Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:43, реферат
Тэтчеризм - (Thatcherism), экономическая и социальная политика Маргарет Тэтчер, британского премьер-министра в 1979—90 гг. Включает много направлений, однако к основным следует отнести сокращение вмешательства государства в экономику и приватизацию в сочетании с авторитарной политикой в социальной сфере. Считается, что слово «тэтчеризм» придумал профессор Стюарт Холл в конце 1970-х гг., когда консерваторы еще находились в оппозиции.
Сравнивая Британию конца 70-х годов и Британию после десятилетия правления Железной Леди, можно подумать, что это два разных государства. К концу 70-х гг. Англия по доходам на душу населения едва сумела войти в первую двадцатку, занимая в ней предпоследнее, девятнадцатое место. Результаты правления Тэтчер и ее экономические реформы привели экономику государства в лидирующее положение. Если сравнить темпы роста экономик Британии и других государств, на то время у Британии был самый значительный рост — 5 %. Такая ситуации благоприятно повлияла на привлечение иностранного капитала в промышленность Британии, в основном со стороны Японии и ФРГ [3, с. 153].
Себестоимость английской продукции резко снизилась. И если раньше британский товар с трудом конкурировал на мировом рынке, то благодаря тэтчеризму он стал дешевле южнокорейского, считавшегося самым дешевым в мире.
К числу достижений программы тэтчеризма относят и распродажу акций национализированных предприятий. Только за четыре года (1984–1988) число британцев, владеющих акциями, выросло более чем в три раза. Такая распродажа акций имела двойное значение: с одной стороны, она способствовала увеличение заинтересованности владельцев акций в успехе предприятий и обеспечила снижение себестоимости продукции, а с другой, это позволило приобщить англичан к идеи собственности, самостоятельности и тем самым укрепить позиции Консервативной партии.
В 80-е годы, благодаря все той же политике тэтчеризма, новой силой в структуре английской экономики стали средние и малые фирмы. Их деятельность и способность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка способствовали повышению конкурентоспособности английского товара.
Правительству Британии все же удалось справиться с инфляцией. Ее уровень был уменьшен в два — три раза. И если в первые годы правления Тэтчер рост инфляции сопровождался ростом безработицы, то в последние годы с уменьшением инфляции наблюдалось и сокращение безработицы с 3,5 млн. человек до 2 млн.
Отметим, что и само английское общество стало жить лучше. Так средний доход на душу населения за 10 лет вырос на 23 %. Число забастовок так же резко уменьшилось. Но больше всего Тэтчер гордилась тем, что ее программа тэтчеризма позволила почти каждому гражданину Англии иметь свой дом. Иными словами, произошел выкуп своих жилищ у муниципалитетов.
Английская экономика
Период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни — бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Популярность правящей партии падала. Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов [2].
Тэтчер стала героиней не только Британии — всего западного капиталистического мира. Политику, проводимую этой женщиной, характеризуют как тэтчеризм. Но эта экономическая доктрина оценивается не однозначно. Несомненно, Тэтчер ввела в стране идеологию предпринимательства. Она рассматривала частное предпринимательство как движущую силу процветающей экономики, провела приватизацию государственного сектора. Во время её правления распродавались муниципальные квартиры, в результате чего более 60 % населения обзавелось собственным жильём. Хотя одновременно в стране усилилось социальное расслоение. Но однозначно то, что Тэтчер и ее тэтчеризм сделали для экономики Британии больше, чем многие другие министры вместе взятые.
Литература:
Правительство консерваторов, пришедшее
к власти в 1979 г., возглавила энергичная
М.Тэтчер, которая предложила совершенно
новую экономическую программу развития,
радикальным образом отличающуюся от
всех прежних программ. Такая стратегия экономического раз; вития вошла
в историю под названием неоконсерватизма.
Она отвергала жесткое государственное
регулирование экономикой, т.е. идею кейнсианства.
Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к
выводу, что для выхода страны из данной
ситуации необходимо устранить ряд недостатков
в социально-экономической системе: 1) в стране
чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных
лидеров, которые чаще руководствовались
личными интересами и шантажировали крупных
предпринимателей угрозами забастовок;
2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение
с самыми высокими в мире налоговыми ставками
на личные доходы – стандартная ставка
33% подоходного налога поднималась до
83%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная
власть в руках государства, осуществляемая
медлительной и становящейся все более
громоздкой бюрократией.
Консервативное правительство М.Тэтчер
всему этому решило положить конец. Идеологической
основой новой политики являлись несколько основополагающих
элементов: а) свободное предпринимательство;
6) личная инициатива; в) крайний индивидуализм.
Важными элементами идеологической концепции
"тэтчеризма" стали провозглашенный
консерваторами возврат к "викторианским
ценностям" – уважение к семье и религии,
закону и порядку, бережливость, аккуратность,
трудолюбие, самостоятельность, примат
права личности и т.д.
М.Тэтчер намеревалась остановить процесс
долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения
расходов и налогообложения, обуздания
власти профсоюзов, отказа в субсидиях
обанкротившимся предприятиям и "приватизации"
принадлежавших государству отраслей
промышленности. Она выступила против
корпоративизма, коллективизма и кейнсианства.
Она считала, что инфляция представляет
большую опасность, чем безработица.
Поэтому одним из первых шагов, предпринятых
консерваторами, было принятие законов,
которые значительно сузили почти безграничные
права профсоюзов на объявление забастовок.
А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы,
которые позволили правительству выстоять
в борьбе с забастовочным движением, в
частности во время забастовок шахтеров
в 1984 – 1985 гг. и печатников в 1986 г.
В 1979 г. на долю национализированных отраслей
промышленности приходилось 10% валового
национального продукта, и многие из этих
отраслей стали символом лености и неэффективности.
Как показала практика исторического
развития, без подстегивания конкуренцией
или страхом банкротства стремление к
повышению эффективности ослабевает.
Поэтому одним из важнейших элементов
программы М.Тэтчер являлась приватизация
обобществленного сектора. С августа 1984
г. по май 1987 г. в частную собственность
были переданы 9 важнейших концернов, или
около 1/3 всей собственности государства
в промышленности, в том числе телекоммуникации
и предприятия газовой промышленности.
В октябре 1987 г. правительство провело
еще более крупную операцию – продажу
акций нефтяной компании "Бритиш петролеум".
Следующими отраслями в списке денационализации
стали сталелитейная промышленность,
а затем электроэнергетика и водоснабжение.
Широкая продажа этих отраслей промышленности
значительно увеличила число держателей
акций, которые были непосредственно заинтересованы
в доходности своих предприятий. В 1979 г.
число владельцев акций составляли 7% избирателей,
т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988
г. – 20%. По числу акционеров Великобритания
занимала второе место в мире после США.
Государственные компании, которые пока
еще не стали предметом приватизации,
тоже подвергались перестройке. Им были
предоставлены большая хозяйственная
самостоятельность и финансовая автономия.
Отношения государства с такими компаниями
все больше строились на основе контрактов.
Государственные предприятия были выведены
из системы искусственного благоприятного
климата, в котором они раньше находились.
В частности, цены на произведенные ими
товары и услуги более не поддерживались
специальными мерами, а полностью определялись
условиями рынка.
Правительство М.Тэтчер всячески стремилось
создать "здоровую конкуренцию" универсальным
принципом экономического прогресса, причем
эта конкуренция все больше переносилась
в сферу ценообразования, где соперничавшие
компании в борьбе друг с другом были вынуждены
снижать цены.
Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов
– это упор на развитие мелкого и среднего
бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал
новой силой в структуре хозяйства Великобритании.
Он успешно уживался с крупными монополиями,
дополнял их даже в самых современных
отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие,
хорошо технически оснащенные мелкие
и средние фирмы оказались в состоянии
гибко реагировать на изменения хозяйственной
конъюнктуры, чего нельзя было сказать
о многих гигантах промышленного производства.
Правительство активно поддерживало и
защищало транснациональные корпорации,
в которых британский капитал играл важную
роль. Одной из важнейших специфических
особенностей английской экономики была
высокая степень "интернационализации"
в ведущих отраслях производства. Лишь
немногие сферы промышленного производства
опирались на прочный внутренний рынок,
имели высокий уровень капиталовложений,
развитую базу НИОКР. В первую очередь
это химическая и аэрокосмическая отрасли,
остальные же большей частью были связаны
с международными корпорациями.
Следствием проводимой правительством
М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг.
в среднем на уровне 3 – 4% в год, что было
выше, чем в других западноевропейских
странах. Каждую неделю в среднем создавалось
500 новых фирм. За 80-е гг. производительность
труда в среднем росла на уровне 2,5% в год,
уступая лишь Японии.
Еще более убедительным был рост эффективности
использования основного капитала – капиталоотдачи.
Англия, кроме Японии, была единственной
из развитых стран, где этот показатель
возрос по сравнению с 70-ми гг.
Большое значение в программе перестройки
британской экономики уделялось вопросам
приватизации жилья. Значительная часть
населения в Англии арендовала дома у
местных властей, что тяжким бременем
ложилось на местный бюджет, а в итоге
– на плечи государства. Правительство
М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство
англичан собственниками своего жилья.
С этой целью правительство провело через
парламент закон, заставлявший местные
власти продавать дома по льготным ценам
жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности
правительства стало то, что значительно
увеличился процент домовладельцев –
с 52 до 66% к 1989 г. В последующие годы этот
процесс продолжался.
Важнейшими мерами, стимулировавшими
развитие экономики Англии, явились принятие
закона о снижении стандартной ставки
подоходного налога, сокращение численности
государственного аппарата и затрат на
его содержание. Так, центральные министерства
были сведены до минимума – их насчитывалось
16, причем среди них практически не было
отраслевых. Государство устранялось
от прямого вмешательства в решение сугубо
хозяйственных задач.
Достаточно трудноразрешимой задачей
для правительства М.Тэтчер оказалась
борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря
перечисленным мерам наметились сдвиги:
если в 1980 г. она составляла 16%, то уже в
1983 г. упала до 4% и в последующие годы колебалась
в пределах 6%.
Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие
два года он не отличался стабильностью.
Со второй половины 1987 г. наряду с заметным
ускорением темпов развития экономики
обозначились и другие признаки перехода
к новой стадии подъема – расширились
объемы предоставленных кредитов, достигли
"пика" курсы акций, возросли и без
того высокие цены на жилье.
Наиболее динамичными факторами внутреннего
спроса были потребительские расходы
населения, которые выросли на 6,5%, и частные
капиталовложения, рост которых составил
10,3%. Быстро росло производство в базисных
и наукоемких отраслях обрабатывающей
промышленности, а также в жилищном строительстве.
Тем не менее, удовлетворить спрос в полном
объеме удавалось только с помощью небывалого
по своим масштабам притока зарубежных
товаров. Среди компонентов спроса особенно
устойчиво за годы подъема расширялось
личное потребление. Это было вызвано
повышением доходов населения на 5,0% и
резким снижением нормы сбережений до
1,3 %.
Важную роль в стимулировании потребительских
расходов населения играло также активное
использование кредитов. Снятие ограничений
в кредитной сфере, внедрение современной
расчетной электронной техники подстегнули
конкуренцию, кредит стал более доступным
для широких масс населения. В 1988 г. сумма
предоставленного потребительского кредита
финансовыми домами, строительными обществами,
другими специализированными обществами,
а также по банковским кредитным карточкам
возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления
опережающими темпами росли расходы на
товары длительного потребления, выросшие
на 12% в 1988 г. против 6,8% в 1987 г., и в первую
очередь на автомобили, бытовую электронику,
персональные компьютеры, жилье.
Наибольший прирост капиталовложений
в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении
(почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и
полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее
высокие объемы инвестиций отмечались
в химической промышленности. Следует
также отметить, что продолжались или
завершались программы технической реконструкции
и модернизации ряда базовых отраслей
– общего электротехнического машиностроения,
текстильной и др. Все это способствовало
быстрому росту производства инвестиционных
товаров, который составил 10%. Вместе с
тем исключительно высокие темпы роста
импорта продукции обрабатывающей промышленности
были достигнуты за счет того, что компании
предпочитали переоснащать производство
зарубежным оборудованием. Значительные
масштабы импорта в таких наукоемких отраслях,
как электронная, оргтехника и оборудование
по обработке данных, которые фактически
соответствовали размерам английского
рынка, вызывали беспокойство правительства.
В годы подъема усилился дисбаланс внешней
торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта
товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост
курса фунта стерлингов на 5,2% в 1988 г. ухудшил
конкурентоспособность английских экспортеров
и способствовал импорту готовых товаров,
что в итоге привело к дефициту платежного
баланса.
В условиях в целом благоприятной конъюнктуры
занятость в экономике возросла на 1,2%.
Подавляющее большинство получивших работу
трудились в сфере услуг, в обрабатывающей
промышленности численность занятых сократилась.
Параллельно с расширением занятости
снижалась безработица. В феврале 1989 г.
без работы оставалось 1,9 млн. человек,
или 6,8% рабочей силы, против 2,6 млн., или
9,8%, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. правительство
М.Тэтчер объявило о начале реализации программы профессионального
обучения безработных стоимостью 1,4 млрд.
ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное
обучение производственным специальностям
и последующее трудоустройство около
600 тыс.
человек, длительное время находившихся
без работы.
Таким образом, можно отметить, что
с момента начала перестройки в британской
экономике наметились серьезные сдвиги
и изменения. В целом в 80-е гг. Британия
была единственной из ведущих стран мира,
где совокупный показатель эффективности
производства увеличивался, в других государствах
он либо не менялся, либо снижался. Однако
перестройка в Англии происходила отнюдь
не без проблем. В обществе усилилась социальная
поляризация. Дело в том, что правительство
М.Тэтчер проводило в жизнь программу
сокращения расходов на социальные нужды,
а также жестко контролировало заработную
плату. Одним из важнейших положений программы
консерваторов было: заставить трудящихся
"жить по средствам", а предприятиям
– "ужиматься", сокращать рабочую
силу за счет интенсификации производства,
благодаря чему можно было придавать желаемый
динамизм британской промышленности.
Результатом такой политики стало то, что средний доход
на душу населения в реальном исчислении
за десять лет вырос на 23%. В то же время
около 20% семей имели среднегодовой доход
ниже 4000 ф.ст., что являлось достаточно
низким прожиточным уровнем для англичан.
Идеи свободного предпринимательства,
индивидуализм и минимальная роль государства
сталкивались с глубоко укоренившимся
в сознании англичан убеждением, что государство
"обязано" обеспечивать определенный
набор социальных гарантий всем без исключения
своим членам. Концепция "государства
всеобщего благоденствия", основывавшаяся
на высоком уровне налогообложения и включавшая
такие компоненты, как бесплатное образование,
медицинское обслуживание, система государственных
пенсий и т.п., разделялась всеми послевоенными
правительствами Британии, будь то лейбористы
или консерваторы.
Правительству М.Тэтчер пришлось столкнуться
с проблемой изменения психологии основной
массы населения, ибо приходилось разрушать
сложившуюся веками систему социальных
гарантий "для всех" и заменить новой
шкалой ценностей, индивидуалистской
– "каждый за себя".
И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989 г.)
удалось изменить морально-политический
климат в стране, чему в значительной степени
способствовали глубокие структурные
изменения в самом обществе. Сокращалась
численность рабочего класса, занятого
непосредственно на производстве, расширялась
занятость в сфере обслуживания, росла
прослойка владельцев мелких, в том числе
семейных, фирм, появилась социальная
группа высокооплачиваемых менеджеров
среднего уровня. Все это привело к тому,
что в 80-е гг. к "среднему слою" стали
относить себя большинство английских
избирателей. К концу 80-х гг. 64% англичан
имели собственные дома, более 70% – автомобили,
46% – видеомагнитофоны, больше половины
могли позволить себе обеспечить платное
образование для детей.
На рубеже 80 – 90-х гг. в социально-экономической и политической жизни
Великобритании появились тревожные признаки.
Так, серьезным просчетом консервативного
кабинета М.Тэтчер стало проведение весной
1990 г. реформы местного налогообложения,
предусматривавшей введение нового избирательного
закона. Экономические выгоды оказались
незначительными, а социально-психологические
последствия крайне отрицательно сказались
на престиже правительства, социально-экономическая политика которого
вызывала "раздражение" у многих
англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов
и премьер-министром Великобритании стал
Дж. Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку.
Новый премьер Соединенного Королевства
практически не изменил экономической программы М.Тэтчер,
и первая половина 90-х гг. была логическим
продолжением в развитии частного предпринимательства
и активной государственной политики в области финансирования
наукоемкого производства, мелкого и среднего
бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера
Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские
соглашения. Этот договор был логическим
развитием экономических и политических отношений,
сложившихся между рядом европейских
государств и Англией в рамках ЕЭС. При
его полной реализации Европейский союз
должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву",
по крайней мере, равную США и значительно
превосходящую Японию. Договор предусматривает
введение единой денежной единицы, "отмену"
границ и создание надгосударственных
органов регулирования экономических и политических вопросов.
В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании
происходили позитивные процессы. Так,
достаточно стабильно рост валовой внутренний
продукт и сокращалась безработица. Если
в первом квартале 1993 г. ВВП составлял
2,5%, то в первом квартале 1994 г. – 4%; уровень
безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся
10,5%, в первом квартале 1994 г. – 9,9, а в четвертом
квартале 1994 г. – 8,9%.
Особенно важным достижением нового правительства
явилось улучшение торгового баланса.
За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить
благоприятное сочетание устойчиво высоких
темпов роста и самых низких за период
с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме
того, заметно улучшилось состояние платежного
баланса, который в 1995 г. впервые начиная
с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Таким
образом, подводя итоги экономического развития Англии
в 80 – 90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям
Британии оказался достаточно эффективным.
Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм"
как британская модель неоконсерватизма
подтвердил, что капитализм оказался гибкой
системой, способной приспосабливаться
к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться
и модернизироваться
Маргарет Тэтчер - лидер консерваторов
Маргарет Тэтчер, лидер консерваторов с 1975, обещала договориться с профсоюзами, снизить подоходный налог и ослабить роль государства в экономике. Ее партия получила большинство на выборах, и она стала первой женщиной, занявшей пост премьер-министра Великобритании.
Тэтчер энергично занялась сокращением расходов и ввела жесткий контроль за финансовой сферой. К 1983 инфляция упала с 18 до 5%, но общий спад производства вызвал рост безработицы (число безработных увеличилось до 3,3 млн. человек, что превысило худшие показатели времен Великой Депрессии). В течение лета 1981 в нескольких городах произошли мятежи. Тем временем лейбористская партия раскололась на фракции. В ноябре 1980 Каллагэн ушел в отставку; его сменил на посту лидера партии умеренно-левый М.Фут. В марте 1981 четыре лидера правого крыла откололись и образовали Социал-демократическую партию, которая затем вошла в союз с либералами.
Правительство Тэтчер вернуло себе популярность, направив 2 апреля 1982 британские войска на Фолклендские острова для отражения аргентинской агрессии. Аргентина давно заявляла о своих претензиях на острова, но 14 июня, понеся тяжелые потери, вынуждена была отказаться от своих требований. Популярность правительства была в достаточной мере восстановлена, чтобы получить почти то же количество голосов на выборах в июне 1983, что и в 1979. В отличие от оппозиции, тори существенно увеличили свое большинство в палате общин, в то время как лейбористская партия понесла немалые потери, а союз социал-демократов и либералов получил только 23 места.
В период второго срока правительство Тэтчер начало еще более решительно осуществлять свою программу. Новые законы о труде значительно ослабили власть профсоюзов. Ожесточенная и длившаяся весь год забастовка в 1984-1985 закончилась без каких-либо уступок шахтерам. Государственные жилищные комплексы ("дома совета") были проданы жильцам, а прибыльные компании, находившиеся в собственности государства, приватизированы через продажу акций мелким инвесторам на выгодных для них условиях. Во внешней политике Тэтчер провела переговоры с Китаем о передаче ему Гонконга в 1997. Под сильным давлением со стороны ольстерских юнионистов она договорилась с Ирландией о предоставлении ирландскому правительству права участвовать в управлении Северной Ирландией.
Несмотря на резкие протесты общественности, она поддерживала решение о размещении в Британии американских крылатых ракет и разрешила провести американские бомбардировки Ливии с британских баз в 1986. Начиная с 1983 Британия начала выходить из экономического спада 1981-1982. Среднегодовой рост производства составлял около 3%, хотя юг страны извлек наибольшую выгоду от реформ, в то время как положение на севере и в других районах еще более ухудшилось. Энергичная политика Тэтчер по закрытию устаревших производств ускорила перемещение рабочей силы с севера на юг и стоила консерваторам почти всех голосов северян на выборах в июне 1987. Однако лейбористы были слабо организованы и не могли отнять у консерваторов их долю голосов в 42% от общего числа или значительное большинство мест в палате общин. Альянс социал-демократов и либералов подобрал голоса, поданные против Тэтчер.