Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследовать таможенное дело во второй половине XVIII века и проанализировать таможенную реформу Петра Ивановича Шувалова.
Для достижения цели в работе были определены следующие задачи:
Рассмотреть внешнюю политику в период царствования императрицы Елизаветы Петровны.
Исследовать таможенную политику.
Изучить таможенное законодательство во второй половине XVIII века.
Дальнейшее стеснение внутренней торговли становилось нетерпимым. Поэтому в 1747г. при Сенате была учреждена специальная комиссия из членов коммерц-коллегии, Берг-мануфактур-коллегии, а также из представителей именитого купечества, которой было поручено составление нового внутреннего тарифа.
Предварительная работа комиссии отличалась основательностью. Ее главное внимание обращалось на выяснение того, «где существуют какие сборы, и какой доход от них получается». Но прежде, чем комиссия закончила подготовительную работу, П. И. Шувалов, фактически возглавлявший правительство Елизаветы Петровны, предложил Сенату смелый проект уничтожения внутренних таможенных поборов. Выходец из простонародья, ставший крупным откупщиком горных заводов, беломорских звериных промыслов и некоторых других предприятий, П. И. Шувалов считал, что прежняя таможенная система не только разоряла народ, но также умножала судебные разбирательства и плодила различные комиссии, обременительные для казны. Изобразив в представленном проекте мноше притеснения и несправедливости, проистекающие от несовершенной организации таможенного дела, он указал и на то, что целовальники собирали более пошлин, чем было определено, «а что они мимо ящиков у себя удержат, того и познать трудно, сколько принесет, «тому и верят». Бюджетную недостачу вследствие отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путем увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора.
20 декабря 1753 г. предложения П. И. Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Одновременно ею был утвержден доклад Сената от 18 декабря 1753 г. с тем же названием. В следующем году внутренние таможенные пошлины были отменены на основной территории страны, а в 1755 г. - в Малороссии. Заменившая их единообразная 13%-я «новоположенная» или, «новоположенная прибавочная» таможенная пошлина на границах государства должна была отныне взиматься со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых и пограничных таможнях. Ее высокая ставка «была удачной и выгодной для России, ибо вывозились из России главным образом сырые продукты, за которые платил пошлину иностранный потребитель, а ввозились главным образом предметы роскоши, приобретаемые и оплачиваемые богатыми людьми».
В целях ужесточения борьбы с контрабандой в 1754 г. Сенат учредил на западной границе институт «пограничных таможенных объездчиков». С тем, чтобы заинтересовать объездчиков и других «таможенных служителей» в поимке контрабандистов, было установлено выдавать им четвертую часть конфискованных товаров, а доносчикам - половину товаров, задержанных по их указанию.
В связи с отменой внутренних таможенных границ и переходом к взиманию 13%-й пошлины 1 декабря 1755 г. был принят новый Таможенный устав. Согласно ему российским и иностранным купцам, привозившим в российские порты или таможни из-за границы товары предоставлялась отсрочка в уплате новоположенных или «внутренних» пошлин сроком на один год с момента поступления товара в пакгауз. «И те товары, исчисляя с них внутреннюю пошлину, сколько оных с именованных по таксе, а с неименованных по оценке в платеже быть надлежит, со взятием одной портовой, в данном случае ввозной, из пакгаузов выпускать в гостиные дворы и ряды, и куда кто из российских купцов в отвоз везти пожелает, а в платеже внутренней 13 копеечной пошлины брать у них обязательства с надежными поруками; а буде кто порук дать на захочет, у таких на ту сумму в заклад товаром таким, которой бы от лежания повредиться не мог, усматривая того, чтобы оной взятой под заклад товар стоил и сверх настоящей пошлинной суммы выше 20 процентами; и сверх того брать же обязательства, чтоб они ту пошлину конечно заплатили первую половину в полгода, а другую в год». Половина заклада возвращалась купцу после уплаты первой половины задолженности. Другую он мог получить после уплаты «достальных денег». Если же купец просрочивал уплату внутренней пошлины, то закладные товары подлежали продаже с «публичнаго аукционного торга»; из вырученных денег следовало «подлежащее число пошлины взять в казну, а достальные отдать тому купцу с роспискою».
Целый ряд новых уставных положений развивал таможенное законодательство, исходя не столько из сиюминутных фискальных интересов, сколько из потребностей российской торговли в целом. Отныне иностранные товары, очищенные в российских портах и пограничных таможнях необходимыми пошлинами и сборами, могли затем вывозиться русскими подданными для продажи за границу без уплаты каких-либо дополнительных сборов. Если иностранец ввозил в Россию товары с целью продажи в третьи страны («для отпуска За границы»), то такие товары следовало «взяв надлежащую пошлину, отпускать с аттестатами через другой порт или пограничную таможню, не спрашивая с них как проезжей, так и за отпуск за границу никаких пошлин; а ежели оборотного аттестата на срок в ту таможню, от которой отпуск был, не поставит, то взыскать проезжую пошлину полновесными ефимками по 10 копеек с рубля, и в поставке тех аттестатов брать с них поруки». Одновременно вводилось правило, согласно которому партикулярным людям (частным лицам), кроме купечества, разрешалось иметь при себе в случае выезда за границу «не более 100 червоных, и золотые и серебряные часы, табакерки, шпаги, пряжки и тому подобное для своего единственного употребления, не для продажи» в единственном числе беспошлинно. Излишки подлежали конфискации.
Установлениями главы IV устава «О доносах про утайку от пошлин товаров, и как с оными поступать» поощрялось доносительство людей «всякого чина» об утаенных от пошлин и без таможенного клейма товарах. В случае доносительства к подозреваемому лицу посылали «кого надлежало с понятыми». В случае подтверждения факта контрабанды товар конфисковывался без всякого доследования; хозяина контрабандного товара допрашивали, выясняя маршрут. которым «те товары мимо таможен провезены», или устанавливая таможенных служителей, допустивших послабление служебное преступление, если товары все же минули таможню. Доносителю из тех конфискованных товаров причиталась половина (за вычетом причитающихся с нее таможенных платежей). Другая половина отходила казне. За клевету доносителей, если они были в «рангах» или дворянского звания, подвергали штрафу в 200 руб. Они также должны были возместить «все приключившиеся от того хозяевам убытки». Для остальных предусматривалось наказание кнутом. Лавочникам наказывалось строго следить друг у том и пресекать торговлю неявленными товарами. Обнаруживая в продаже такой товар, староста или очник могли отбирать его в свою пользу, объявляя этом в таможне и уплачивая необходимые пошлины. О всех подобных происшествиях предписывалось сообщать в коммерц-коллегию. купцы и доносители, недовольные производством дел о контрабанде, также могли обратиться в коммерц-коллегию, как в высшую правительственную инстанцию по делам о таможенных нарушениях и преступлениях.
Все конфискованные товары, «подлежащие в казну, если бы оные конфискованы не были, и взысканные штрафы» следовало отсылать в «канцелярию конфискации и оной в контору». Однако в связи с тем, что таможни страны (кроме столичной и кронштадтской) находились на большом расстоянии от Петербурга и Москвы, сенатским указом 1 июля 1757 г. было признано нецелесообразным присылать в канцелярию конфискации и ее контору дешевые и громоздкие товары, перевозка которых была также сопряжена с высокими жадными расходами. повелевалось продавать такие вары на месте («с публичного торгу в тамошних местах от тех таможен»), «учиня наперед в тамошних городах публикации». Вырученные от распродали деньги вместе с дорогими товарами, «кои наймом за провоз отягчены быть не могут», повелевалось направлять по-прежнему в столичные города.
Глава 2. Подготовка и реализация таможенной реформы Петра Ивановича Шувалова
2.1. Предпосылка и причина таможенной реформы
Во второй четверти XVIII века обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров. Более того, сам механизм взимания таможенных платежей, отличавшийся крайним несовершенством, не побуждал таможенных чиновников радеть о казенном интересе.
В самом деле, досмотрщикам было предоставлено право и даже вменено в обязанность принимать на себя товар, цена которого при перемещении через границу сознательно занижалась, с уплатой купцу-нарушителю объявленной стоимости товара с прибавлением одной пятой части. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении торговой сделки. Это вынуждало досмотрщиков не только вступать в коммерческие отношения с купцами-перекупщиками, но и закрывать глаза на явные злоупотребления со стороны торговых людей, которые с этого времени могли без опасений занижать стоимость товара на 20 %. Ведь если рублевый товар оценивался купцом в 80 копеек, то таможенный чиновник, пожелавший оставить товар за таможней, уплачивал купцу 96 копеек. Последний только выигрывал от такой «сделки», позволявшей развязаться с целой партией товара. Досмотрщик же оставался внакладе, поскольку ему было невозможно реализовать даже за 96 копеек то, что торговец-профессионал продавал на месте за 1 рубль.
Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Низшие чины вовсе не получали жалования и должны были кормиться из таможенных доходов.
В интересах развития внешней торговли и для пользы «лучшего распорядку в купечестве» в 1729 году был издан вексельный устав. Примерно к этому же времени относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было предписано составлять реестры привозным и отпускным товарам по всем статьям тарифа. С начала 40-х годов XVIII века составлялись ведомости о внешней торговле по всей империи. Наконец, в 1731 году был принят Морской пошлинный регламент или устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты и подробно описавший процедуры таможенных формальностей. В частности, всякому корабельщику вменялось в обязанность сочинить на собственном языке и предоставить таможенную декларацию с указанием названия судна, своего имени, национальности и страны отправления, а также с подробным описанием ввозимых товаров. При этом иностранцам под угрозой «великого не отменного штрафа запрещалось, чтоб никого из таможенных служителей при отправлении их дела непристойными словами не поносили или весьма побоями не оскорбляли».
Таким образом, причиной проведения таможенной реформы являлось расширение торговли. Так же во второй половине XVIII века в России обнаружилась неспособность таможенной службы и таможенной инфраструктуры противостоять ввозу контрабандных товаров. Далее причиной послужила сложная процедура осмотра товаров и записей в книгах, злоупотребления со стороны торговых людей, занижавших стоимость. В связи с этим, по инициативе графа Петра Ивановича Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах XVIII века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753 году началась подготовка к таможенной реформе.
2.2. Подготовка таможенной реформы
С 20-х годов XVIII века один за другим стали появляться проекты перестройки таможенной системы во всех ее звеньях. Все эти проекты, однако, возникали и обсуждались независимо друг от друга, так как до 1750-х годов еще не существовало единой концепции перестройки таможенной системы в целом. 20 декабря 1753 года императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.
7 сентября 1752 года граф
Пётр Иванович Шувалов
Таким образом, подготовка к реализации таможенной реформы Петра Ивановича Шувалова развивалась успешно. Уже 7 сентября 1752 года граф Петр Иванович предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Далее 16 марта 1753 года Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. Проект, представленный Сенату 18 августа 1753 года был окончательным, в нем предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов. Предложения П.И. Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» 20 декабря 1753 года.
2.3. Указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов»
В манифесте, опубликованном 20 декабря «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов» признавалось, какие сборы пойдут в Государство, указывалось, что от «грабительства и воровства» и других злоупотреблений при сборе таможенных пошлин «купечеству помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют». Внутренние таможенные пошлины объявлялись препятствующими «умножению благополучия и силы Государства и народа», вследствие чего всемилостивейше повелевалось «все Таможни, имеющиеся внутри Государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить».
В манифесте перечислены 17 видов упраздняемых внутренних сборов. Среди них главным видом были таможенные пошлины «с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов». Провозглашалась отмена проезжих пошлин («с найма извозчиков», «с извозу», «с плавных судов», «привальные» и «отвальные», «с мостов и перевозов (кроме Санкт-Петербурга)»). Были отменены и остальные внутренние торговые и канцелярские сборы, которые собирались сверх 5 %-й внутренней таможенной пошлины.
Уже в 1754 году внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13 % планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.
В 1754 году правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10 %: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров по 10 копеек с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5 %-й пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13 %; вывоз сибирских товаров за границу 10 %-й пошлиной вместо тарифной (с пушнины (натурой) и 13 %-м сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10 % и дополнительно 13 %.
В апреле 1755 года пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. К декабрю 1755 года по сухопутным границам России было создано 27 пограничных таможен (не считая 6 сибирских) с целой системой форпостов и застав на всем протяжении государственной границы. Кроме того, имелось 15 портовых таможен.
Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в стране. Необходимо отметить, что в России ликвидация внутренних пошлин произошла раньше, чем в других европейских странах.