Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ костюмного комплекса удмуртов, установление связи между культурой и костюмом удмуртов. В своей работе хотелось бы проанализировать и охарактеризовать особенности удмуртов, населяющих Кировскую область, изучить женский, мужской и детский варианты костюмов, выявить отличия между костюмными комплексами удмуртов, проживающих на разных территориях ( в данном случае это Удмуртия и Кировская область).
Задача работы заключается в изучении костюмного комплекса удмуртов Кировской области, подробное его описание, выяснение функций, которые костюм выполняет в жизни людей. А так же хотелось бы обратить внимание на орнамент,который чаще всего встречается в той или иной местности.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФнов.docx

— 3.42 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии и  журналистики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

УДМУРТСКИЙ КОСТЮМНЫЙ  КОМПЛЕКС УДМУРТОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Дисциплина Б.3.Б 12  «История культуры»)

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы КТУ-21

Баженова Елена Сергеевна

 

 

Научный руководитель –

Воронова Елена Васильевна

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой _________ «__» ______2012 г

 

Члены комиссии ________________________________  _________

                           __________________________________   ________

                         __________________________________  _________

 

(ФИО)                                     (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРОВ

2012

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой национальный костюм развивается  и формируется на протяжении столетий, и воплощает собой идею нации, её стремления, верования. Костюм может  многое рассказать о человеке –  о его возрасте, социальном положении. Костюм отображает историю развития народа, таким образом не даёт нам  забыть о своём прошлом, не позволяет  потерять и забыть свои корни. Это память о родителях, уважение традиций и обычаев. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм - не только яркий  самобытный элемент культуры, но и  синтез различных видов декоративного  творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской  одежде в прошлом.

 

Сегодня в культурологии  потребность изучениния этнических костюмных комплексов возрастает. Во-первых это связано с тем, что одежда отраджает ценности не только отдельного человека, но и всего народа. В  одежде отражается и мировоззрение  народа, то есть костюм помогает оценить  взгляды на мир через анализ отдельных  элементов костюма. Во-вторых внимание именно к удмуртам связано с тем, что удмурты – это так сказать  «аборигены» Вятского края. Они одни из первых поселились на территории Кировской области.

Основная часть удмуртов проживает на территории Удмуртской республики. А так же часть данной народности проживает в Пермском крае, Кировской области, Казахстане и некоторых других частях нашей необъятной страны. Кировская область ближе всего расположена к Удмуртии, и когда то часть Удмуртии, а именно Глазовский уезд, принадлежала Вятской губернии. А это значит, что культура удмуртов, населяющих Кировскую область, близка к культуре коренных удмуртов.

В настоящем исследовании была использована следующая литература. Во-первых, это литература, посвящённая  удмуртам, как национальности. Во-вторых литература, посвящённая костюмным комплексам. В-третьих, литература, которая освещает костюмный комплекс удмуртов на территории Удмуртской республики, Кировской области. К таким источникам относятся:

Целью данной работы является анализ костюмного комплекса удмуртов, установление связи между культурой  и костюмом удмуртов. В своей работе хотелось бы проанализировать и охарактеризовать особенности удмуртов, населяющих Кировскую область, изучить женский, мужской и детский варианты костюмов, выявить отличия между костюмными комплексами удмуртов, проживающих на разных территориях ( в данном случае это Удмуртия и Кировская область).

Задача работы заключается  в изучении костюмного комплекса  удмуртов Кировской области, подробное  его описание, выяснение функций, которые костюм выполняет в жизни  людей. А так же хотелось бы обратить внимание на орнамент,который чаще всего встречается в той или иной местности.

Объектом изучения в данной работе является Культурный комплекс удмуртов Вятки. В нём выделяется несколько подгрупп, которые будут рассмотрены в данной работе.

Предметом изучения является непосредственно костюм народа. Рассмотрены будут костюмы верхнечепецких и нижнечепецких удмуртов.

В Кировской области, помимо северных и южных костюмных комплексов так же выделяется и другая классификация – как уже было сказано выше, на территории Кировской области существуют верхнечепецкие и нижнечепецкие костюмные комплексы.

Подробным изучением костюмных  комплексов удмуртов занималось немалое  количество исследователей. Особенно хотелось бы отметить Серафиму Христофоровну  Лебедеву. Она является автором замечательной  книги «Удмуртская народная одежда», где подробно описаны и проанализированы костюмы удмуртов. Кроме того книга  содержит яркие иллюстрации.

Ещё одним ярким автором  публикаций, посвящённых народному  искусству удмуртов, является Семён  Николаевич Виноградов. «Его деятельность – уникальный образец сочетания исследователя-этнографа и художника-живописца. В 1970-е гг. принимал участие в этнографических экспедициях по изучению культуры удмуртов, результатом которых явились научные публикации о национальной одежде, мотивах и символике орнамента удмуртов. Расшифровка смысла некоторых народных узоров войдёт затем в символику Удмуртской Республики».1

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ УДМУРТОВ. ЧТО ТАКОЕ КОСТЮМ?

В  данной главе будет  рассмотрен процесс заселения удмуртами  не только территории Удмуртской республики, но и территории современной Кировской  области, а так же положение удмуртов в разные исторические эпохи. Кроме  того глава содержит информацию о  костюме.

1.1  История заселения удмуртами Низовьев Чепцы и бассейна Вятки. Развитие удмуртов, формирование в отдельный этнос

Первые люди в Приуралье  появились в позднем палеолите – древнекаменном веке (40-10тыс.лет до н.э.). В это время Камско-Вятское междуречье было покрыто окололедниковой лесостепью. Обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи. На Островской стоянке обнаружены остатки трёх небольших жилищ, отапливаемых кострами. Возле очагов найдены каменные плиты и кости мамонта, несколько тысяч отщепов, пластин и орудий из кремня, сланца, песчаника, хрусталя и яшмы. В 1959 году в Каповой пещере в верховьях р. Белой были обнаружены изображения мамонтов, лошадей, носорога, выполненных красной охрой. Подобные рисунки хорошо известны в пещерных святилищах во Франции. Население позднего палеолита Урала – оседлые охотники и собиратели, жившие родовыми коллективами. Они умели строить тёплые жилища, шить одежду из шкур.

Возможны 2 пути продвижения  людей на Урал: с Юго-запада через  Русскую равнину по Волге и  Каме или из Средней Азии на Южный  Урал.

В результате складывается своеобразный уральский антропологический  тип – европеоидный с примесью монголоидности .В эпоху позднего палеолита оформились основные черты  уральской этнической общности.

В мезолите ( 8-5 тыс.до н.э.) климат стал значительно теплее. Камско-Вятское междуречье располагалось в подзоне широколиственных лесов. Крупные животные сменились средними и мелкими. Орудиями охоты стали лук и стрелы. Особое развитие получило собирательство, возникло рыболовство. В мезолите была приручена собака. Люди жили в посёлках по берегам рек и полуземлянках круглой формы.

В  неолите ( 5-нач.3 тыс.до н.э.) известны как долговременные поселения, так и кратковременные стоянки. Люди научились делать глиняную посуду. Она имела полуяйцевидную форму, толстые стенки, покрытые орнаментом. Появилось ткачество из грубых волокон – крапивы, конопли. В неолите произошло разделение уральской общности на самодийскую и финно-угорскую.

В энеолите (23-16вв.до н.э.) люди научились изготовлять первые металлические предметы из меди. Металл способствовал быстрому росту производительных сил, специализации, разделению труда и его специализации. Продолжали развиваться охота и собирательство. Ведущей отраслью хозяйства было рыболовство. Совершенствовалось домостроение – научились строить большие тёплые жилища, рядом с которыми строили хозяйственные сооружения для хранения запасов.

В бронзовом веке (16-9вв. до н.э.) для изготовления орудий труда, оружия и украшений использовалась бронза. Изделия из нее более тверды, прочны и эффективны в работе. Так же наряду с бронзой используется и камень, техника обработки которого достигла своего совершенства. Возросшая индивидуализация труда и развитие производительных  сил способствовали разрушению коллективной родовой общины.

Во 2й половине 3-в кон. 4вв. в Прикамье и на реке Вятке появились небольшие группы древнеславянского населения, основная масса которого освоила устье Камы и прилегающее Поволжье. Обнаружено множество городищ и могильников. Многочисленны предметы вооружения и быта .Встречаются погребальные дары – одежда, украшения и предметы быта в берестяных коробах. Окончательное вытеснение юго-западных групп древне-удмуртского населения на левобережье Вятки произошло не ранее 11 в.

В начале 2 тыс. н.э. значительную роль в историю удмуртов сыграла Волжская Булгария. Удмурты Нижней Вятки не только торговали с булгарами, но и платили дань(харадж). Города Волжской Булгарии выступали как посредники в торговле с удмуртским населением.

Средняя Вятка и низовья  Чепцы – исконно удмуртский регион, занятый объединением ватка. В результате взаимодействия с русским и марийским  населением ватка стали осваивать  среднюю и верхнюю Чепцу. В 40-е  годы 13 века вторгшиеся в Восточную  Европу монгольские войска разорили не только русские земли, но и Булгарское государство. Было разгромлено множество  поселений, Волжская Булгария была включена в состав Золотой Орды. В 1240 монголы  совершили набег на удмуртские земли  по правобережью Камы. Под угрозой  монгольского нашествия в середине 13 в. в среднем течении Вятки  возникло независимое государство  – Вятская земля, объединившее как  русское, так и финно-пермское население.

Удмурты — потомки автохтонного населения Волго-Камского региона, которое связывается с ананьинской  археологической культурой. Чепецкая археологическая культура(9—15 вв.) напрямую связывается с удмуртами. В русских  источниках удмурты упоминаются  с 14 века под названием арян, арских людей, а также вотяков, до этого  они входили в собирательное  название «пермь». Под собственным  названием удмурты впервые упомянуты  в 1770 году в работе русского ученого  Н.П. Рычкова. В состав Русского государства  северные удмурты вошли в конце 15 века, а южные — в середине16 века после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская  автономная область. В 1932 году она была переименована в Удмуртскую автономную область, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику. 

В 1708 г. По губернской реформе Петра Великого Север Удмуртии в составе Хлыновского уезда вошёл в Сибирскую губернию, а Юг, вместе с Казанским уездом – в Казанскую губернию. В 1719 губернии были подразделены на провинции, Север Удмуртии оказался в Вятской провинции. В 1727 Вятская провинция передана из Сибирской губернии в Казанскую и современная территория Удмуртии оказалась в составе Слободского и Казанского уездов Казанской губернии.

В 1780 создано Вятское наместничество. Большая часть удмуртов проживала  в Глазовском, Елабужском, Малмыжском, Сарапульском уездах. Глазовский уезд - административная единица Российской империи и РСФСР, существовавшая с11 сентября 1780 года до 15 июля 1929 года. С момента образования уезд относился к Вятскому наместничеству в составе Казанской губернии, в 1796 году по указу Павла I Вятское наместничество было наделено статусом губернии. Уездный центр — Глазов.

В составе Вятского наместничества и губернии. В 1775 году Екатерина II приступила к реформе местного управления. Была создана система наместничеств, подчиненных генерал-губернаторам. Уезд был образован указом Сената от 11 сентября 1780 года «Об учреждении Вятского наместничества из 13 уездов». Одновременно село Глазово было переименовано в город Глазов и стало центром уезда.

В составе Вотской автономной области. 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР образована Вотская автономная область в составе РСФСР. 5 января 1921 года в неё из Вятской губернии был передан Глазовский уезд в составе: город Глазов и волости Еловская, Пудемская, Люмская, Понинская, Люкская, Гыинская, Лыпская, Тортымская, Тольемская, Поломская, Балезинская, Лодошурская, Ключевская, Нижне-Уканская-Юрская, Пышкетская, Ежовская, Юкаменская, Ягошурская, Ново-Волковская, Зуринская, Игринская, Святогорская, Юсовская, Валамазская, Селеговская и Васильевская[1]. Из волостей, оставшихся в Вятской губернии, был сформированОмутнинский уезд с центром в городе Омутнинск.

Декретом от 8 декабря 1921 года было утверждено новое административно-территориальное деление Вотской АО. Область была разделена на 5 уездов, из состава Глазовского уезда выделен Дебёсский уезд(который просуществовал до 1923 года). В 1924 году проводится очередная реформа, по укрупнению волостей и сельсоветов, по результатам которой в составе Глазовского уезда осталось 15 волостей: Балезинская, Глазовская, Дебёсская, Ежевская, Зуринская, Курьинская, Лыпская, Поломская, Понинская, Пудемская, Святогорская, Уканская, Юкаменская, Юсовская и Ягошурская

В 1927 — 1929 годах в СССР проводилась административно-территориальная реформа с заменой губерний, уездов и волостей на края или области, округа и районы. В регионах проходило районирование. На основе решений съезда 11 июня 1929 года облисполком Вотской автономной области принял постановление об упразднении уездно-волостного деления и введении с 1 августа 1929 года районов, по которому территория ВАО была разделена на 21 район.

Информация о работе Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области