Творчество Марка Шагала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Краткое описание

География мест, связанных с именем художника Марка Шагала, весьма широка — Франция и Швейцария, Германия и Англия, США и Израиль. Роспись плафона «Гранд-Опера» в Париже, витражи в церквях Майнца, Цюриха и Тьюдли, в синагоге в Иерусалиме, мозаичные панно для Национальной библиотеки в Чи­каго, тысячи полотен и графических работ, находящихся теперь в разных странах на разных континентах...

Вложенные файлы: 1 файл

витебск и шагал.docx

— 26.27 Кб (Скачать файл)

 Оказавшись в  Париже, Шагал окунулся в атмосферу  художественной жизни столицы  Франции, посещал спектакли Русского  балета Сергея Дягилева, Люксембургский  музей, Лувр, выставки Ван-Донгена  и Мориса Дени. Французская живопись  произвела на молодого художника  сильное впечатление: «Я попал  в сферу современных европейских  художников. Я в Лувре, стоя  перед «Олимпией» Мане, Курбе  и Делакруа, понял, что такое  русское искусство и Запад.  Меня пленили мера и вкус  французской живописи». Шагал  стал посещать занятия в академиях  «Ла Палетт», где преподавали  Дюнуайе де Сегонзак и Ле  Фоконье, и «Гранд Шомьер». 
 

Зимой 1911—1912 гг. Шагал  поселился в знаменитом «Ля Рюш» («Улье»), где его соседями были Фернан Леже, Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Осип Цадкин, Александр Архипенко и  др.  

Находясь в Париже, Шагал ненадолго увлекся идеями кубизма Выставленные в 1912 г. в «Салоне  независимых» и «Осеннем салоне»  работы принесли молодому художнику  первую известность.  
 

В начале июня 1914 г. в  Берлине в галерее журнала  «Der Sturm» открылась первая крупная  персональная выставка Шагала, где  были представлены 40 картин и 160 гуашей, акварелей и рисунков парижского периода. После открытия выставки, 15 июня, Шагал уехал из Берлина в  Витебск, где намеревался провести несколько месяцев. 
 

Но начавшаяся вскоре первая мировая война лишила художника  возможности вернуться в Европу. В течение последующих восьми лет он оставался в России, ничего не зная о том, что происходило  с его работами, оставленными в  Париже и Берлине. 
 

Оказавшись в Витебске, Шагал поселился в родительском доме и приступил к работе над  картинами, которые он называл «документами»  и которые впоследствии составили  знаменитую «Витебскую серию» 1914—1915 гг. 
 

25 июля 1915 г. состоялась  свадьба Марка Шагала и Беллы  Розенфельд. Вскоре после свадьбы  молодожены уехали на дачу  в деревню Заольше, которая  находилась недалеко от местечка  Лиозно. Однако уже в сентябре  Шагал и Белла должны были переехать в Петроград. Будучи военнообязанным, Шагал поступил на работу в Центральный военно-промышленный комитет, что освобождало его от службы в действующей армии. 

18 мая 1916 г. у  Шагала и Беллы родилась дочь  Ида. 
 

После Октябрьской  революции, в сентябре 1918 г., Коллегией  по делам искусств при Народном комиссариате просвещения Марк Шагал был назначен комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В его компетенцию входила «организация художественных школ, му­зеев, выставок, лекций и докладов по искусству и всех других художественных предприятий в пределах гор. Витебска и всей Витебской губернии». 
 

Первым крупным  делом Шагала на этом посту стало  оформление Витебска к первой годовщине  революции. «Плакаты его были превосходны, — писал позднее Александр  Ромм, — они были именно тем, что  нужно для улицы, — яркими, странными, ошеломляющими. Но в них была и  тонкость замысла, и большой вкус, они смотрелись как большие картины  левого стиля». 
 

28 января 1919 г. в  Витебске открылось созданное  по инициативе Шагала народное  художественное училище — та  самая художественная школа, которой  ему самому так не хватало  в юности в родном городе. Шагал  руководил «Свободной живописной  мастерской», а через несколько  месяцев принял на себя еще  и заведование училищем. Благодаря  Шагалу преподавателями в училище  работали известные художники  — Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. Силами учащихся  и преподавателей в Витебске  устраивались выставки, проводились  диспуты по вопросам искусства,  писались публицистические статьи, был организован Музей совре­менного искусства, насчитывавший более 90 работ 45 художников. 
 

В июне 1920 г, после  конфликта с К. Малевичем, к которому перешли заниматься учащиеся его  мастерской, Шагал покинул Витебск  и уехал в Москву. Тогда художник еще не знал, что больше он уже  никогда не вернется в родной город, память и ностальгию по которому он пронесет через всю свою долгую жизнь. 

 Следующие два  года вместе с Беллой и Идой  Шагал провел в Москве. В 1922г., художник выехал вначале в  Каунас, а затем в Берлин. Через  несколько месяцев в Берлине  к нему присоединились жена  и дочь. 
 

Осенью 1923 г. семья  Шагалов переехала в Париж, где  обосновалась на долгие годы и где  к художнику пришли громкая слава  и мировая известность.  
 

С 1941 по 1947 г. Шагалы жили в Соединенных Штатах Америки, куда выехали вместе с другими  известными деятелями искусства  Европы по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке. В Америке Шагала ждала большая потеря — смерть Беллы, которая в течение многих лет была его доброй советчицей, музой и вдохновительницей. 
 

Возвратившись во Францию, художник продолжал много работать, пробуя себя в различных жанрах изобразительного искусства и неизменно достигая успеха во всех начинаниях. Умер Шагал  в возрасте 98 лет на своей вилле  «Холмы», расположенной недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции. 

 В годы второй  мировой войны Витебск был  сильно разрушен. Как важный в  стратегическом отношении объект, авиация постоянно бомбила городской  вокзал, поэтому на расположенной  неподалеку Покровской улице  бушевали страшные пожары. Все  деревянные дома сгорели. Кирпичный  дом Шагалов чудом уцелел, и  в нем после войны поселилась  семья Мейтиных. В 1970-х гг. до  них стали доходить слухи, что  дом, в котором они живут  уже столько лет, некогда принадлежал  всемирно известному художнику  Марку Шагалу. Поверить в это  было трудно – во всех советских  энциклопедиях Шагал значился  французским художником, его имя  нельзя было встретить в исследованиях  по истории искусства Белоруссии. Эмигрант, всю жизнь рисовавший  летающих коз и евреев, был  крайне не по душе чиновникам  от искусства, ортодоксально приверженным  только одному стилю — социалистическому  реализму. 

 В 1973 г. открылся  Национальный музей «Библейское  послание Марка Шагала» в Ницце.  В 1987 г. под эгидой ЮНЕСКО  весь мир отмечал 100-летие со  дня рождения художника. В Москве  в Государственном музее изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина  тогда прошла первая после  многих лет замалчивания выставка  работ Шагала «Возвращение Мастера». В начале 1990-х гг. в Витебске был создан общественный Шагаловский комитет во главе с поэтом Давидом Симановичем, который свою главную задачу видел в открытии в городе музея художника. 
 

В 1991 г. городским  исполнительным комитетом было принято  решение о создании в Витебске Музея Марка Шагала, которому было передано здание выставочного зала по улице Путна, 2 (сейчас здесь находится  Арт-центр Шагала). Тогда же под  руководством первого директора  музея Аркадия Подлипского была открыта небольшая музейная экспозиция в одной из комнат дома на Покровской улице, где еще продолжала жить семья  Мейтиных. В течение последующих  лет на средства Витебского горисполкома при участии «Круга содействия «Дом-музей  Шагала в Витебске» из небольшого города Нинбург в Нижней Саксонии была проведена реставрация родительского  дома художника, а сотрудниками музея  собраны необходимые экспонаты. Торжественное открытие мемориального  Дома-музея Марка Шагала состоялось 6 июля 1997 г., в год 110-летия со дня  рождения Мастера. 
 

С 1997 г. музеем были установлены  тесные контакты с наследниками Марка  Шагала — внучками Мерет Мейер-Грабер (Берн, Швейцария) и Беллой Мейер (Нью-Йорк, США), которые также передали в  дар музею коллекцию графических  работ своего великого деда и занялись организацией в Витебске и Минске выставок Шагала из собрания семьи.

В настоящее время  Музей Марка Шагала в Витебске располагается в двух зданиях (Арт-центр  и мемориальный Дом-музей Шагала) и имеет в своем собрании около 300 оригинальных графических работ  художника (литографии, ксилографии, офорты, акватинты). Среди них — иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1923—1925), серии цветных литографий на тему «Библия» (1956, 1960), цикл цветных литографий «Двенадцать колен Израиля» (1964) и др. Кроме того, в коллекции музея находится около 130 произведений тиражной графики таких художников европейского авангарда, как Хуан Миро, Пабло Пикассо, Александр Колдер, Антони Тапиес, Жорж Брак, Фернан Леже, Анри Матисс и др. Научная библиотека музея насчитывает более 3 тысяч изданий, среди которых и весьма редкие публикации о Марке Шагале, помещенные в журналах «Der Sturm», «Kunst und Kunstler» и др., выходивших в первой половине XX века.

Каждый год в  начале июля в Витебске проходят ставшие  уже традиционными Международные  Шагаловские дни, собирающие в городе множество искусствоведов, музыкантов и просто любителей творчества Марка  Шагала. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова  вернулось на родину. И теперь уже  навсегда.

Информация о работе Творчество Марка Шагала