Сущность, формы, функции исторического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 18:28, лекция

Краткое описание

История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.
История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар по истории.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

1.Сущность, формы, функции исторического  знания

История – это колоссальный массив дух-нрав., культурного и соц. опыта человечества, накопленный  многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку  опыта. Научное познание окружающего  важный компонент взаимод-я ч-ка с миром. В самом широком смысле, история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия. В узком смысле история – это то, что происходит с конкретными людьми, народами, а также знания об этой жизни. При этом осмысление истории происходит в двух измерениях – вертикальном (хронологическом) и горизонтальном (этнологическом). Т.о под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений в целом и  соц. групп в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы  обществ. сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня: 1-формируется на основе накопления непосредств. жизненного опыта; 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания явл. то, что истор. сознание еще не превращается в научное знание, образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.) 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе; 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Знание истории позволяет  обеспечивать ряд познавательных, интеллектуально-развивающих  и общественно-значимых ф-ий: 1. способствует формированию нац-ного самосознания; 2. на основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, склад-ся традиции и обычаи, образ-ся мышление и поведение народа; 3. история помогает понять роль личности в истории, узнать истоки нац-ной к-ры, способ-ет приобретению новых знаний, учит анализировать прошлое.   

 

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который  раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс  эволюции природы и общества изучается  совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография,изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и  по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса. 

 

2) Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

(Заметка)

 

 

   Существует два  основных подхода к изучению  истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.

   Формационный подход  был разработан К. Марксом и  Ф. Энгельсом. Смысл его состоит  в закономерной смене общественно-экономических  формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность  людей всегда выступает в форме  конкретного способа производства. Способ производства - это единство  производительных сил и производственных  отношений. Производительные силы  включают в себя предмет труда,  средство труда и человека. Производительные  силы - это содержание способа  производства, а производственные  отношения - форма. С изменением  содержания меняется и форма.  Это происходит через революцию.  И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

   Недостатками формационного  подхода можно считать то, что  многие процессы культурной, духовной  жизни рассматриваются порой  упрощённо, мало внимание уделяется  роли личности в истории, человеческому  фактору, а так же то, что  был абсолютизирован переход  от одной формации к другой (некоторые народы не проходили  все формации и не всегда  изменения происходят через революции)

   Цивилизационный подход  основным критерием подразумевает  духовно-культурную сферу. Понятие  цивилизация имеет много разных  значений. Сколько авторов - столько  и трактовок этого понятия.  И следовательно эти авторы  выделяют разное количество цивилизаций,  по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей

   Недостатками цивилизационного  подхода является то, что он  не позволяет взглянуть на  историю, как на целостный,  закономерный процесс; применяя  цивилизационный подход трудно  изучать закономерности исторического  развития.

   С начала 90-х годов  наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и  всего, что касается марксизма.  Поэтому активно внедрялся цивилизационный  подход.

   Сами по себе  эти подходы ни являются плохими  или хорошими. Каждый из них  имеет и плюсы и минусы. И  оба этих похода имеют право  на существование. Они просто  рассматривают историю с разных  сторон. Если с помощью этих  подходов изучается история, публикуются  монографии и статьи, написанные  с применением этих походов  - это хорошо.

   Плохо другое. Неправильным  оказалось внедрение цивилизационного  подхода в школе без должной  подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами.

   История - явление  многогранное и изучать её  необходимо со всех сторон. При  изучении истории полезно применять  разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.

   При преподавании  в школе целесообразно остановиться  на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

 

2ВОПРОС)

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся: 
 
– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование; 
 
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен; 
 
– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления; 
 
– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий; 
 
– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.) 
 
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности. 
 
Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы. 
 
6. Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение. 
 
Существует множество определений понятия «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней. 
 
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете). 
 
Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.). 
 
В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установлениеподлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

Этот же семинар полностью  кроме 1вопроса

1вопрос  1. Сущность, формы, функции исторического знания.

Изучение гуманитарных и  социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной  и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному  развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

История - это наука о  прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и  особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления  эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни  страны, деятельности исторических личностей.

Предметом отечественной  истории являются закономерности политического  и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета отечественной истории студент  должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части  всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться  противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что  все общественные движения России стремятся  обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению  с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону  общественной жизни, она характеризуется  тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического  процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты  гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического  подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению  огромной совокупности фактов, позволяющих  выявить тенденции общественного  развития. 

Информация о работе Сущность, формы, функции исторического знания