Сущность государственной идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:35, реферат

Краткое описание

Основные элементы государственной идеологии
Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.
Внешними формами выражения государственной идеологии выступают как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложносоставные построения, социально-политические учения, теории, концепции и доктрины.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим. Политическая психология народа все  больше характеризуется пессимизмом  и негативизмом. Все это непосредственно  воздействует на процессы политической социализации личности. В советское  время партия коммунистов была единственной «руководящей и направляющей силой  общества», охватывающей своим влиянием и контролем деятельность всей системы политического воспитания и образования от университетов марксизма-ленинизма до политических кружков пенсионеров ЖЭКа, а также и такие важнейшие институты политической социализации, как дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, армия. Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все нарастающий процесс политической дезидентификации личности.

До тех пор, пока в стране не будут положительно решаться социально-экономические  проблемы, люди, в том числе находящиеся  на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство  и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие «это их правительство». Без единства общества, без гармонизации его интересов  невозможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопределенности люди даже в одной социальной среде  придерживаются порой разной политической ориентации. Как нам видится роль идеологии как раз и состоит  в обеспечении целостности политического  сообщества, в обеспечении интеграции.

Каким образом и насколько  успешно будет проходить дальнейшее развитие нашего общества, в конечном счете зависит от степени разработанности политической социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. В этом смысле идеология является тем содержательным (смысловым) компонентом политического управления.

Тема 2: Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь.

Состав и построение системы  обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:

1.  Система обеспечения  национальной безопасности представляет  собой совокупность субъектов  обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами  по защите жизненно важных  интересов личности, общества и  государства, которые осуществляют  согласованную деятельность в  рамках законодательства.

2.  Субъектами системы  обеспечения национальной безопасности  являются государственные органы, организации, общественные объединения,  а также граждане.

3.  Общее руководство  системой обеспечения национальной  безопасности осуществляет Президент  Республики Беларусь, который реализует  свои полномочия в этой сфере  через Совет Безопасности Республики  Беларусь и Совет Министров  Республики Беларусь.

4.  Функционирование системы  обеспечения национальной безопасности  организуется в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь, регламентирующим отношения  между субъектами системы.

Наиболее распространенными  являются точки зрения, что объектом безопасности выступают: личность, общество и государство или общественная система. В таком подходе происходит смешение объекта политики и национальной безопасности. Хотя, несомненно, они  тесно переплетаются и взаимосвязаны  друг с другом. В основе анализа  объекта безопасности должен лежать методологический подход о вычленении его (объекта) сути, содержания и форм проявления, реализации.

Именно с этих позиций  и для четкого разграничения  теоретического и практического  аспектов национальной безопасности предлагается рассматривать отдельно объекты безопасности и объекты обеспечения национальной безопасности или объекты защиты. Первые раскрывают содержание исследуемого явления, то есть безопасности, а вторые выступают в качестве формы проявления, реализации данного содержания. Они относятся к системе обеспечения безопасности. В этом аспекте объектом национальной безопасности выступают интересы как воплощение общественных отношений. А объектами обеспечения национальной безопасности являются носители (материальные и идеальные) общественных отношений. Иными словами, к объектам обеспечения или защиты относятся те объекты, воздействуя на которые возможно нанесение ущерба национальным интересам.

Такое разграничение необходимо в силу того, что национальные интересы и отношения как объект безопасности в теоретическом плане раскрывают сущность безопасности. Но их реализация в практическом плане осуществляется в многообразных формах жизнедеятельности  человека и общества. Поэтому вычленение объектов обеспечения безопасности (объектов защиты) позволяет, как в  теоретическом плане учесть все  многообразие функционирования общественных отношений и реализации национальных интересов, так и в практическом плане перевести анализ в плоскость  исследования конкретных форм, проявлений механизмов обеспечения национальной безопасности и как ее составляющих политической, экономической, гуманитарной, информационной и пр.

Угрозы национальной безопасности, то есть угрозы для нормального функционирования системы политических, экономических, социальных и других отношений и  интересов, проявляются как воздействия  на стабильное развитие республики в  целом, государственных органов, политических партий и движений, отдельных отраслей, предприятий, индивидуальных субъектов  и пр. Отсюда вытекают два важных методологических вывода: угроза для  системы общественных отношений  и интересов внешне проявляется  как угроза для материальных объектов (в силу чего и возник подход к  определению объекта национальной безопасности как личности, общества и государства в целом); угроза системе отношений и интересов фактически реализуется через воздействие на носителей отношений. Но реальной целью такого воздействия является именно система отношений, система интересов.

Иначе говоря, угрозы безопасности воздействуют на ее объект (политические, экономические, социальные отношения  и интересы) и проявляются в  нарушении функционирования системы  общественных отношений, в воздействии  на интересы и условия их реализации.

Соответственно, при построении системы обеспечения национальной безопасности необходимо выделять сам  объект безопасности и объект воздействия, который, в данном случае, является опосредствующим звеном в механизме  воздействия угрозы на объект (интересы, отношения) безопасности. Следует также  уточнить, что объект воздействия  с точки зрения обеспечения национальной безопасности становится объектом защиты.

Такой подход подчеркивает, выделяет социальный характер национальной безопасности, с одной стороны. С  другой - позволяет строить систему  обеспечения безопасности, выделяя  как ее непосредственный объект, так  и объекты воздействия или  объекты защиты.

Выделение объектов воздействия (объект защиты или объект воздействия  угроз, что зависит от точки зрения на предмет исследования) позволяет  более детально определить угрозы составляющим национальной безопасности. Например, на основе поиска и сбора информации о состоянии политических отношений  или отраслей народного хозяйства, отдельного предприятия, фирмы, государственные  или негосударственные структуры  зарубежных государств пытаются обнаружить "узкие" места в системе политических отношений, в народнохозяйственном комплексе, отрасли с недостаточно развитой технологией и т.д. Выяснение  этих вопросов позволяет иностранным  государствам, предприятиям или спецслужбам  организовать поддержку оппозиционных  партий или продажу нашей стране, например, устаревшего оборудования, осуществить некомплектные поставки техники и сырья, установить эмбарго  на продажу прогрессивной технологии и нового оборудования и пр., тем  самым затруднить условия реализации политических отношений или экономических интересов. В данном случае они реализуют свои интересы за счет сдерживания процессов демократизации или развития производительных сил нашей страны.

Иными словами, когда речь идет о социальной системе в разрезе  национальной безопасности, следует  учитывать два аспекта. Первый, что  в проблеме национальной безопасности вычленяются как сама безопасность, так и ее обеспечение. Второй, что  при анализе национальной безопасности и ее обеспечении вычленяются  и два вида объектов - объекты  национальной безопасности и объекты  непосредственного воздействия, обеспечения (защиты). К первым относятся интересы и система общественных отношений, ко вторым - элементы социальной системы, обеспечивающие реализацию национальных интересов и отношений. И через  воздействие на объекты обеспечения (защиты) осуществляется влияние угроз  на объекты национальной безопасности. Поэтому при анализе объектов безопасности необходимо выделять и  рассматривать именно две эти  группы.

В методологическом плане  формирование системы объектов безопасности (то есть системы интересов) должно осуществляться в соответствии со структурой всех уровней общественной жизнедеятельности: отношения в политической сфере, в рамках национальной экономики  и в сфере информационной деятельности; на уровне межличностных, субъектных отношений (в соответствии с макро - и микроуровнями). Также в соответствии с формами социальной деятельности вычленяются политические, социальные, информационные, производственные, распределительные, финансовые и пр. отношения. Поскольку социальная система республики представляет собой сложную, иерархическую структуру, в качестве объектов национальной безопасности выступают общественные отношения и интересы трех уровней:

 

4. В настоящей Концепции  Национальной безопасности Республики Беларусь используются следующие основные направления:

национальная безопасность — состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

национальные интересы —  совокупность потребностей государства  по реализации сбалансированных интересов  личности, общества и государства, позволяющих  обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни  граждан, независимость, территориальную  целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь;

источник угрозы национальной безопасности — фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению  угрозы национальной безопасности;

угроза национальной безопасности — потенциальная или реально  существующая возможность нанесения  ущерба национальным интересам Республики Беларусь;

политическая безопасность — состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

экономическая безопасность — состояние экономики, при котором  гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних  угроз;

научно-технологическая  безопасность — состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность  реализации национальных интересов  Республики Беларусь в научно-технологической  сфере;

социальная безопасность — состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз;

демографическая безопасность — состояние защищенности общества и государства от демографических  явлений и тенденций, социально-экономические  последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;

информационная безопасность — состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз  в информационной сфере;

военная безопасность —  состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных  угроз;

экологическая безопасность — состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан  от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также  факторов, процессов и явлений  природного и техногенного характера.

Таким образом, в широком  смысле система обеспечения безопасности включает в себя совокупность мер  и деятельность по их реализации субъектов  безопасности в целях надежного  стабильного функционирования общественных отношений в республике и между  субъектами политических, экономических, социальных, информационных и иных структур общества и государства  по предупреждению возникновения угроз  и устранению их последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) Конституция Республики  Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).-Минск: Амалфея,2004

2) Концепция национальной  безопасности Республики Беларусь.

3) Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: Пособие /В.А. Мельник. – Минск: Выш. Шк., 2009. – 416с.

4) Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства: Ответы на экзаменац. вопр. /Л.В. Вонсович. – 2-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 176с.

5) Яскевич Я.С. Основы  идеологии белорусского государства/  Минск,2003

6) Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного  государства / Е. М. Бабосов. - Минск, 2007.

Информация о работе Сущность государственной идеологии , ее основных направлений, уровней и механизмов реализации