Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Вложенные файлы: 1 файл

История Российского предпринимательства.docx

— 251.58 Кб (Скачать файл)

 Соборное уложение 1649 г. содержало главу (XIX), регламентировавшую положение посадских людей. Согласно Уложению, посадское население обособлялось в замкнутое сословие и прикреплялось к посаду. Все его жители включались в посадское тягло, т.е. были обязаны платить подати и исполнять повинности, но получали право торговли и ведения промыслов, чем больше не могло заниматься крестьянство. Посадское население прикреплялось к посадам, но зато избавлялось от конкуренции со стороны крестьян, ''служилых и духовных'', которые традиционно занимались торговлей и промыслами. Теперь право на такую деятельность можно было получить, лишь вступив в посадскую общину. Так правительство одновременно решило фискальные проблемы и проблемы конкуренции.

 Посадские люди активно  торговали. В Москве в 1701 г.  на каждые 2 – 3 двора приходилось  I торговое место. К концу XVI в. в Туле торговцы составляли 44% всех жителей, а вместе с ремесленниками – 70%. Значительная часть посадских людей не имела помещений и торговала вразнос. Они назывались ходебщиками и охватывали мелочной торговлей окрестные села. Широко была распространена и торговля с лотков (шалаши).

 Крупное торговое дело  предполагало участие в нем  большого числа доверенных лиц,  которые исполняли бы поручения  купца. Российская деловая практика  ХVII в. выработала разнообразные типы таких помощников. В больших купеческих родах ими становились в первую очередь младшие члены семьи — сыновья, младшие братья, внуки, которые по поручению главы дома разъезжали с «торгом» по городам России. Купеческая молодежь в этих поездках приучалась к торговому делу и тем самым готовилась к будущей самостоятельной деятельности. Постепенно из нее вырабатывались инициативные предприниматели. Так будущий гость и строитель устюжских храмов Афанасий Федотов прошел первоначальную школу торгового мастерства под руководством старшего брата Василия, посылавшего его в Сибирь «в приказчика место».

 Порой внутри купеческих  родов на почве крайне сложных  и запутанных родственных отношений  шла незаметная со стороны  борьба между «стариками» и  «младшими» за самостоятельное  участие в общем деле и капитале. Подобные отношения имели место  и в семье знаменитых сольвычегодцев  Строгановых. В 1617 г. Максим  Строганов привез из Вологды  своего внука — Ивана Ямского.  В течение 9 лет Иван обучался  тонкостям коммерции. Дед посылал  внука «в сибирские города  с деньгами и товаром», внук  же приобретал для него «покупку  всякую». После смерти в 1624 г. старика Строганова Иван  продолжал жить у его вдовы  и сыновей, то есть своих  дядьев, по-прежнему разъезжая с  торгами или сидя в лавке  у Соли Вычегодской. Однако  в 1626 г., воспользовавшись отъездом  своих родственников, Иван купил  собственный двор и перебрался  туда вместе с доверенными  ему товарами, торгуя с тех  пор уже от своего имени.  Только после долгой тяжбы  вдова Строганова добилась указа  о выимке у Ивана Ямского  присвоенных им денег и товаров.

 Силами одной семьи  было трудно поставить крупное  торговое предприятие. Приходилось  прибегать к посторонней помощи, в том числе к найму приказчиков.  Ими могли быть и торговые  люди, сами ведшие самостоятельные  большие дела, но предпочитавшие  на время, по тем или иным  причинам, торговать от имени  более состоятельного купца. Василий  Федотов, впоследствии один из  крупнейших московских гостей, после  разорения в 1626 г. его деревни  разбойниками был вынужден наняться  в приказчики к богатому москвичу Афанасию Левашову.

 В понятие «приказчик»  вкладывалось далеко не всегда  одинаковое юридическое содержание. Известны, по крайней мере, три  типа приказчика. Первый тип —  это наемное лицо, которое предприниматель  приглашает за определенное годовое  жалованье (обычно до 30 руб.) для  исполнения определенного торгового  поручения. Иногда приказчик нанимался  на тот или иной срок и  жил «в наймах урочные годы»,  иногда срок не устанавливался  вообще. Второй тип — приказчик,  который брал на себя ведение  хозяйственных дел «из прибыли», причем общепринятой нормой было  разделение прибыли между хозяином  и приказчиком пополам; это  называлось брать товары «исполу». Приказчик обязывался вернуть  капитал — «истину», как говорили  в Х VII в., а затем «разделаться в правду», то есть половину прибыли отдать хозяину, а другую половину взять себе. Наконец, третий тип приказчика — компаньон и участник в торговом предприятии. Обе стороны — хозяин и приказчик — складывали свои капиталы; по окончании операций каждый получал обратно свою часть капитала, а прибыль делилась пополам. В этом случае предполагалось, что предприниматель, например, торговец гостиной сотни, кроме большого капитала, предоставлял своему компаньону и ряд выгод, вытекающих из привилегированного его положения. Приказчик, следовательно, пользовался всеми правами, какими обладал его хозяин, действовал от его имени, имел в своих руках выданную ему царскую грамоту. В свою очередь приказчик бесплатно предлагал собственный труд. Обе стороны, таким образом, были в выигрыше. Возможные злоупотребления приказчика предупреждались обязательством последнего не чинить «никакой хитрости над порученным ему животом (то есть капиталами и имуществом — А.Ш.): пьяного питья не пить и зернью не играть и… за женками не ходить и никаким воровством не воровать» (Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 2 М., 1954. с. 138 –142.).

 Рядом с приказчиками  свое собственное место занимали  сидельцы. Если приказчик — вольный  человек, сам нередко ведущий  торговлю, то сиделец, напротив, находился  временно в личной зависимости  от хозяина. Это — «работный  человек», который на известный  срок поступал во двор к  хозяину и давал на себя  обычного типа жилую запись (об  обязательствах в отношении купца). Чаще всего ему приходилось  быть в роли «лавочного сидельца»,  исполняя конкретные виды работ  в торговом заведении. Ниже  его стояли разносчики, по существу  мало чем отличавшиеся от него. Они тоже жили у купца с  «поручной записью» на «урочные  годы», и вся разница заключалась  в том, что они торговали  «в разноску», а не в лавке  и, разумеется, в очень небольших размерах.

 Самым изким разрядом агентов, исполнявших поручения купца, были «люди» — работники, попавшие к предпринимателю не по договору, а в силу личной зависимости от него. Порой дворовые люди покупались у донских казаков, которые из своих набегов возвращались с большим количеством «живого товара». Для торговых целей предпочитали приобретать мальчиков: их крестили и обучали русской грамоте. Многие из мальчиков, выросших и воспитанных в хозяйском доме, делались доверенными лицами, занимали положение скорее полноправных приказчиков,чем холопов, а юридическая зависимость, связывавшая их с предпринимателем, скорее скрепляла, чем нарушала взаимное доверие и привязанность.

 Основой правового  обеспечения деловых отношений  в XVII в. оставался «правеж». Неисправного должника выводили ежедневно на площадь перед приказом и били прутьями. Подобное «выколачивание» долга не могло длиться более месяца, после чего (при неуплате долга) должник поступал в распоряжение истца. Уложение 1649 г. устанавливало определенную норму отработки долга: год работы мужчины оценивался в 5 руб., женщины — 2 руб. 50 коп., а ребенка — в 2 руб. Кроме того, была широко распространена и такая форма погашения долга, как отдача «в зажив». В этом случае устанавливалась личная зависимость должника от купца.

 До ХVII в. рост по ссудам считался нормальным явлением в деловых отношениях. Но Указ 1626 года разрешал взимать проценты только на протяжении пяти лет, пока процентные платежи не составят полученную ссуду («истина» сойдет «с ростом»). Таким образом, имелась в виду ссуда из 20%. Уложение же 1649 года и вовсе запретило процентные ссуды. Этот запрет, призванный покончить с ростовщическими операциями, не имел на практике «серьезного успеха».

 Активное развитие  отечественной торговли обусловило  поворот правительства к политике  меркантилизма. В 1649 г. были  отменены торговые привилегии  английских купцов, дарованные ранее  Иваном Грозным. Формальным основанием  для этого стало известие, что  англичане «государя своего Карлоса  короля убили до смерти». 25 октября  1653.г. был обнародован Торговый  устав. Главное его значение  состояло в том, что он вместо  множества торговых пошлин (явочной  езжей, мостовой, полозовой и т.  п.) устанавливал единую пошлину  в размере 5% с цены продаваемого  товара. Устав так же повышал  размер пошлины с иностранных  купцов — вместо 5% они платили  6, а при отправлении товаров  внутрь страны дополнительно  еще 2%. Ярко выраженный протекционистский  характер имел следующий, Новоторговый  устав, принятый в 1667 г. Он  резко ограничивал торговую деятельность  иностранцев в России. Например, при ввозе товаров в русский  порт ими должна была выплачиваться  пошлина в 6 % цены товара. Если  же они везли товар в Москву  или другие города, то платили  добавочную пошлину в 10%, а при  продаже товара на месте еще  6%. Таким образом, пошлины достигали  22% цены товара, не считая расходов  по его перевозке. Кроме того, иностранным купцам разрешалось  вести только оптовую торговлю. Новоторговый устав последовательно  ограждал русских торговых людей  от конкуренции иностранных купцов  и в то же время увеличивал  размер поступлений в казну от сбора пошлин.

Автором этого устава был  Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Выходец из захудалого дворянского  рода, он стал любимцем царя Алексея  Михайловича и одним из виднейших  государственных деятелей ХVII в. Нащокин ратовал за всемерное развитие внутренней торговли, освобождение купечества от мелочной опеки властей за выдачу льготных ссуд торговым товариществам, чтобы они могли противостоять конкуренции со стороны богатых иностранцев. Им предпринимались шаги по налаживанию торговых связей с Персией и Средней Азией, он снаряжал посольство в Индию, мечтал о колонизации казаками Приамурского края. Будучи посажен в 1665 г. воеводой во Псков, Нащокин создает выборное купеческое самоуправление из 15 человек для суда по торговым делам; устроенная «выборная изба» выдавала также ссуды малоимущим торговцам. Тогда же он предложил устраивать во Пскове ежегодно две ярмарки, во время которых жители могли бы беспошлинно торговать с иностранцами. Ряд своих идей Нащокин, став боярином и фактическим главой правительства, сумел провести в жизнь.

 Деятельность Ордин-Нащокина  демонстрировала заметные сдвиги  в экономической политике правительства,  ориентированного на активную  поддержку торговой деятельности  посадских людей и их высших  корпораций — «гостей» и «сотен».  Оживление деловой инициативы  в мануфактурном деле дополняло  и расширяло сферу отечественного  предпринимательства. Формирование  в ХVII в. единого всероссийского рынка способствовало вовлечению в деловые отношения различных слоев населения. Вместе с тем обозначившаяся тенденция к ограничению торговой деятельности крестьянства существенно снижала деловой потенциал не только деревенского, но и посадского населения, зависевшего в силу своего привилегированного положения от целого рада объективных и субъективных обстоятельств прежде всего в сфере взаимоотношений с властями. Любые колебания во внутреннем и международном положении России эхом отзывались на хозяйственной стабильности и инициативе таких торговцев, больнее всего задевая тех из них, кто был наиболее тесно связан с казной, то есть тех же гостей и торговых людей гостиной и суконной сотен. И наоборот, достаточно самостоятельные в деловом отношении, действовавшие на собственных страх и риск предприниматели приобретали значительные преимущества в переломные периоды истории страны, оказываясь способными войти в новые области экономической деятельности и приноровиться к изменившимся условиям общественной жизни. В полной мере эта особенность формрования делового мира проявит себя в XVIII – начале XIX в.

Тема 2. Развитие предпринимательства  в период абсолютной монархии ( ХVIII – первая половина ХIХ вв.)2.1. Торгово-промышленная деятельность в эпоху петровских реформ

Для 18 в. характерен значительный рост объема и расширение круга деятельности российского предпринимательства. Стремление превратить Россию в процветающую, мощную, обороноспособную державу побуждало  государство предъявлять повышенный спрос на предпринимательскую деятельность, еще более активно вмешиваться  в развитие экономики с целью  ускорения темпов развития страны.

 Начало 18 в. в России  связано с преобразованиями Петра  1, которые оказали серьезное воздействие  на развитие отечественного предпринимательства.  Некоторые отечественные историки  считают петровские реформы первой  попыткой модернизации страны, объективная  необходимость которой вытекала  из расстановки сил в мировой  политической системе. Эпоха нового  времени характеризовалась экономическим  ростом европейских стран и  расширением экономических связей, началом нового этапа колониальной  экспансии, распространением новых  средств коммуникаций и технических  знаний. Западная Европа претворяла  в жизнь замыслы, обеспечивавшие  наращивание ее технической и  военной мощи. В этих условиях  отставание России в темпах  развития грозило суверенитету  государства, страна должна была  адекватно отвечать на вызов  Запада. Необходимость перемен была  осознана в русском обществе  к концу 17 в., давшего старт  проведению преобразований во  всех сферах жизни. В России  реализовывалась имперская модель  модернизации, подчиненная задаче  внешнего усиления государства,  возрастания его военной мощи. В целях обеспечения экономической  независимости, повышения обороноспособности  страна нуждалась в сильной  армии и флоте, в сети работающих  на них предприятий

На протяжении 18 в. ведущая  роль в российском предпринимательстве  принадлежала торговому предпринимательству, главной же фигурой в торговых операциях как и прежде оставалось купечество. Возможность предпринимательской  деятельности купечества, накопления им капитала в значительной степени  определялась его правовым статусом, основной чертой которого была принадлежность к тяглым сословиям.

 Невероятное число  прямых и косвенных налогов,  возложенных на посады; тяжелейшая  подушная подать, заменившая прямые  постоянные и временные сборы  (в том числе и подворное  обложение) и взимавшаяся со  всех лиц мужского пола податных (тяглых) сословий, независимо от  возраста; различного рода службы  в казенных и городских структурах, отрывавшие посадское население  от собственных торгов и промыслов,  осложняли предпринимательскую  деятельность купечества. Подушный  налог с посадской общины взимался  таким образом, что платить  приходилось и за выбывших  членов общины; и за лиц, находившихся  на государственной службе; и  за малолетних, и за неимущих  сограждан. Тяжесть подушного  налога усугублялась мирским  принципом его распределения  ''по животам и богатству'', вследствие  чего наиболее состоятельные  горожане вынуждены были платить  за неимущих жителей посада. Такой  принцип взимания подушного налога  резко тормозил и процесс имущественной  дифференциации внутри посада, и  процесс накопления капитала  богатым купечеством, побуждая  его к поиску путей обособления  от массы посадского населения.  Юридической основой для начала  такого обособления стала городская  реформа 20-х годов 18 века. В  соответствии с ней податное  население городов было разделено  на ''регулярных граждан'', к которым  относились наиболее состоятельные  жители посада, и ''нерегулярных  граждан'', к которым относились  лица, работающие по найму, и  чернорабочие.

Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси