Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:34, реферат
Отмена крепостного права в России стала катализатором, обосновавшим потребность проведения преобразований и в прочих социально – макроэкономических областях, расходящихся в рвении России к модернизации. Подлежала реформированию, разумеется, и судебная система. Вторая половина XIX – начало XX века стала временем кризисных событий в Российской державе. Несоответствие адаптационных возможностей общества пульсу модернизационных преобразований
Введение
Глава 1. Предпосылки судебной реформы Александра II
1.1. Судебная система в конце XVIII-первой половине XIX века
1.2. Разработка судебной реформы 1864 года
Глава 2. Итоги реформы 1864 года
2.1. Изменение судебных органов
2.2. Военные суды
2.3. Нотариат, адвокатура и прокуратура
Заключение
Список используемой литературы
Суд присяжных - существенно более прогрессивное событие для того времени. К середине XIX века, в то время как велась подготовка реформы 1864 года, суд присяжных переживал период своего наибольшего пика и признания. Он был признан самой лучшей формой суда, потому что обеспечивал привлечение к осуществлению правосудия представителей народа.
Его недостатки сказались несколько позже. При рассматривании конкретных дел сей суд заключался из трех судей-профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними имели возможность стать российские подданные, которые отзывались установленным законом требованиям: возраст – от 25 до 70 лет, период оседлости – проживание определённого числа лет в том округе, где присяжный будет принимать участие в суде либо недвижимого имущества в определенном размере. Специально образовывавшиеся комиссии заранее составляли перечни всех, кто в данной местности мог быть позван в суд в качестве присяжных. Списки ратифицировались начальниками. Председательствовавший судья и приглашавшийся для чего священнослужитель приводили их к клятве, присягнув, они принимались принимать участие в разбирательстве дела.
Судебные палаты — это вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции. Подсудность судебных палат распространялась на несколько территориальных единиц. Один из председателей департамента имел звание старшего начальника и реализовывал ряд функций судебного управления и исправительного надзора, управляя общим собранием департаментов.
В соответствии с Учреждением судебных установлений везде обязаны были быть образованы мировые абсолютно любом из таких судов должен был трудиться как минимум один мировой судья, избиравшийся на три года общегосударственным собранием либо же муниципальной думой. В один момент допускалось избрание дополнительных мировых (судей либо помощников мировых судей) и почетных мировых судей, которые исполняли бы некоторые судебные функции бесплатно. Закон не обязывал для мировых судей высшего юридического образования.
В лице мировых судей авторы самой судебной реформы планировали дать местному населению не столько специалистов, сколько авторитетных посредников, к которым оно могло бы обращаться при необходимости в своих мелких делах и спорах.7
К ведению этих судов относились незначительные микроспоры имущественного характера и дела о малозначащих правонарушениях или о проступках. Самым взыскательным наказанием, которое имел возможность налагать судья, было лишение свободы в тюрьме сроком не более одного года.
Будущее системы мировых судов формировалось очень тяжело. Процесс их внедрения наткнулся на многочисленные непредвиденные препятствия. Не всюду впору было отыскать кандидатов в мировые судьи, отвечавших предъявлявшимся к ним требованиям, не всегда общегосударственные собрания достаточно серьезно смотрели к избранию этих судей, часто местные власти саботировали составление мировых судов, потому что видели в них угрозу своим привилегиям и полномочиям и т. д. Местами было нужно отказаться от выборности судей этого уровня. В 1889 году их вообще упразднили практически на всей территории России. Их полномочия были переданы общегосударственным главам, назначавшимся муниципальным судьям и губернским присутствиям. Это был по-настоящему значительный шаг назад, потому что функция правосудия переходила в руки преимущественно административной власти.
Широко распространенными судебными учреждениями стали сельские суды (они именовались крестьянскими либо волостными судами). Их возникновение предусматривалось принятым 19 февраля 1861 года Общим положением о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости. К этим судам относились так называемые волостные суды, состоявшие из главы и, как минимум, двух членов, которые избирались из числа грамотных домовладельцев, достигших 30 лет и соответствовавших различным многочисленным требованиям. Избирались они по ступенчатой системе. Срок их полномочий составлял три года.
2.3. Военные суды
Военные суды были строго отделены от гражданских судов (от общих и от местных). Их система выстраивалась в соответствии с предписаниями Военно-судебного устава от 1867 года.
Главным звеном этих судов считались полковые суды, которые имели право рассматривать дела о правонарушениях, не представлявших большой опасности и совершенных военными, имеющих низкий чин. Глава и члены этого суда назначались из числа офицеров начальником полка либо воинским начальником, приравненным к нему. Разбирательство в этих судах реализовывалось в условиях ограниченной гласности (то есть, к примеру, запрещались адвокаты, представители прокуратуры). Приговоры не приводились в выполнение без согласия командира полка. Он и решал вопрос, следует или же не стоит передавать какое-либо конкретное дело на приговор в инстанцию на высшую ступень судопроизводства.
Вышестоящими инстанциями по отношению к полковым судам считались военно-окружные суды. Их состав ратифицировался основными начальниками военных округов. В каждом военном округе имелось лишь строго по одному такому суду. В их состав входили: председатель и назначавшиеся только на четыре месяца, временные члены из числа офицеров, проходивших службу в данном военном округе. К их ведению в основном были отнесены непосредственно все уголовные дела, кроме тех, что рассматривались исключительно полковыми судами.
Высшим военным судом был Главный военный суд. Он действовал в составе начальника и постоянных членов, и вдобавок временных членов. Все они могли назначаться по представлению военнослужащего министра “с Высочайшего соизволения”. На Главный военный суд возлагались в основном те же самые функции, что и на Правительствующий сенат в его публичных взаимоотношениях с общегражданскими судами.
В конце XIX — начале XX столетия в России начали приобретать широкое распространение чрезвычайные суды. Самыми популярными были военно-полевые суды, образованные Указом от 19 августа 1906 года. Формировались указанные суды по решениям генерал-губернаторов для рассмотрения определённых дел, связанных с покушениями на азы национального строя. В их состав подключались офицеры, служившие в армии.
Стоит отметить, что судопроизводство в них не было гласным или состязательным, приговоры обжалованию ни в коем случае не подлежали и исполнялись не позже, чем через двое - трое суток.
В апреле 1907 года военные суды были упразднены в обязательном порядке, но, стоит отметить, что сохранилась введённая ещё в 1881 году возможность “в местностях, заявленных на положении усиленной либо чрезвычайной охраны”, передавать дела о правонарушениях гражданских лиц на рассматривание вышеуказанных военных судов.8
2.4. Нотариат, адвокатура и прокуратура
Судебная реформа закрепила новые основополагающие принципы:
Составление принципа конкуренции в судебном процессе потребовало создания нового особого института – адвокатуры.
Адвокатура, сотворенная судебной реформой, сходу проявила себя решительно и смело. В этом направлении потянулись как видные профессора, так и прокуроры, обер-прокуроры Сената и самые лучшие юристы, которые состояли при коммерческих судах. Адвокатура по судейским статутам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые соединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные выбирали Совет, который заведовал приемом новых членов и присмотром за деятельностью некоторых адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры, составляли исключительно частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и имели возможность выступать в тех судах, при которых состояли. 9
Учреждалась также система нотариальных контор в губернских и провинциальных городах. Нотариусам надлежало под наблюдением судейских органов удостоверять документы о покупке и приобретении имущества и др. Было установлено, что обязанности нотариусов обязаны обусловливаться особенным положением. Проект положения о нотариальной части изначально был составлен в 1863 году. После принятия Судебных статутов снова была возобновлена работа по подготовке нотариальной части, которое было ратифицировано в апреле 1866 года. 10
Произошла реорганизация прокуратуры. После судебного
реформирования она освободилась от функции
комплексного надзора, ее деятельность
ограничивалась лишь судебной сферой.
После реформы главной задачей
прокурора становится надзор за дознанием
и следствием, а также поддержание национального
обвинения в суде. В соответствии с судебными
уставами учреждались должности прокурора
судебной палаты, а также его товарищей.
Организация прокуратуры строилась на
принципах крайне строгой иерархичности,
единоначалия, а главное, взаимозаменяемости
в процессе. Прокурорский надзор был реализован
под высшим управлением министра юстиции.
В результате полного утверждения указанных актов были провозглашены и реализованы следующие ключевые начала судебного разбирательства:
Закрепление указанных принципов на то время было значительным шагом вперед. Гласное судопроизводство в значительной мере самым ярым образом содействовало гуманизации публичных отношений, действительно значительно изменяло отношение к произволу, оно принуждало заметить мерзость некоторых привычных событий. А открытые публичные судебные заседания вызвали по-настоящему огромный интерес среди абсолютно всех слоев населения. Таким образом, деятельность новых судов обессиливала эйфорию беспрепятственности, увеличивала степень уважения к законам, содействовала росту доверия к судебной власти.
Заключение
Неудача попыток М.М. Сперанского реализовать план создания суда и правосудия на буржуазных принципах продемонстрировала зависимость судебной реформы от отмены крепостного права, при наличии которой реализовать преобразования суда и правосудия оказалось просто нереально. Рабство стало непреодолимой преградой для развития судебно - процессуального законодательства.
Крымская война 1853 - 1856 гг., закончившаяся поражением царизма, оголила существовавшие пороки рабства. Правительство наконец-таки решило отменить крепостничество – первопричину общественных пороков. Крестьянская реформа с неотвратимостью вела к судебной. Одновременно с этим коренным изменением баз судебно - процессуальной системы не могла исполниться отмена крепостного права: изменение юридического статуса 22 000 000 человек, ставших вольными крестьянами, требовало полного и тщательного судебного обеспечения.
Общественные отношения поменялись в “корне” и суд, каковой являлся не чем иным, как авторегулятором этих отношений, обязан был отныне располагаться уже не на старых – рабских, в прямом смысле этого слова, а на новых – правовых отношениях. Этим авторегулятором и стала судебная реформа 1864 года. Безусловно, реформа судебной системы Александра II считается, наиболее последовательной, логичной, новаторской и совершенной из всех реформ великого возрождения величия Российской державы.
Суд присяжных имел очень глубокое значение в поднятии престижа правосудия, укреплении легитимности, внедрения правды, а главное, справедливости. В его деятельности отыскали по-настоящему яркое отражение такие демократические принципы права, как презумпция невиновности, состязательность, а также гласность и устность.
Существенным нововведением судебной реформы явилось учреждение института адвокатуры. На судебном поприще выросла огромная масса знаменитых и действительно талантливых юристов, воспитанных новейшей юстицией.
Проведение судебной реформы 1864 года имело гигантское влияние на развитие публичных отношений. Гласное судебное разбирательство способствовало преобразованию обывательского правосознания из патриархального в новое, гражданское. Гражданское правосознание не может быть сформировано, если население практически безграмотно в юридическом аспекте. Уважение к закону просто-напросто невозможно без его сознания. В крепостной России уровень знания законов был действительно очень низок. Проведение судебной реформы 1864 года, введение принципа гласности способствовало юридическому просвещению абсолютно всех слоев населения, внедрению в публичное сознание представления о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости от сословной принадлежности, положения на службе или даже в семье.
Самым главным достижением российской судебной реформы 1864 года смело можно выделить появление суда присяжных. И этот прогресс высоко оценили профессионалы того времени. “Судебная реформа, — считал А. Ф. Кони, — призвана нанести удар худшему из видов произвола — произволу судебному, лишь прикрывающемуся маской какой-то формальной справедливости”.11 И даже В. И. Ленин признавал неоспоримые достоинства суда присяжных. “Суд улицы, — считал он, — ценен именно тем, что он вносит абсолютно живую струю в тот дух канцелярского формализма, которым просто насквозь пропитаны наши правительственные учреждения”.12
Несмотря на эти и многие другие отступления, судебная реформа представляет глубокий и важнейший интерес и сегодня.
Список используемой литературы
Информация о работе Судебная реформа 1864 года: предпосылки и итоги