Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:21, реферат
География мест, связанных с именем художника Марка Шагала, весьма широка — Франция и Швейцария, Германия и Англия, США и Израиль. Роспись плафона «Гранд-Опера» в Париже, витражи в церквях Майнца, Цюриха и Тьюдли, в синагоге в Иерусалиме, мозаичные панно для Национальной библиотеки в Чикаго, тысячи полотен и графических работ, находящихся теперь в разных странах на разных континентах...
Оказавшись в
Париже, Шагал окунулся в атмосферу
художественной жизни столицы
Франции, посещал спектакли
Зимой 1911—1912 гг. Шагал
поселился в знаменитом «Ля Рюш»
(«Улье»), где его соседями были Фернан
Леже, Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Осип
Цадкин, Александр Архипенко и
др.
Находясь в Париже,
Шагал ненадолго увлекся идеями
кубизма Выставленные в 1912 г. в «Салоне
независимых» и «Осеннем салоне»
работы принесли молодому художнику
первую известность.
В начале июня 1914 г. в
Берлине в галерее журнала
«Der Sturm» открылась первая крупная
персональная выставка Шагала, где
были представлены 40 картин и 160 гуашей,
акварелей и рисунков парижского
периода. После открытия выставки, 15
июня, Шагал уехал из Берлина в
Витебск, где намеревался провести
несколько месяцев.
Но начавшаяся вскоре
первая мировая война лишила художника
возможности вернуться в
Оказавшись в Витебске,
Шагал поселился в родительском
доме и приступил к работе над
картинами, которые он называл «документами»
и которые впоследствии составили
знаменитую «Витебскую серию» 1914—1915 гг.
25 июля 1915 г. состоялась
свадьба Марка Шагала и Беллы
Розенфельд. Вскоре после свадьбы
молодожены уехали на дачу
в деревню Заольше, которая
находилась недалеко от
18 мая 1916 г. у
Шагала и Беллы родилась дочь
Ида.
После Октябрьской
революции, в сентябре 1918 г., Коллегией
по делам искусств при Народном комиссариате
просвещения Марк Шагал был назначен комиссаром
по делам искусств Витебской губернии.
В его компетенцию входила «организация
художественных школ, музеев, выставок,
лекций и докладов по искусству и всех
других художественных предприятий в
пределах гор. Витебска и всей Витебской
губернии».
Первым крупным
делом Шагала на этом посту стало
оформление Витебска к первой годовщине
революции. «Плакаты его были превосходны,
— писал позднее Александр
Ромм, — они были именно тем, что
нужно для улицы, — яркими, странными,
ошеломляющими. Но в них была и
тонкость замысла, и большой вкус,
они смотрелись как большие картины
левого стиля».
28 января 1919 г. в
Витебске открылось созданное
по инициативе Шагала народное
художественное училище — та
самая художественная школа,
В июне 1920 г, после
конфликта с К. Малевичем, к которому
перешли заниматься учащиеся его
мастерской, Шагал покинул Витебск
и уехал в Москву. Тогда художник
еще не знал, что больше он уже
никогда не вернется в родной город,
память и ностальгию по которому он
пронесет через всю свою долгую жизнь.
Следующие два
года вместе с Беллой и Идой
Шагал провел в Москве. В 1922г.,
художник выехал вначале в
Каунас, а затем в Берлин. Через
несколько месяцев в Берлине
к нему присоединились жена
и дочь.
Осенью 1923 г. семья
Шагалов переехала в Париж, где
обосновалась на долгие годы и где
к художнику пришли громкая слава
и мировая известность.
С 1941 по 1947 г. Шагалы
жили в Соединенных Штатах Америки,
куда выехали вместе с другими
известными деятелями искусства
Европы по приглашению Музея современного
искусства в Нью-Йорке. В Америке
Шагала ждала большая потеря — смерть
Беллы, которая в течение многих лет была
его доброй советчицей, музой и вдохновительницей.
Возвратившись во Францию,
художник продолжал много работать,
пробуя себя в различных жанрах изобразительного
искусства и неизменно достигая
успеха во всех начинаниях. Умер Шагал
в возрасте 98 лет на своей вилле
«Холмы», расположенной недалеко от
города Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции.
В годы второй
мировой войны Витебск был
сильно разрушен. Как важный в
стратегическом отношении
В 1973 г. открылся
Национальный музей «
В 1991 г. городским
исполнительным комитетом было принято
решение о создании в Витебске
Музея Марка Шагала, которому было
передано здание выставочного зала по
улице Путна, 2 (сейчас здесь находится
Арт-центр Шагала). Тогда же под
руководством первого директора
музея Аркадия Подлипского была
открыта небольшая музейная экспозиция
в одной из комнат дома на Покровской
улице, где еще продолжала жить семья
Мейтиных. В течение последующих
лет на средства Витебского горисполкома
при участии «Круга содействия «Дом-музей
Шагала в Витебске» из небольшого
города Нинбург в Нижней Саксонии
была проведена реставрация
С 1997 г. музеем были установлены
тесные контакты с наследниками Марка
Шагала — внучками Мерет Мейер-Грабер
(Берн, Швейцария) и Беллой Мейер (Нью-Йорк,
США), которые также передали в
дар музею коллекцию
В настоящее время Музей Марка Шагала в Витебске располагается в двух зданиях (Арт-центр и мемориальный Дом-музей Шагала) и имеет в своем собрании около 300 оригинальных графических работ художника (литографии, ксилографии, офорты, акватинты). Среди них — иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923—1925), серии цветных литографий на тему «Библия» (1956, 1960), цикл цветных литографий «Двенадцать колен Израиля» (1964) и др. Кроме того, в коллекции музея находится около 130 произведений тиражной графики таких художников европейского авангарда, как Хуан Миро, Пабло Пикассо, Александр Колдер, Антони Тапиес, Жорж Брак, Фернан Леже, Анри Матисс и др. Научная библиотека музея насчитывает более 3 тысяч изданий, среди которых и весьма редкие публикации о Марке Шагале, помещенные в журналах «Der Sturm», «Kunst und Kunstler» и др., выходивших в первой половине XX века.
Каждый год в
начале июля в Витебске проходят ставшие
уже традиционными