Сущность государственной идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:35, реферат

Краткое описание

Основные элементы государственной идеологии
Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.
Внешними формами выражения государственной идеологии выступают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложносоставные построения, социально-политические учения, теории, концепции и доктрины.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И  МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы  идеологии белорусского государства»

Тема 1. Сущность государственной  идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации

Тема 2. Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь

 

 

 

 

Проверил: ст. преподаватель

Шилов В. Д.

__________

Выполнил: слушатель  группы

Пв 2-12 Лог

Машлякевич А.И. 
_________

 

 

Минск 2013

 

Тема 1. Сущность государственной  идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации

   Основные элементы государственной идеологии 
Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти. 
  Внешними формами выражения государственной идеологии выступают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложносоставные построения, социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко организованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей. Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных подходов к систематизации её содержания.

Общепринятым подходом к  систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд  можно назвать составляющими  элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать  идеи, ценности, нормы и представления  культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.

Культурно-историческая, или  цивилизованная, составляющая государственной  идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических особенностей.

Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая включает в себя представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений и других общественных формирований. Она охватывает и внешнеполитическую жизнедеятельность народа, а также идеи, касающиеся места и роли народа в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления об особенностях организации экономической жизни страны, отношении народа к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание места и роли государства в экономических процессах, представления о справедливости в сфере распределения национальных богатств, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни. Эта составляющая содержит также идеи, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве .

Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Особое значение придаётся подходу к человеку как к высшей цели общества и государства, к ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и к ответственности граждан за исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данный элемент включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования, подходы к регулированию семейных отношений.

Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в  сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

В современном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию, разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достаточной определённостью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями, отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства.

Механизм реализации государственной  идеологии. Механизм реализации государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, её систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материализованных средств её выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и искусства и т.п. Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной идеологии без механизма, обеспечивающего её создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества.

Опыт ХХ века показал: возможны два варианта механизма реализации государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат  и идеологический механизм государства  без внешних признаков централизованности.

Первый вариант механизма  государственной идеологии был  реализован в Советском Союзе  и ряде других не западных стран. Здесь  идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы органов  государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь некоторые его элементы. Управляющим  идеологической сферой органом являлся  Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный  секретарь по идеологии, под началом  которого работало несколько отделов: пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами  идеологии. Аналогичные подразделения  имелись на всех ступенях организационной  структуры партии, а также в  союзе молодёжи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически всё взрослое население страны осваивало содержание официальной идеологии. Под контролем идеологического аппарата, пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Второй вариант - механизм государственной идеологии в  западных странах складывался, как  правило, без специальных решений  властей и не обособлялся в  виде централизованной системы лиц  и учреждений, деятельность которых  направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная  функция определённых учреждений государства  и институтов гражданского общества. Такие образования французский  философ Л.П. Альтюссер (1918 - 1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие : религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).

Каждый из названных социальных институтов, действующий в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как элементов механизма государственной идеологии не столь очевидно, как это было, например, в Советском Союзе, всё же они объективно выступают в качестве таковых.

Таким образом, в новых  независимых государствах, к числу  которых относится и Республика Беларусь, механизм государственной  идеологии должен формироваться  с учётом как одного, так и второго  опыта: его следует создавать  намеренно, но без элементов принудительности.

Практически во всех современных  демократических странах важнейшими составными элементами механизма реализации государственной идеологии являются: выборы, референдумы и другие формы выражения интересов и волеизъявления граждан; высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества; институты и орган государственной власти и управления - парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы, обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей; конституция, законы и другие нормативные акты как формы юридического закрепления идей, ценностей принципов и представлений, положенных в основу организации и деятельности данного общества и государства; государственно-политические документы - манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и т.п., - в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного государства; специализированные научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение её содержания до сознания различных категорий граждан; учреждения национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам сообщества социо-культурных идеалов и ценностей народа и формировании у них гражданских качеств; средства массовой информации - печать, радио, телевидение, - которые призваны отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идеалы и ценности народа и содействовать консолидации нации; материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества - произведения литературы, различных видов искусства, архитектуры, памятники национальным деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комплексы, государственные символы и ритуалы, денежные и памятные знаки, музеи и т.п., содержание которых отражает историю, идеалы, ценности, цели, интересы и устремления данного народа.

Создание эффективного идеологического  механизма государства во все  времена на ряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества.

В сегодняшнем переходном обществе потребность в идеологии  велика, как никогда, ибо:

- среди культурных факторов нового времени все большую значимость до сих пор обретали факторы, сформировавшиеся в эпоху утверждения капитализма;

- произошло видимое ослабление убеждающей и мобилизующей силы классических идеологий;

-публичная значимость религии, за некоторыми исключениями (например, Польша, исламский культурный ареал), проявляется только там, где эти религии не преподносят себя как трансцендентно ориентированные, но сами приспосабливают себя к политике (например, теология революции, христианские пацифизм и социализм);

-ускорение процесса преобразований в западных обществах и процессы структурного распада в развивающихся странах увеличивают потенциал дезориентации.

О существовании и реальном значении идеологии в современном  мире говорят некоторые бывшие и  нынешние влиятельные государственные  деятели США. После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты Америки объявили мировую войну против терроризма, в защиту американского образа жизни  и глобальных интересов страны. Эта  война оценивается прежде всего как идеологическая: на это указывает бывший министр обороны США Уильям Коэн. Подводя теоретическое обоснование под планетарный характер нового американского экспансионизма, он прямо заявляет, что новая война - это война идеологическая (как война с фашизмом и коммунизмом) и в ней все средства допустимы. Нынешний министр обороны Д. Рамсфелд подчеркивает, что эта новая мировая война - именно война идеологий, война в защиту американского образа жизни.

Сегодняшнее переходное состояние  общества, описанию которого посвящено  множество работ современных  отечественных и зарубежных авторов, среди которых и работа П. Сорокина «Кризис нашего времени» , неминуемо ставит человека перед необходимостью самоопределения в определённом историческом контексте, системе ценностей. Сегодняшнее состояние общества, согласно Сорокину, может характеризоваться утратой старых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населения, не сформированностью новых. Ситуация экзистенциального или ценностного вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, алкоголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих белорусских граждан от политики. Подобный процесс в политической литературе называется абсентеизмом. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика «не мое дело» и т.п. Одной из причин подобного общественно-политического феномена является сложившийся в стране тип политической культуры. После развала СССР бывшие советские республики встали на собственные пути развития. Однако сознание граждан не изменилось, и многие не участвуют в выборах, так как не верят в то, что это поможет осуществить их интересы. Причиной этого является то, что в СССР выборы происходили на безальтернативной основе, у граждан не было возможности сделать какой-либо выбор, а тех, кого избирали в органы власти, действовали зачастую в своих, а не в интересах граждан. Это свидетельствует об отсутствии у людей определенного уровня политической культуры. Многие люди не понимают, зачем необходимо их участие в политической жизни.

Информация о работе Сущность государственной идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации