Сущность, формы, функции исторического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 18:28, лекция

Краткое описание

История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.
История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар по истории.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк  В.О. Ключевский ответил: "История  учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и  пренебрежение". 

Каковы же формы исторического  знания как части общественного  сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений  необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором  сознанию человека становилось доступным  понимание переходов от одного состояния  общества и личности к другому. В  древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и  общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории  как отрасли знаний явилось утверждение  представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс  стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни. 

Поэтому формы исторического  знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная  форма исторического знания присуща  каждому человеку и выражается в  общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического  знания складывается в ходе школьного  усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность  объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе  высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории. 

История выполняет несколько  социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая  функция исходит из познания исторического  процесса как социальной отрасли  научного знания, из теоретического обобщения  исторических фактов, выявления главных  тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс  движения во времени и как процесс  познания во времени. Поэтому при  изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах. 

Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история  как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко  осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. 

Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты. 

Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории  воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские  качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать  политических руководителей по результатам  их дел.

 

2. Методы и источники изучения  истории; 3.понятие и классификация  исторического источника.

Поиски объективной истины в  истории, историческое познание - сложный  и трудоёмкий процесс. Задача научного знания - изучать прошлое, объяснять  его, а не обвинять. Метод - это путь исследования, способ построения и  обоснования знаний. Каждый историк  не беспристрастен, но он не имеет права  на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной  целью науки. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учётом других отраслей знания (культурологии, психологии, социологии), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). 

Существуют также специально-исторические методы исследования: хронологический - предусматривает изложение исторического  материала в хронологической  последовательности; синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный - метод периодизации; историческое моделирование, статистический метод. 

Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические.  

Многие факты, события  и явления отечественной истории  с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных  монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад  не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением  нашего кругозора, знаний о прошлом.

4.Отечественная историография  о прошлом и настоящем: общее  и особенное. 

Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу. 

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками  историографии были архаическая  мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени. 

В историографии собранный  фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические  концепции. В то или иное время  историки по-разному объясняли причины  и закономерности развития истории  нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. 

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического  процесса стали считать объективные  факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765гг.) и  В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков  русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная  мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства  Российского", - необходимость для  России мудрого самодержавия. 

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879гг.), создавший  многотомную "Историю России с  древнейших времен", видел ход  истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье  и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа  страны, природа племени и ход  внешних событий объективно определяли ход русской истории. 

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911гг.) в "Курсе русской  истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три  основные силы, которые строят людское  общежитие". Близко к нему по теоретическим  взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории  переизданы в наше время. 

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую  проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный  оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической  сфере только одной марксистско-ленинской  концепции существенно сковывало  творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл  исторического развития в переходе от одной общественно-экономической  формации к другой, завершающемся  построением на земле коммунистического  общества. 

С середины 80-х гг. XX в., с  началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического  наследия советского времени. Историография  пополнилась вводимыми в научный  оборот некоторыми ценными историческими  источниками, особенно видных русских  эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и  смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в  политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что  многие историки стали акцентировать  больше внимания на общих закономерностях  цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.). 

Преодолевая конъюнктурные  перекосы в трактовке прошлого и  настоящего, соотношении общего и  особенного, современная историография  стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии  нашли отражения в новых учебных  пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности  развития нашей страны. Авторы стремятся  показать, как в рамках общемировых  закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое  пространство, как сказались на его  развитии природа и климат, соотношение  размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы. 

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого  общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки  разработано множество различных  вариантов периодизации общественного  развития. Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций, которые  развиваются независимо друг от друга, все они проходят стадии зарождения, расцвета, гибели. Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов "взлёта", зрелости, эра высокого массового потребления). В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

 


Информация о работе Сущность, формы, функции исторического знания