Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и ее историческое значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить историю создания «Табели о рангах» Петра Великого;
2) рассмотреть «Табель о рангах» как исторический документ и с правовой точки зрения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… .3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»……………………………5
1.1 Преобразование государственной службы……………………………………… 5
1.2 Создание «Табели о рангах»………………………………………………………. 8
2. ФОРМИРОВАНИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА…………….11
2.1 Основные принципы формирования бюрократического аппарата………………11
2.2 Эволюция «Табели о рангах»……………………………………………………….14
2.3 Знаки отличия новой бюрократии и их значение………………………………….15
3. ХАРАКТЕРИСТИКА «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»…………………………….19
3.1 Особенности «Табели о рангах» в сравнении с зарубежным законодательством ……………………………………………………………………………………………19
3.2 «Табель о рангах» как НПА…………………………………………………………22
4. ИТОГИ РЕФОРМЫ - «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….35
Применение общего титула в сочетании с частными титулами по чину и должности зависело, во-первых, от того, имелось ли в виду адресование, обращение или именование (упоминание в третьем лице); во-вторых, от ситуации: устное или письменное титулование, служебное или частное; в-третьих, от того, в каких отношениях старшинства и соподчиненности находились корреспонденты - собеседники. Наиболее церемонным было официальное письменное адресование низших должностных лиц и просителей к высшим. До середины XIX в. оно включало как частный, так и общий титулы, причем первый использовался и по должности, и по чину и следовал за вторым. Например: его превосходительству товарищу министра финансов тайному советнику N. Во второй половине века частный титул по чину и фамилия стали опускаться. При личном обращении употреблялся только общий титул (чаще всего без имени); при именовании, наоборот, чаще всего только частный (директор Хозяйственного департамента или статский советник); Письменное адресование нижестоящему лицу содержало только частный титул по должности (фамилия не указывалась). Примерно равные между собой должностные лица обращались друг к другу либо как к высшим, либо по чину (господин капитан), либо по имени и отчеству (в случае письменного обращения - с указанием общего титула и фамилии на поле документа).
Для рангов полагался убор и прочие знаки отличия: «Понеже знатность и достоинство какой особы часто умаляется, когда убор и прочий поступок чем не сходствует»[19]. Уничтожая преимущества рождения, «Табель о рангах» вносила в жизнь новое зло: низкопоклонство, пролазничество, чванство чинами и т. д. Дворянам заведены особы списки; таким образом положено начало родословным книгам и герольдии. За высшие заслуги жалуются иностранные титулы, герб и некоторые особые права и преимущества.
Наглядным выражением принадлежности к государственной службе была форменная одежда. Слово мундир рассматривалось в двух значениях: в широком и узком. В широком понимании оно обозначало полный комплект официально установленной форменной одежды: камзол или жилет, мундирный фрак, сюртук, штаны, головные уборы, обувь, шинель и т. п. В узком же смысле под мундиром подразумевался лишь главный элемент этой одежды – кафтан, а все прочее считалось необходимым его дополнением.
Мундиры должны были быть внешне привлекательны, единообразны (для мундиров каждого рода) и функционально удобны. Совместить эти требования, особенно первое и третье, не всегда удавалось. По мундиру можно было определить род службы, ведомство (или род войск) и класс чина (в военной службе) или должности (в гражданской службе). Первыми в России еще в конце XVII в. появились военные мундиры. Лишь в начале 1780-х гг. были введены губернские мундиры для гражданских чиновников и дворян-помещиков. В конце XVIII в. начинают вводиться гражданские ведомственные мундиры (для чиновников центральных и местных учреждений каждого ведомства), в связи с чем губернские мундиры с начала 1830-х гг. становятся только дворянскими. Наконец, в 1796 году появились придворные мундиры. С многочисленными изменениями мундиры просуществовали до 1917 года. Форменная одежда могла сопутствовать человеку почти всю жизнь - от гимназии или кадетского корпуса до выхода на пенсию (право ношения мундира могло сохраняться). Мундиры изготавливались за счет их обладателей, что ложилось тяжелым бременем на бюджет государственных служащих.
После введения «Табели о рангах» быстро стал формироваться бюрократический корпус. Это дало возможность не дворянам получать земли в имущество не благодаря титулу или родовитости, а исключительно благодаря своим способностям и старанию. Так было задумано Петром. Но со временем дворянам стали делать предпочтение в получении очередных чинов и имущества, что отрицало петровский принцип «заслуги и выслуги».
3.1 Особенности «Табели о рангах» в сравнении с зарубежным законодательством
Табель о рангах состоит из двух частей: собственно табели и пунктов к ней. Структура акта обычна для документов этого рода; соответствующее разделение встречается и в шведских уставах о чинах 1696 и 1705 гг., и в регламентах датских королей Христиана V (1699 год), Фредерика IV (1717 год) и др.
В Табели о рангах впервые в истории России государственная служба четко разделяется на военную и гражданскую, а гражданская в свою очередь - на статскую и придворную. Соответственно выделялись чины: военные, статские и придворные.
В проекте Табели Остермана отсутствовали воинские и морские чины, духовенство и кавалеры ордена Андрея Первозванного. За основу расположения чинов Остерман взял придворную службу. По ней строилась система чинов государственной службы (1цивилной штат).
Такой принцип был заимствован из законодательства западных стран, где огромное количество придворных было строго распределено по чинам. Петр I целиком изменил принцип построения Табели. В основу классификации была положена военно-морская служба, а придворная отодвинулась на последнее место.
Сохранилось 4 наброска, сделанные Петром при исправлении первой редакции Табели. В первом - перечислены чины морской и сухопутной службы, определено соответствие между ними. Во втором наброске, датированном 19 января 1721 года, чины гражданские соотносятся с чинами воинскими. Ясно видно, что предпочтение отдается воинским чинам: высшему воинскому чину - генералу-фельдмаршалу - не соответствует никакой гражданский чин; канцлер, высший чин гражданской службы, имеет лишь второй ранг. На следующий день, 20 января, Петр вносит ряд исправлений в список чинов, составленный накануне. Так, в переписанном набело документе появляется вставка, сделанная рукою Петра, относящая кавалеров ордена Андрея Первозванного к третьему рангу. В наброске Табели придворных чинов высший придворный чин, обер-маршал, приравнивается Петром к чину тайных советников, т.е. третьему рангу по первой редакции Табели о рангах. Такое размещение чинов является принципиальным для законодательства Петра I, который неоднократно подчеркивал значение военной службы в Российском государстве. Даже в самом заглавии Табели о рангах, написанном лично Петром и внесенном им в третью редакцию Табели в 1722 году, отмечается, что 3 воинские выше прочих. В процессе обсуждения проекта Табели высшими сановниками было предложено особо выделить гвардию. Петр учел это пожелание, закрепившее привилегированное положение дворян-гвардейцев.
Все чины, помещенные в Табели, разделялись на классы или ранги. Первоначально в проекте Остермана было представлено 13 рангов. Есть точка зрения, что Петр увеличил их число до 14. В каждом из подразделений (воинские, статские, придворные) можно насчитать лишь по 13 рангов. Число рангов было искусственно увеличено за счет секретарей корабельных, введенных 11-м рангом в морские чины. В остальных чинах этот ранг не представлен. Однако такое утверждение не совсем верно, поскольку во второй редакции Табели число рангов равняется 15 и еще есть должности, не включенные даже в последний класс и находящиеся как бы уже за чертой. Так что число рангов, скорее всего, пришлось сокращать, а не увеличивать.
В проекте Табели Остерман использовал названия должностей, применяемые в других европейских странах, особенно в Пруссии и Швеции, однако, по подсчетам исследователей, 34 должности придворного штата из 44, названных Остерманом, уже существовали при русском дворе в XVII - начале XVIII в., но под другими наименованиями. Свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект к весне 1719 года, можно было найти в русских официальных документах.
Некоторые должности не были включены в Табель о рангах из-за того, что занимались они преимущественно одними разночинцами. Табель же регулировала главным образом статус дворянской бюрократии. По этой же причине воинские чины начинались с обер-офицерских, а в статских чинах не канцеляристов, переписчиков и других мелких служащих.
Много внимания было уделено вопросу соотнесения должностей воинских и статских. Петр в своем проекте Табели сильно понизил статские должности по сравнению с воинскими. В ходе обсуждения проекта в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях было высказано мнение о необходимости повысить в рангах некоторые должности, главным образом высшие.
Особенно отмечалось, что должность канцлера, соответствовавшая по проекту Табели второму рангу, должна быть повышена до первого ранга. Петр I удовлетворил это: в окончательной редакции Табели канцлер имеет первый ранг.
Второй частью Табели о рангах являются так называемые пункты, в которых содержится объяснение документа, и излагаются основные принципы государственной службы в России. Такие объяснительные статьи содержались и в аналогичных законах западных стран. В Табели их значительно больше. Содержание статей приспособлено к российским условиям. Петр I понимал, что, несмотря на значительные заимствования, Табель о рангах является чисто российским законом, поэтому он вычеркнул из проекта преамбулы к пунктам указание Остермана на подражательный характер закона.
Петровская «Табель о рангах» является важным этапом в развитии российского законодательства и формировании бюрократического корпуса.
3.2 «Табель о рангах» как НПА
ПУНКТ 1
В основу текста пункта был положен п.1 датской Табели о рангах 1717 года. Содержание типично для права абсолютной монархии, в котором закрепляется превосходство царствующей фамилии.
Упоминание в статье о принцах не по крови, а вследствие вступления в брак с принцессами крови было особенно злободневно для петровского двора, поскольку к моменту принятия Табели у Петра было достаточно много дочерей и племянниц при остром дефиците потомков мужского пола. Однако в российском законе, в отличие от датского, ничего не говорится о привилегированном положении внебрачных детей царских особ. Для русского права введение такого положения было просто невозможно, поскольку противоречило бы всему духу права Российского государства.
ПУНКТ 2
Этот пункт был вставлен уже при окончательном редактировании проекта. Он продиктован исключительно интересами военного дела. Здесь определяется подчиненность воинских чинов в конкретной обстановке, что было особенно важно в военное время.
ПУНКТ 3
Текст этого пункта был заимствован Остерманом из регламента 1696 года Карла XII. В шведском регламенте речь шла, прежде всего, о требовании чиновниками более высоких рангов, чем они заслуживали; в русском варианте упор сделан на незаконность требования, а по сути, присвоения чиновниками более высоких почестей, чем им давал их ранг.
Упоминается в пункте о денежном жалованье, которое при Петре вытесняет такое вознаграждение за службу, как раздача земли. Переход к денежной оплате способствовал формированию бюрократии, социальной группы, не принадлежавшей к классу феодалов, но стоявшей на страже интересов феодального государства.
Размер штрафа был взят Остерманом из шведского закона. По этому закону было предусмотрено частичное направление штрафов в богадельни. Однако Петр вместо богаделен постановил отдавать деньги в госпитали.
Исключением из общего правила, требовавшего вести себя в соответствии с занимаемым положение, признавались дружеские вечера, или ассамблеи. Эти собрания, на которых можно было не соблюдать ранги, специально упомянуты в связи со стремлением правительства привить господствующему классу новые формы быта.
В этом пункте речь идет также о дамах, нарушивших нормы субординации.
ПУНКТЫ 4-6
Пункты 4-5 имеют источником регламент Карла XII, п.6 взят из датского регламента. Остерман только немного их отредактировал.
Согласно закону,
лицо не могло претендовать на ранг,
не имея должности, соответствующей
данному рангу. Ранг, таким образом,
можно рассматривать как
ПУНКТ 7
Введение Петром I при русском дворе порядков, установившихся в других странах Европы, коренным образом изменило быт русских женщин, принадлежавших к господствующему классу. Они должны были присутствовать во дворце на торжественных церемониях вместе с мужем или отцом, посещать ассамблеи. У императрицы и царевен появился свой штат придворных дам. Этот пункт адресован только замужним дамам.
ПУНКТ 8
Если жены и дочери получали ранги, соответствующие рангам своих мужей и отцов, то сыновья "знатнейшего дворянства" могли присутствовать на тожествах при дворе, но ранга никакого не получали. Здесь закреплен принцип, положенный в основу Табели о рангах: 3 никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут.
Упоминаемые в пункте титулы графов и баронов, ранее в России не употреблявшиеся, были заимствованы Петром из Западной Европы.
Во многом они должны были подчеркнуть могущество русского императора, способного любого человека сделать знатнейшим дворянином Российской империи. Помимо старинного русского титула князя, Петр ввел также титул светлейшего князя и присвоил его своему ближайшему сподвижнику А.Д. Меньшикову, происходившему из незнатного дворянского рода.
ПУНКТ 9-10
В пунктах чувствуется влияние датского законодательства, в котором довольно подробно была регламентирована придворная служба дам. Пункт 10 говорит именно о придворной службе самих женщин, независимо от положения их мужей и отцов. То, что ранги за свою службу могли получить и женщины, свидетельствует о серьезных переменах в их правовом положении (имеются в виду представительницы господствующего класса).
ПУНКТ 11
Положение, согласно которому за достижение высокого чина лицу из непривилегированных сословий присваивалось дворянство, было известно европейскому законодательству. Все чиновники статской службы получали потомственное дворянство по достижении 8-го ранга. Данный пункт существенно изменил правовое положение дворянства, которое теперь могло пополняться за счет талантливых выходцев из других сословий. Однако дворянство продолжало быть замкнутым сословием, и доступ в него оставался затрудненным.
Пункт был обращен только к чиновникам, служащим по гражданскому ведомству. Это объяснялось тем, что Остерман, включивший его в проект, военной служб вообще не касался.