Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:21, реферат
География мест, связанных с именем художника Марка Шагала, весьма широка — Франция и Швейцария, Германия и Англия, США и Израиль. Роспись плафона «Гранд-Опера» в Париже, витражи в церквях Майнца, Цюриха и Тьюдли, в синагоге в Иерусалиме, мозаичные панно для Национальной библиотеки в Чикаго, тысячи полотен и графических работ, находящихся теперь в разных странах на разных континентах...
География мест, связанных
с именем художника Марка Шагала,
весьма широка — Франция и Швейцария,
Германия и Англия, США и Израиль.
Роспись плафона «Гранд-Опера» в
Париже, витражи в церквях Майнца,
Цюриха и Тьюдли, в синагоге в
Иерусалиме, мозаичные панно для
Национальной библиотеки в Чикаго,
тысячи полотен и графических работ, находящихся
теперь в разных странах на разных континентах...
За свою жизнь, длиною почти в целое столетие,
Шагал стал настоящим «гражданином мира».
Его творчество близко и понятно людям
разных национальностей и вероисповеданий.
Однако был в жизни великого художника
город, память о котором он пронес через
всю жизнь, — Витебск, известный сегодня
благодаря Марку Шагалу всему миру, место,
где прошли его детство и юность.
Уже в числе десятков
молодых людей, приехавших в 1910-х
гг. в столицу искусств Париж постигать
тайны живописи, Шагал выделялся
тем, что не стремился поскорее забыть
прошлое, проведенное в бедной провинции,
а, наоборот, стал запечатлевать на
полотнах свои воспоминания, на десятки
последующих лет обретя в них
источник вдохновения.
Своеобразным
манифестом любви Марка Шагала
к Витебску стало его
Представляем Вашему
вниманию несколько мест из этого
послания: «Давно уже, мой любимый
город, я тебя не видел, не слышал, не
разговаривал с твоими облаками и
не опирался на твои заборы.
Как грустный странник
— я только нес все годы твое
дыхание на моих картинах. И так
с тобой беседовал и, как во
сне, тебя видел…
Я оставил на твоей
земле — моя родина, моя душа
— гору, в которой под рассыпанными
камнями спят вечным сном мои родители.
Почему же я ушел
так давно от тебя, если сердцем
я всегда с тобой, с твоим новым
миром…?
Еще в моей юности
я ушел от тебя — постигать язык
искусства... Я не могу сам сказать,
выучился ли я чему-либо в Париже,
обогатился ли мой язык искусства, привели
ли мои детские сны к чему-то
хорошему.
Но все же, если
специалисты говорили и писали, что
я достиг чего-то в искусстве, то
я этим принес пользу и тебе.
Но сегодня, как
всегда, хочу я говорить о тебе.
Что ты только не вытерпел,
мой город: страдания, голод, разрушения,
как тысячи других братьев-городов
моей родины.
Я счастлив и горжусь
тобой, твоим героизмом, что ты явил
и являешь страшнейшему врагу
мира, я горжусь твоими людьми, их
творчеством и великим смыслом
жизни, которую ты построил.
Ты это даешь
не только мне, но и всему миру.
Еще более счастлив
был бы я бродить по твоим полям,
собирать камни твоих руин, подставлять
мои старые плечи, помогая отстраивать
твои улицы.
Лучшее, что я могу
пожелать себе — чтобы ты сказал,
что я был и остался верен
тебе.
А иначе бы я не
был художником!
Я знаю, что уже
не найду памятники на могилах
моих родителей, но, мой город, ты станешь
для меня большим живым памятником,
и все твои новорожденные голоса
будут звучать, как прекрасная музыка,
будут звать к новым жизненным
свершениям.
Когда я услышал,
что враг у твоих ворот, что
теснит он твоих героических защитников,
я словно сам воспламенился желанием
создать большую картину и
показать на ней, как враг ползет в
мой отчий дом на Покровской улице,
и из моих окон бьется он с вами.
Но вы несете навстречу
ему смерть, которую он заслужил,
потому что через смерть и кару,
возможно, много лет спустя, о6ретет
он человеческий облик.
Я смотрю, мой город,
на тебя издалека, как моя мать на
меня смотрела из дверей, когда я
уходил. На твоих улицах враг. Мало ему
было твоих изображений на моих картинах,
которые он громил везде. Он пришел
сжечь мой настоящий дом и
мой настоящий город. Я бросаю
ему обратно в лицо его признание
и славу, которые он когда-то дал мне
в своей стране.
Его «доктора от философии»,
которые обо мне писали «глубокие»
слова, сейчас пришли к тебе, мой
город, чтобы сбросить моих братьев
с высокого моста в воду, похоронить
их живьем, стрелять, жечь, грабить и
все это наблюдать с кривыми
улыбками в монокли».
Марк Шагал
родился в Витебске 7 июля (24 июня
по старому стилю) 1887 г. во время
большого пожара — самого
В этом домике родителям
Шагала вместе с маленьким сыном,
которого назвали Моисеем, довелось
жить недолго. Семья вскоре переехала
в другую часть города — Задвинье
— и поселилась на Покровской улице.
Вначале родители Шагала
— Хацкель и Фейга-Ита —
имели только один деревянный дом
на Покровской улице, но со временем усердным
трудом смогли приумножить семейное
богатство и построили еще
два деревянных и один кирпичный
дом. Семейство быстро увеличивалось.
После старшего Моисея в 1889 г. родила Анна
(или Хана, как ее звали в семье), после
нее — Давид (1891 г.), Зисля (или Зина, 1893
г.), близнецы Лея (Лиза) и Маня (1898 г.), Роза
(1899 г.), Мария (1902 г.,); которую в семье все
называли Марьясей. Самая последняя девочка
— Рахель — появилась на свет в 1904 г., но
прожила около пяти лет.
В кирпичном доме,
в котором теперь создан мемориальный
Дом-музей художника, Фейга-Ита открыла
небольшую бакалейную лавку. Главный
предмет торговли составляли селедки
из бочек, овес, пиленый сахар, мука
и свечи.
Шагал всегда вспоминал
о своих родителях с большой
теплотой и любовью. Мать художника
Фейга-Ита была женщиной энергичной,
общительной и предприимчивой. «Весь
мой талант таился в ней, в моей
матери, и все , кроме ее ума, передалось
мне», — писал Шагал в «Моей жизни».
Глава семейства
Хацкель Мордухов Шагал был человеком
тихим, набожным и работящим. Марк Шагал
оставил несколько портретов
своего отца, запечатленных на холстах
красками и кистью, а также в
слове на страницах «Моей жизни».
Всегда Хацкель Шагал зарабатывал
на жизнь тяжелым физическим трудом
— он был приказчиком на складе,
грузил бочки с селедкой. «Работать
в лавке, как отец, я не мог, просто
не хватило бы физических сил ворочать
тяжеленные бочки», — писал в
«Моей жизни» художник.
Дети в семье
не бедствовали, для них всегда находился
кусок хлеба с маслом. С пятилетнего
возраста Мовша Шагал, как и всякий
еврейский мальчик, должен был посещать
хедер (начальную еврейскую школу)
или учиться у меламеда, приглашенного
в семью. Хедер был особым учебным
заведением, где не было места ни
светским наукам, ни профессиональному
обучению. Основной функцией хедеров
было обучение детей молитвам и закону
Божьему. Сложность заключалась в том,
что языком евреев Беларуси был идиш, а
священные книги писались на древнееврейском,
из-за чего ученики часто не могли понять
самого смысла молитв. Однако, поскольку
алфавит обоих языков совпадал, благодаря
хедеру мальчики получали основы грамотности
и, кроме того, сохраняли приверженность
родной вере.
В 1900 г. Мовше исполнилось
13 лет — возраст совершеннолетия.
По законам Талмуда, юноша, которому
исполнилось 13 лет и один день, уже
мог жениться, так как с этого
времени сам отвечал перед
Богом за свои грехи. В этом возрасте
ему первый раз навязывали на руку
и на лоб тфилин, читали Тору в
синагоге, и отец благодарил Бога за
освобождение от ответственности за
поведение своего сына.
В этом же году Мовша
поступил в Витебское городское
четырехклассное училище с
В 1906 г. Шагал поступил
в школу рисования и живописи
Иегуды Пэна — единственную тогда
художественную школу в Витебске.
К тому времени у него уже было
какое-то количество рисунков, которые
он и принес показать художнику. Несмотря
на то, что родители Шагала были людьми
верующими, они не имели ничего против
занятий сына рисованием.
Школу Пэна Шагал
посещал всего около двух месяцев.
В это время он работал учеником
у витебского фотографа А. С. Мещанинова,
брата будущего известного скульптора
Оскара Мещанинова. Шагал обучался
там ремеслу ретушера и за год
бесплатной работы на владельца ателье
должен был приобрести достаточные
профессиональные навыки. Однако, не дождавшись
конца обучения, зимой 1906—1907 гг. Шагал
уехал учиться в Санкт-
По приезде в
столицу Шагал предпринял попытку
сдать экзамен в Центральное
училище технического рисования
барона Штиглица, учеба в котором
давала бы ему право на жительство
в Петербурге. Однако попытка эта
завершилась неудачей, рисунки Шагала
были отклонены. Тем не менее, в Витебск
возвращаться юноша не стал и подал
заявление в Рисовальную школу
при императорском Обществе поощрения
художеств. Школа не давала ни прав,
ни диплома, но принимали туда без
экзаменов. Шагал поступил сразу
на третий курс и скоро стал стипендиатом.
Возглавлял школу художник Николай
Рерих.
Жизнь в Петербурге
была тяжела — постоянные мытарства
в поисках жилья, полуголодное существование
и отсутствие денег на холсты и
краски. В первые месяцы юноше пришлось
работать ретушером у фотографа и художника
М. С. Иоффе, близкого друга И. Пэна, в его
ателье на Невском проспекте. Однажды
возвратившегося с каникул и по-прежнему
не имевшего вида на жительство в столице
Шагала арестовал полицейский и, не получив
ожидаемую взятку, посадил в тюрьму. Там
юношу продержали несколько дней в одной
камере с ворами.
В конце 1908 г. Шагал
оставил Рисовальную школу, непродолжительное
время посещал частную школу
живописи и рисования С. М. Зайденберга,
а осенью 1909 г. по рекомендательному
письму Л. А. Сева поступил в частную
школу живописи Е. Н. Званцевой, где
преподавателями были Л. Бакст и
М. Добужинский. Учебу у Льва Бакста
Шагал считал поворотным моментом в
своей биографии. «Судьбу мою
решила школя Бакста и Добужинского. Бакст
повернул мою жизнь в другую сторону. Я
вечно буду помнить этого человека», —
напишет позднее Шагал в своей автобиографии.
Осенью 1909 г. в
Витебске в доме своей
Весной 1910 т. молодой
художник принял участие в своей
первой выставке — «Выставке работ
учениц и учеников Л. С. Бакста и М.
В. Добужинского (школа Званцевой)»,
которая проходила в Петербурге
в редакции журнала «Аполлон». Вскоре
Лев Бакст окончательно переехал
в Париж, где продолжал заниматься
театральными постановками, организатором
которых выступал Сергей Дягилев. Его
место в школе Званцевой занял
К. С. Петров-Водкин, но Шагал уже
принял решение оставить школу. В
начале мая 1911 г. благодаря небольшой
стипендии, полученной от депутата Государственной
Думы Максима Винавера, он смог выехать
в Париж.