенностью, опираясь на их данные, сказать о том, что источником права в университете являлось общее собрание ректоров, официалов и школяров «генеральной школы», которое олицетворяло всю университетскую корпорацию и имело полное право устанавливать порядок внутриуниверситетской жизни с согласия своего «опекуна», португальского короля. Таким образом, установления и статуты, олицетворяя законодательную инициативу университетской корпорации, занимали подчиненное по отношению к королевским грамотам и папским буллам положение.
Рассмотрев правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета, я хотела бы подвести некоторые итоги своего исследования.
Во-первых, согласно выдержкам из «Партид» Альфонсо X, которыми руководствовались и португальские короли, в средние века университеты назывались «генеральными школами». «Генеральная школа» была корпорацией, образовавшейся по научным интересам, и отличалась от «ординарной школы» наличием магистров по целому ряду «искусств» (грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрология, каноническое и гражданское право). Она могла быть основана только по указанию папы римского или императора, или короля, т.е. универсальной власти. Португальские короли осознавали большое значение университетов для государства и общества, поэтому наделяли эти учреждения привилегиями, а магистров и школяров брали под свою опеку.
Во-вторых, именно королевская власть, пользуясь своей законодательной инициативой, издавала многочисленные грамоты, в которых давала и подтверждала различные привилегии и вольности университетской корпорации, а также принимала определенные меры для защиты школяров и магистров от враждебных действий местных властей и горожан. Поэтому королевские грамоты, олицетворяя сильную власть верховных правителей, которыми были португальские короли, играли ведущую роль в правовой системе Португалии XIII – XV вв.
В-третьих, особое место в правовой системе заняли папские буллы, выражающие власть папы римского, верховного правителя католической Церкви. Королевские грамоты занимают по отношению к ним подчиненное положение в правовой иерархии в связи с тем, что папа был сюзереном всей Португалии, и, соответственно, ее правителей. Именно папы Николай IV и Климент V в своих буллах выражали одобрение действий португальских королей, направленных на учреждение и поддержание университета, а также разрешали королям в официальном порядке пользоваться доходами монастырей и приходов.
В-четвертых, помимо правовых памятников, представляющих институты королевской и папской власти, до нас дошли университетские установления и статуты, являющиеся памятниками корпоративного права. Они являются ценными источниками по истории внутриуниверситетской жизни, дисциплины, а также строя университета. Эти статуты должны были регулировать отношения между магистрами и школярами, общее собрание которых обладало законодательной инициативой и являлось источников корпоративного права, которое естественно занимало самый низкий уровень в правовой системе средневековой Португалии.
1. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. In 2 vol. Oxford, 1895.
2. Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. М.: «НАУКА», 1990. 141 с.
3. Варьяш О.И. Пиренейские тетради: право, общество, власть и человек в средние века. М., 2006. 451 с.
4. Денисенко Н.П. Испанские университеты в XIII-XV вв. // Университеты Западной Европы. Средние Века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С. 95-104.
5. Крашенинникова Н., Жидков О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство «НОРМА», 1996. Ч.1. 480 с.
6. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л, 1955.
7. Сарайва Ж. Э. История Португалии. М.: «Национальная история», 2007. 368 с.
8. Суворов Н. Средневековые университеты. СПб. 1898. 245 с.
1 Крашенинникова Н., Жидков О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство «НОРМА», 1996. Ч.1. С. 119.
2 Там же. С. 120.
3 Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. М.: «НАУКА», 1990. С. 17-28.
4 Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л, 1955. С. 229-236.
5 Сарайва Ж. Э. История Португалии. М.: «Национальная история», 2007. 368 с.
6 Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. М.: «НАУКА», 1990. 141 с.
7 Варьяш О.И. Пиренейские тетради: право, общество, власть и человек в средние века. М., 2006. 451 с.
8 Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. In 2 vol. Oxford, 1895.
9 Суворов Н. Средневековые университеты. СПб. 1898. 245 с.
10 Денисенко Н.П. Испанские университеты в XIII-XV вв. // Университеты Западной Европы. Средние Века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С. 95-104.
11 Крашенинникова Н., Жидков О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство «НОРМА», 1996. Ч.1. 480 с.
12 Такое название свод получил в XVI в., потому что был разделен ровно на семь частей.
13 Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л, 1955. С. 234-235.
14 Там же. С. 235.
15 Варьяш О.И. Пиренейские тетради: право, общество, власть и человек в средние века. М., 2006. С. 66.
16 Там же. С.134-139.
17 Под обычной школой понимали преподавание одного магистра в каком-либо городе нескольким школярам (II Партида, XXXI, I).
18 Суворов Н. Средневековые университеты. СПб. 1898. С. 1-2.
19 Там же. С. 53.
20 Денисенко Н.П. Испанские университеты в XIII-XV вв. // Университеты Западной Европы. Средние Века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С. 96.
21 Там же. С. 99-100.
22 Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. М.: «НАУКА», 1990. С. 53.
23 Об этом раздоре он говорит в своей булле к архиепископу Браги и епископу Коимбры (Зеленая книга, 2.2).
24 Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. In 2 vol. Oxford, 1895. P. 105.
25 Суворов Н. Указ. соч. С. 5; Денисенко Н.П. Указ. соч. С. 100.
26 Сарайва Ж. Э. История Португалии. М.: «Национальная история», 2007. С. 97.
27 На тот момент Жуан еще не был выбран кортесами на королевский престол в связи с войной против короля Кастилии. Избрание его королем произошло в 1385.
28 Письмо инфанта дона Педру, отправленное из Брюгге королю дону Дуарти. С. 2.
29 Суворов в своей работе, сравнивая средневековые университеты и ремесленные цехи, замечает, что процесс деятельности обеих корпораций облекался в регулированные формы: известная дисциплина, собрание членов под председательством главы. В университете, как и в цехах, имелась градация членов корпорации: школяры, бакалавры, магистры, доктора. Всё это свидетельствует о корпоративной природе средневековых университетов, и в частности португальского университета, данные правовых памятников которого служат тому доказательством.
Информация о работе Структура правовых актов средневековой Португалии