Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:43, реферат
Тэтчеризм - (Thatcherism), экономическая и социальная политика Маргарет Тэтчер, британского премьер-министра в 1979—90 гг. Включает много направлений, однако к основным следует отнести сокращение вмешательства государства в экономику и приватизацию в сочетании с авторитарной политикой в социальной сфере. Считается, что слово «тэтчеризм» придумал профессор Стюарт Холл в конце 1970-х гг., когда консерваторы еще находились в оппозиции.
Третий срок правления Тэтчер проходил на фоне рыночных кризисов 1987 и 1989; период экономического роста Британии закончился. Тэтчер провела дальнейшую приватизацию и предложила весьма непопулярный подушный налог (названный "сбором с общества"), заменивший налоги на собственность. Она также решительно сопротивлялась движению в сторону европейской интеграции. В конечном счете 22 ноября 1990 под давлением своей партии она ушла в отставку. Ее преемник Дж.Мейджор заменил подушный налог более высоким налогом с продаж и поклялся превратить Британию в "сердце Европы". Он продолжил также тэтчеровскую политику военной поддержки антииракской коалиции в войне в Персидском заливе (16 января 1991 - 28 февраля 1991).
Лейбористы, придя к власти после
войны, правили более шести лет.
На парламентских выборах в
Консерваторов (после 13-летнего их правления) в 1964г. сменило лейбористское правительство Гарольда Вильсона.
Вся послевоенная британская макроэкономическая политика представляет попытку манипулировать экономическим циклом по политическим причинам - политика "stop-go" (чередование ограничений и стимулирования деловой активности). В конце 1970-х годов такая политика привела к тому, что МВФ был вынужден помогать лейбористскому правительству в обмен на проведение более жесткой макроэкономической политики и структурной реформы в виде первых шагов по пути приватизации[3,с.129].
В 1970г. к власти пришло консервативное правительство во главе с Эдвардом Хитом. В 1974-1979 гг. страной правили лейбористы, премьер-министром был сначала Г. Вильсон, а после его отставки (1976) - Джеймс Каллаген.
Ключевыми проблемами всех послевоенных британских правительств были, прежде всего, финансово-экономические. На развитие экономики 50-70-х годов оказывали решающее влияние новые факторы: развитие научно-технической революции, обновление основного капитала. Британская экономика должна была приспособиться к условиям, возникшим вследствие превращения колониальной империи в содружество государств и углубления процесса западноевропейской экономической интеграции. В связи с этим необходимо было, в первую очередь, обеспечить высокое качество и постоянный рост конкурентоспособности английских экспортных товаров, чего можно было достичь лишь значительными капиталовложениями в экономику.
Вместе с тем финансовое положение страны оставалось сложным. Ощущался постоянный недостаток средств. В начале 50-х годов экономическое развитие страны замедлилось. Круг замкнулся. С одной стороны, недостаток средств не позволял делать капиталовложения в экономику, техническое переоснащение, чтобы обеспечить высокие темпы роста производства. С другой - низкие темпы экономического развития тормозили улучшение финансового положения страны. Препятствовали этому также циклические спады производства, в частности,
экономический кризис 1974-1975 гг., инфляция, усилившаяся в первой половине 70-х годов[4,с.98].
Чтобы стабилизировать экономику, улучшить финансовое положение страны, британское правительство принимало такие меры, как сокращение бюджетных расходов, жесткий контроль над ростом цен, доходов предпринимателей, заработной платы рабочих и служащих. Это были традиционные, испытанные меры, но они не всегда давали желаемые результаты. Следствием низких темпов экономического развития стало снижение доли Великобритании в мировом производстве. В конце 70-х годов она по своему потенциалу занимала лишь пятое место среди развитых стран.
Однако Великобритании удалось, хотя
и не без трудностей, приспособиться
к изменению
2. Приход к власти консерваторов.
В конце 70-х годов обострились
финансово-экономические
Консерваторы пришли к власти с четкой программой действий, целью которой было вывести Британию из социально-экономического застоя.
М. Тэтчер считала, что для этого
необходимо: во-первых, остановить инфляцию,
усиление которой разрушало
Кабинет М. Тэтчер неуклонно и последовательно внедрял программу в жизнь. Он стремился предоставить максимальную свободу частному предпринимательству, содействовать росту роли корпораций и рынка в регулировании хозяйственных процессов при ограничении предпринимательской деятельности государства. Правительство приступило к систематическому сокращению государственного сектора экономики. В борьбе с инфляцией был взят курс на снижение темпов роста государственных расходов, в частности, сокращения социальных программ. Правительство развернуло наступление на права профсоюзов. Принятые парламентом законы о занятости усложняли процедуру объявления и проведения забастовок, предусматривали судебное преследование организаторов незаконных забастовок, затрудняли пикетирование предприятий.
В тот период это включало снижение
налогообложения
Самыми интересными особенностя
Политика, выработанная для достижения этих целей, сводилась, первое, к среднесрочной финансовой стратегии - некоторый вариант монетаризма или, по крайней мере, попытке контроля над некоторыми параметрами денежной массы и, второе, контроль над бюджетным дефицитом. Что касается кредита доверия, то важным аспектом этой политики было то, что в условиях тарифных переговоров об относительно высоком уровне зарплаты, она (политика) приводила к сильному производственному спаду, накладывая, таким образом, суровые политические издержки на правительство Тэтчер.
Говоря о Маргарет Тэтчер, Антони Кинг подчеркивает: "У нее имеются собственные политические взгляды, отличные от большинства членов Консервативной партии. Она полна решимости сделать свою позицию позицией правительства и готова рисковать своим авторитетом в беспрецедентном размере".
Меры правительства вызвали неоднозначную реакцию. Они только через некоторое время начали давать экономические результаты, зато сразу затронули материальные интересы широких слоев населения. В 1979-1982 гг. Англию охватил экономический кризис, усиленный инфляцией. Безработица приобрела значительные масштабы. Положение правительства оставалось сложным.
Бюджеты 1980 и особенно 1981 годов представляли полную противоположность кейнсианскому аргументу, согласно которому требуется вмешательство правительства для выхода экономики из производственного спада. В 1981 году 4 млрд. фунтов стерлингов были выведены из экономики, в то время как безработица быстро увеличивалась[2,с.114].
Однако с 1982г. экономическое положение стало улучшаться, а в 1985г. начался подъем, продолжавшийся до 1990г. Заметно снизились темпы инфляции, начала сокращаться безработица (с 3,3 млн. в 1985г. до 2,3 млн. чел. в 1988г.). Резко выросла производительность труда. Успехи 80-х годов в развитии британской экономики называют "английским чудом"[2,с.119].
Заметно повлияли на развитие экономики и укрепление финансов, открытие и разработка месторождений нефти в Северном море, у берегов Шотландии. Великобритания не только полностью обеспечила себя энергоресурсами, что раньше требовало огромных средств, но и стала экспортером нефти и нефтепродуктов. Вследствие этого значительно уменьшился внешний долг Англии. Увеличился золотой запас. Вырос курс фунта стерлингов.
Экономические успехи способствовали росту доходов населения (ежегодно на 7-8%). За 80-е годы количество акционеров в Англии утроилось, превысив 8 млн. - каждый третий британец стал собственником акций; 15 млн. семей (60% общего числа) живут в собственных домах или квартирах. По этим показателям Англия
приблизилась к уровню Соединенных Штатов.
Повышение материального уровня жизни населения способствовало смягчению социальных противоречий. Как и в других развитых странах, наблюдался резкий спад забастовочного движения. Сократилось число профсоюзов. Последней большой забастовкой была всеобщая стачка горняков, продолжавшаяся почти год -- с марта 1984г. до марта 1985г. В ней приняли участие более 180 тыс. шахтеров, протестовавших против решения властей закрыть некоторые убыточные шахты, но достичь успеха им не удалось. Правительство проявило непоколебимую твердость, и ни на какие уступки шахтерам не пошло (недаром М. Тэтчер получила в прессе прозвище "железной леди")[3,с.138].
Успехи, достигнутые в оздоровлении экономики и финансов, укрепляли позиции Консервативной партии, правительства и лично М. Тэтчер. Она стала британским премьер-министром с самым длительным сроком пребывания при власти в XX веке. Однако на рубеже 80-90-х годов позиции "железной леди" начали ослабевать, некоторые конкретные шаги в области внутренней и внешней политики подверглись острой критике в руководстве Консервативной партии и в правительстве. В конце 1990г. М. Тэтчер вынуждена была подать в отставку.
В период правления Маргарет Тэтчер было закрыто очень много банковских точек в депрессивных районах Великобритании, в результате сейчас 10 проц. территории Англии лишено банковского обслуживания, то есть население не имеет банковских счетов.
Антиинфляционная политика правительства
М. Тэтчер имела положительные
Другим важнейшим направлением реформ был курс на значительное сокращение или (в ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса.
С начала 80-х годов были существенно сокращены расходы на содержание государственных предприятий и фирм. Так, если на содержание национализированных отраслей в 1983 - 1984 гг. Было выделено 6,1 млрд.ф.ст., то уже в 1984 - 1985 гг. 5,6 млрд.ф.ст.
С 1980г. правительство М. Тэтчер притупило к проведению крупномасштабной кампании по денационализации государственных предприятий. Частным фирмам продавались богатые месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты и пр. Особое внимание правительства было направлено на приватизацию нефтяной, сталелитейной, авиа космической промышленности, воздушного транспорта. Характерно, что в частные руки продавались только прибыльные предприятия. Резко сократилась доля капиталовложений в английскую экономику со стороны государственных органов (центрального правительства и местных органов власти) и национализированных отраслей хозяйства в начале 80-х гг. Она составила всего 25% против 50%, характерных для периода пребывания у власти лейбористской партии.
Правительство тори увеличило налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога прибыль крупнейших корпораций была последовательно снижена сначала до 50, а затем до 35%. Выросла сумма кредитов, предоставляемых банками промышленным компаниям. Были отменены взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Правительство шло по пути последовательного расширения уровня свободы хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1982 г. было отменено положение, введенное лейбористами, о преимущественном принятии на работу членов профсоюза. На отдельных предприятиях были значительно ограничены права профсоюзов. Были объявлены незаконными все виды забастовок солидарности. Стимулирование деловой активности частных предпринимателей положительно сказалось на общем ходе экономического развития Великобритании
Реформы кабинета М. Тэтчер затронули и внешнеэкономическую сферу английской экономики. В октябре 1980г. были отменены все ограничения на экспорт капитала, которые существовали в стране более 40 лет. После отмены валютных ограничений вывоз частного капитала из Великобритании стал расти более быстрыми темпами, чем в 60-е гг. Только за 1979 - 1981 гг. Экспорт капитала составил 11,3 млрд.ф.ст.; в начале 80-х гг. Среднегодовой размер внешних инвестиций частного капитала колебался около 3,5 млрд.ф.ст. основная часть английского экспорта капитала (4/5 от его общего объема) направлялась в развитые индустриальные страны с рыночной экономикой, прежде всего в США, Канаду, страны Европейского экономического Сообщества. В частности, уже в 1982г. Великобритания, опередив Нидерланды, стала крупнейшим иностранным вкладчиком в американскую экономику. На развивающиеся страны приходилось только 18 % английских прямых инвестиций.
Правительство Великобритании поощряло вложения иностранного капитала в свою экономику. Ведущее место среди иностранных инвесторов в Великобритании занимали американские компании. Кроме того, весьма успешной в этом отношении была деятельность некоторых развивающихся стран с относительно высокими темпами экономического роста. Так, в народное хозяйство Великобритании в 80-е годы успешно вкладывали капиталы Бразилия, Мексика, Индия, Сингапур, Филиппины.
Пристальное внимание правительство
Тэтчер уделяло вопросам внешней
торговли. Уже в начале 80-х годов
экспорт страны стал превышать импорт.
Важнейшим стабилизирующим