Теория происхождения славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 18:02, реферат

Краткое описание

Вопрос о происхождении славян считается
одним из основных вопросов в истории Восточной и
Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого
многомиллионного народа, " расселявшегося на
огромных пространствах Европы и Азии от лазурной
Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных
степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до
хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана",
не могут определить место, откуда он вышел.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория происхождения славя1.docx

— 29.94 Кб (Скачать файл)

соседствовали с предками литовцев " угро-финнов ".

Границей  с первыми служила река Припять.

На востоке  славяне достигали Днепра и даже,

как полагают некоторые исследователи,

простирались  за него, захватывая, по крайней мере,

часть бассейна реки Десны.

Изложенные  представления основываются в

основном  на лингвистических данных.

Однако невозможно переоценить и

возможность такой науки, как археология, хотя

виднейший археолог Л. Нидерле и не верил в

самостоятельное значение своей науки. Говоря об

общности  народов (в нашем случае славянских

народов) , нельзя основываться только на языковой

общности, важно, чтобы народы не были различны и

по культуре. Под " культурой " археологи понимают

устойчивую  совокупность признаков, свойственных

остаткам  прошлого определеного периода развития

общества: обряд  погребения, формы украшений,

одежда, типы орудий, оружие и т.д. и т.п.

В своей лекции М. И. Артамонов говорит о том,

что, в частности, характерная керамика с волнисто-

линейным  орнаментом 9-10 веков совпадает в  своем

распространении с территорией восточных и

западных, а  частично и южных славян, что во многом

говорит не только о языковой, но и о культурной

общности.

Однако в  первом тысячелетии до н.э. западные

и восточные  части славянской прародины

оказываются разнокультурными, иначе говоря,

этнические  неоднородными. Из этого можно сделать

вывод, что  не вся область так называемой прародины

была исконно  славянской. В связи с этим польские и

чешские археологи  выдвигают в качестве

праславянской археологической культуры лужицкую

культуру, просуществовавшую  с 1300 до 300 года до

н.э. С признанием славянской принадлежности к

лужицкой  культуре связывается не только весьма

существенное  для славянских народов продление

славянской  истории в глубочайшую древность

Европы, но, что весьма важно, и в политическом

отношении, этим обосновываются права западных

славян на занимаемые ими области как исконно

славянские.

Классическими областями лужицкой культуры

являются  две старые славянские области,

расположенные к северу от Судет между Эльбой на

западе, верхним  Одером на востоке и Вартой - на

севере; это  Лужицкая область и Силезия.

Лужицкая  культура представлена

могильниками  и поселениями. Типичными являются

большие могильники с сотнями погребений, чаще

всего в виде плоских, т.е. не отмеченных сверху

курганною насыпью, неглубоких могил с урною,

содержащей  пепел сожженного покойника.

Древняя ступень  лужицкой культуры относится

к треть ему  периоду бронзового века (1300-1100 годы

до н.э.) и, по заключению большинства специалистов,

ограничиваются  в своем распространении Лужицей,

Силезией, Великопольшей. Лужицкая культура уже в

третьем периоде  бронзового века распространилась

на юго-восточную  часть Мекленбурга, почти весь

Брандербург, восточную часть Саксонии, северо-

восточную Чехию, северо-восточную Маравию, северо-

западную  Словакию и большую часть Польши.

В четвертом  периоде бронзового века (1100 -

900 годы до  н.э.) территория лужицкой культуры

продолжала  расширяться во всех направлениях.

Особенно  значительным было ее продвижение на

северо-восток и восток, где она заходит за Буг и

занимает  угол за Вислой и Саном.

В последнем  периоде бронзового века границы

лужицкой  культуры на северо-западе и западе, в

северном  Бранденбурге, восточном Мекленбурге  и на

верхней Эльбе  в Чехии несколько отступают  под

натиском  предков германских племен. Зато на

востоке в  это время лужицкая культура доходит  до

западной  Волочии.

Основными областями  лужицкой культуры

являлись: северо-восточная  Чехия, Моравия, Силезия

и соседние земли Великопольши.

Во второй половине раннего железного века

часть населения  поморской культуры пересекла

водную преграду Нотецы и клином врезалась в

области других групп лужицкой культуры. По мнению

польского археолога  Костшевского, местное

население оказывало  упорное сопротивление

северным  завоевателям (об этом свидетельствует

густая сеть городищ как в Куявии и Мазовии, так и в

южной части  Великопольши и Силезии) .

В 400-150 годы до н.э. северные пришельцы

достигают наибольшего  распространения, проникая к

югу на Одер, на юго-восток - вверх по Висле, доходя

до Збруча на территории западной Украины.

В период поздней  бронзы и раннего железа на

северо-западе и западе на лужицкую культуру

наслаиваются  и частично вытесняют ее культуры

соседних  этнических групп (германцев) . Особенно

значительным  было движение кельтов, начавшееся в

400 году до  н.э., в результате которого происходит

слияние лужицкой и кельтской культуры в районе

Польши и  возникает новая так называемая культура

ямных погребений.

Немецкие  археологи долгое время утверждали,

что эта культура принадлежит германцам, и ее

появление связано  с вторжением вандалов во второй

половине 2 века до н.э.

Польские  же археологи связывают ее с

венедами, древнейшим из известных истории

славянских  образований. В доказательство они

приводили не только нахождение ее на территории,

на которой, согласно данным письменных сообщений,

жили венеды, но и ее тесные генетические связи, с

одной стороны  с исторической славянской культурой

и, с другой стороны, с более древней лужицкой

культурой, негерманскя принадлежность которой  ясна

и самим немецким археологам.

Несмотря  на то, что на основной части

восточной половины Центральной Европы

сохранились многочисленные и отчетливые следы

пребывания  здесь балтийского субстрата,

подавляющее большинство исследователей, как  в

нашей стране, так и за рубежом, продолжают искать

древнейшую  прародину славян к северу от Карпатских

гор, где-то на пространстве между реками Одером,

Вислой и  Днепром, если брать наиболее крайние

мнения.

Разница во взглядах состоит лишь в том, что

одни сдвигают эту территорию более к западу

(Яжджевский) , другие - более к востоку (Бернштейн) .

Одним из важных доводов сторонников

восточной ориентации является так называемая

зооботаническая теория, которая основывает свои

доводы на анализе содержащихся в славянских

языках названий растений и представителей

животного мира. В соответствии со своими

лингвистическими  заключениями сторонники этой

версии ищут прародину славян вне пределов

распространения таких деревьев, как бук, черешня,

белый клен, лиственница, а именно между Вислой,

Западным  Бугом, Припятью, Карпатами и средним

течением  Днепра.

Однако многие считают этот метод

недостоверным. Например, языковед Фасмер,

касаясь лингвистических  заключений, основанных на

анализе зооботанической  терминологии, скептически

заметил, что  так не будет доставлять большого

труда доказать, будто на территории древней

прародины славян " водились слоны и верблюды ".

Этот скептицизм связан, во-первых, с возможностью

заимствования того или иного зооботанического

термина, во-вторых, с изменчивостью и подвижностью

границ флоры  и фауны (например, в результате

изменения климата  в Европе, границы произрастания

бука за последние 2-3 тысячи лет продвинулись на

сотни км с  запада на восток) .

Сторонники  более западного местонахождения

славянской  прародины (Костшевский, Козловский,

Чекановский, Лер-Сплавинский и др.) ищут ее в

основном  в междуречье Вислы и Одера. В  основе их

взглядов  лежит предполагаемая принадлежность

лужицкой  культуры целиком или частично славянам.

Обосновывается  это тем, что у славян и носителей

лужицкой  культуры совпадают места поселений,

форма и приемы строительства жилищ, погребальные

обряды (трупосожжение) , а главное (по " методу

исключения " Бронштейна) тем, что в противном

случае для  славян в Европе I тысячелетия до н.э.

вообще не найти места для поселения, имея ввиду,

что они являются одним из значительнейших и

многочисленнейших народов этого континента.

Однако и  у этой теории есть свои слабые места.

Например, отсутствие славяно-германских языковых

связей.

Лер-Сплавинский  на основании формального

статистического учета установил, что у славян

больше языковых связей с германским языком, чем  у

балтийцев. Отсюда можно сделать вывод, что

славяне жили западнее балтийских племен в

непосредственной  близости от германцев. Но эти

факты были собраны из разных хронологических

пластов и  ярусов языковой системы, поэтому, по

мнению В. В. Мартынова (тоже сторонника этой

гипотезы) , их нельзя сопоставить и подвергать

статистическому учету. Таким образом, можно

сказать, что  висло-одерская локализация

древнейшей  прародины славян на сегодня еще  очень

далека от того, чтобы считаться окончательно

доказанной.

И все же в пользу гипотезы о западной, а

вернее, юго-западной, т.е. карпато-дунайской,

прародины славян - 10 можно привести больше

аргументов, чем в пользу восточной днепровско-

припятской  их прародины.

Аргументированное доказательство,

приведенное ниже, представлено в книге В. П.

Кобычева " В поисках прародины славян ".

Первый аргумент - совпадение племенных

названий  полабских, поморских и других западных

славян с  древнейшими, известными на данной

территории  этническими наименованиями рубежа

первых веков  нашей эры, которых относят к

восточногерманским  народам.

Правда, известно, что отдельные племена

получали  наименования в зависимости от природных

особенностей  края, в силу этого они могли  совпадать

у народов  различных языковых систем, но в

рассматриваемом случае перед нами почти полное

совпадение  этнической карты двух различных  эпох,

отделенных  одна от другой промежутком времени

более, чем  в 500 лет.

Другой аргумент основывается на данных

тононимии, науки о географических названиях.

Пребывая  на той или иной территории, народы

дают названия различным географическим объектам,

Информация о работе Теория происхождения славян