Табель о рангах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и ее историческое значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить историю создания «Табели о рангах» Петра Великого;
2) рассмотреть «Табель о рангах» как исторический документ и с правовой точки зрения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… .3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»……………………………5
1.1 Преобразование государственной службы……………………………………… 5
1.2 Создание «Табели о рангах»………………………………………………………. 8
2. ФОРМИРОВАНИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО АППАРАТА…………….11
2.1 Основные принципы формирования бюрократического аппарата………………11
2.2 Эволюция «Табели о рангах»……………………………………………………….14
2.3 Знаки отличия новой бюрократии и их значение………………………………….15
3. ХАРАКТЕРИСТИКА «ТАБЕЛИ О РАНГАХ»…………………………….19
3.1 Особенности «Табели о рангах» в сравнении с зарубежным законодательством ……………………………………………………………………………………………19
3.2 «Табель о рангах» как НПА…………………………………………………………22
4. ИТОГИ РЕФОРМЫ - «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….35

Вложенные файлы: 1 файл

Табель о рангах.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Табель о  рангах создавала целый переворот  не только в служебной иерархии, но и в основах самого дворянства. «Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания – родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес...»[19] Табель упраздняла совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших.

«На смену старому  делению дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки...), столичные (стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты»[20].

Петровская  «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 года, окончательно зафиксировала принцип бюрократической выслуги... Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя»[16].

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат «ведал дворянство через  особого чиновника «герольдмейстера».

В первую очередь  пострадали от этого новшества люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати  при дворе и в правительстве. Теперь они стали на один уровень  с рядовым дворянством. Новые  люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности.

«Новая система  расширила Количественно ряды шляхетства российского – прочной опоры  феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя службу и счастливый случай»[18].

Виднейшие деятели  второй половины царствования Петра I все люди незнатного происхождения: генерал-прокурор П.И. Ягужинский, правая рука Петра, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер - все они были «иноземцы и инородцы очень низкого происхождения». Инспектор ратуши, вице-губернатор Архангельска Курбатов был из холопов, управлявший Московской губернией Ершов - тоже. Из старинной знати высокое положение сохранили при Петре князья Долгорукие, князь Куракин, князья Голицыны и фельдмаршал граф Б.П. Шереметьев.

«Земельная  собственность оставалась экономической  основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией»[18].

«Народные сословия искони разделялись у нас на четыре разряда: духовенство, дворянство, средний  класс и нижний класс. Находясь вообще в благоприятных отношениях между собой и к верховной власти, образуя одно целое, они не требовали значительно преобразования. Петр действительно не изменил основных начал, определявших права их и обязанности, но яснее указал цель, к которой каждое из них должно стремиться, скрепил внутренний состав их, усилил значение»[18].

Дворянство до времен Петра состояло из благородных фамилий, из поместных владельцев, служивших государю и отечеству умом и оружием... Слово дворянин, означавшее прежде известный сан между стольником и жильцами, теперь стало знаменовать каждого члена благородного сословия, приобретшего право на известные преимущества или собственными заслугами или службою предков».

«Если в дворянство можно будет поступать из других сословий, как из чина в чин, не по исключительной воле государя, а по порядку службы, то вскоре дворянство не будет существовать или (что все равно) все будут дворянством»[16].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г. Маньков. М., Юридическая литература, 1986.
  2. Анисимов, Е.В. Время Перовских реформ. – Л.: Лениздат, 1989. – 496 с.
  3. Баггер, Х. Реформы Петра Великого: обзор исследований. – М.: Прогресс, 1985. – 198 с.
  4. Буганов, В.И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 1989. – 192 с.
  5. Исаев, И.А. История государства и права России: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 336 с.
  6. Ключевский, В.О. Курс русской истории, в 8 томах, том 5. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. – 503 с.
  7. Ключевский, В.О. О государственности в России. – М.: Мысль, 2003. – 606 с.
  8. Мавродин, В.В. Петр Первый. – М.: Молодая гвардия, 1948. – 480 с.
  9. Мавродин, В.В. Рождение новой России. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. – 531 с.
  10. Медушевский, А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительно историческое исследование. – М.: «Текст», 1993. – 320 с.
  11. Павленко, Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
  12. Петр Великий: pro et contra/ Предисл. Д.К. Бурлаки, Л.В. Полякова, А.А. Кара-Мурзы, послесл. А.А. Кара-Мурзы, коммент. С.Н. Казакова, К.Е. Нетужилова. – СПб.: РХГИ, 2003. – 1024 с. – (Русский путь).
  13. Писарькова, Л. Российская бюрократия в эпоху Петра Первого.// «Отечественная история». 2003. - № 3.
  14. Писарькова, Л. Российская бюрократия в эпоху Петра Первого/условия службы и характерные черты// «Отечественная история». 2003. - № 2.
  15. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Издание 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 576 с.
  16. Современный словарь иностранных слов, 1993. – с. 114-115.
  17. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: «Проспект», 1997. – 472 с.
  18. Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство XVIII в. – М.: Наука, 1974. – 396 с.
  19. Устрялов, Н.Г. Русская история до 1855 года, в двух частях. – Петрозаводск: Корпорация «Фолиум», 1997. – 958 с.
  20. Шепелев, Л.Е. Чиновный мир России XVIII – нач. XX вв. – СПб.: «Искусство – СПб», 1999. – 479 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Табель о  рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые, в котором классе чины; и которые в одном классе те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был (1722 г., января 24)

Ко учрежденной  вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

  1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.
  2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.
  3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действительно жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третью долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.
  4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащего патента показать не имеет.
  5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.
  6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.
  7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.
  8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.
  9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, 63 которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против то<s

Информация о работе Табель о рангах