Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ костюмного комплекса удмуртов, установление связи между культурой и костюмом удмуртов. В своей работе хотелось бы проанализировать и охарактеризовать особенности удмуртов, населяющих Кировскую область, изучить женский, мужской и детский варианты костюмов, выявить отличия между костюмными комплексами удмуртов, проживающих на разных территориях ( в данном случае это Удмуртия и Кировская область).
Задача работы заключается в изучении костюмного комплекса удмуртов Кировской области, подробное его описание, выяснение функций, которые костюм выполняет в жизни людей. А так же хотелось бы обратить внимание на орнамент,который чаще всего встречается в той или иной местности.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФнов.docx

— 3.42 Мб (Скачать файл)

Современная Удмуртская Республика вобрала в себя почти всю территорию Сарапульского уезда, большую часть  Глазовского, меньшие части Елабужского, Малмыжского и Омутнинского уездов Вятской губернии.       Вятская губерния была образована в 1796 г. 

В 1899 г. Камская волость  и село Галево перешли от Пермской губернии к Вятской губернии. 

Закамские земли нынешней Удмуртской Республики входили в Осинский уезд Пермской губернии и частично в Бирский уезд Уфимской губернии.

В 1921 году из этих территорий была создана Вотская , с 1932 Удмуртская автономная область, позже УАССР, УР.В Вятской губернии  за всю историю удмурты не составляли большинство: в 1888 г. - их насчитывалось 11,9%. Наивысший же показатель - по Глазовскому уезду - составил тогда лишь 39%.  

Вятская губерня была создана  по Именному указу императрицы Екатерины II  об учреждении Вятского наместничества из 13 уездов 11 сентября 1780 г. 

      Уезды  Вятской губернии:

1.Вятский

2.Слободской

3. Кайгородский

4.Котельничский

5. Уржумский

6. Орловский на Вотке

7. Яранский

8. Царевосанчурский

9. Глазовский

10. Елабужский

11. Малмыжский

12. Сарапульский

13. Нолинский  

      Город Хлынов, переименовать Вяткой, быть губернским.

В книге Ивановой говорится: «Другим районом локализации удмуртов была территория бассейна р. Вятки. На это указывают исторические, этнографические и лингвистические данные. На основе исторических преданий можно определить, что здесь жило племя Ватка. Известно, что на месте нынешнего г. Кирова было родовое святилище удмуртов. Переписи XVII в. на территории верхней Вятки отмечают значительное количество удмуртских населённых пунктов. И в настоящее время в ряде районов Кировской области проживают удмурты, объединяемые в Слободскую группу. Со средней Вяткой исследователи связывают историю многих родовых групп ( Поска, Побья, Сюра, Чабъя и др. ). Современные удмурты, причисляющие себя к этим родам, утверждают, что они переселились на среднюю Чепцу из Слободского уездаю Удмуртский пласт топонимов встречается на всей территории Кировской области, но наиболее плотен он на средней Вятке, в районе городов Кирова и Слободского.»2

Таким образом, можно сделать  вывод, что современная Кировская  область является в какой-то степени  родиной удмуртов. Здесь располагались  первые поселения народов, близких  к удмуртам, формировались первые общины, а затем и объединения  с централизованной властью. Поэтому не удивительно, что в области так много населённых пунктов, коренное население которых составляют удмурты. Особое внимание хотелось бы уделить Глазовскому уезду (ныне – Глазовский район удмуртской республики). Именно его часть долго просуществовала в составе Вятской губернии.

Что такое костюм?

Есть несколько точек  зрений, которые объясняют что  такое костюм.

В толковых словарях можно  встретится с огромным количеством  истолкования этого термина. Так, например, в словаре Даля говорится что костюм – это «отличительная одежда, театральная, маскарадная и пр. Костюмировать кого, одевать, рядить, наряжать в какую особенную одежду известного века, народа и пр. -ся, наряжаться как-либо особ.; маскироваться, окручаться. Костюмированье ср. действ. по знач. глаг. костюмировка ж. об. действ. же и самое исполненье его, наряд. Костюмировщик, костюмер м. кто занимается одеваньем, наряжаньем актеров и пр. театральный портной, уборщик. Костюмный класс, где пишут или рисуют, с живых людей, в разных одеждах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

КОСТЮМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УДМУРТОВ

2.1 Женский костюмный комплекс.

Удмуртские женщины очень  трудолюбивы, во-первых это связано  с климатом, в условиях которого проживали удмурты – короткое лето, суровая, снежная долгая зима, мужчины часто находились на охоте, занимались добычей. А на женщин возлагались все остальные обязанности. Так, Л.С.Христолюбова отмечает: «опираясь на различные источники, Г.К. Шкляев аргументировано утверждает, что в XIV-XVII вв. определяющую роль в развитии удмуртского этноса играла женщина, так как ей принадлежала определяющая роль в земледелии. Позднее, с ослаблением в хозяйстве роли охоты, в земледелии утвердились мужчины»3. Это говорит о том, что женщина изначально играла очень важную роль в обществе удмуртов. Женщины вели хозяйство, поддерживали очаг, воспитывали детей, ухаживали за стариками и больными. Изготовление одежды тоже возлагалось на их хрупкие плечи. Женщины, в чьи обязанности входили уход за домом и детьми, огородом и скотом, приготовление пищи и самогона (кумышки), составлявшего предмет особой заботы женщин, не освобождались и от работы в поле, особенно в период сенокоса и уборки урожая. «Практически круглый год женщины занимались изготовлением одежды, включая обработку конопли и льна, производство волокна и пряжи, тканьё холстов и толстых сукон, отбеливание холстов, вышивка и пошив одежды».4 Но в каждом отдельном обществе удмуртов существовали особые отличительные черты, элементы и детали, которые отличали бы их от других удмуртов. По таким признакам костюмные комплексы делятся на несколько групп.

Если в самой Удмуртии костюмные комплексы делятся  на Северный и южные, то в Кировской  области деление отличается. В  книге С.Х. Лебедевой выделяются нижнечепецкий (слободской и косинский варианты) и верхнечепецкий костюмные комплексы.

Сначала рассмотрим косинский  вариант нижнечепецкого костюмного комплекса.(см. приложения фото 1) Этот тип костюма распространён в основном в Унинском, Фалёнском, Богородском, Зуевском районах Кировской области. То есть на той территории, которая в прошлом принадлежала Глазовскому уезду Вятской губернии. Эта территория является бассейном реки Косы.

«Костюм состоит из рубахи (дэрем) и кафтана. Рубаха имеет туникообразный покрой, есть грудной разрез справа, на рукаве располпгпется продольная или поперечная вышивка. Чтобы скроить такую рубаху брали одно цельное длинное полотнище на спинку и перед. Распашной кафтан, так же, как и рубаха , был туникообразного покроя, его воротник у косинских удмуртов бывает отложной и комбинированный сложный. Подол, края воротника, плечи, полы кафтана украшаются вышивкой в технике косой стежок. На рубахах и распашных кафтанах вышивку, выполненную шерстяными или шёлковыми нитями, всегда сопровождают пришитые полосы, или из кумача или из сатина, или из красной шёлковой ленты.»5

На ноги надевались чулки  из домотканины (чуглэс). Чулки в представлении удмуртов выполняли защитную функцию. Так например считалось что Инмар (добрый Бог создатель) живёт на небе и правит там. А Керемет (злой бог-демиург, творец зла) – на земле. Поэтому чулки являлись защитой человека от нечисти, населяющей землю. Так же на ноги надевались либо лыковые лапти (кут) либо валенки (гансапег, тодьысапег).

Ну и конечно же какая  женщина может обойтись без украшений?  Среди женщин были распространены стеклянные бусы. Шейные украшения назывались «сильвесь», «коньдонвесь», «гырпиньвесь». Так же популярностью пользовались серёжки – угы, угыкал. Кроме того женский набор украшений включает в себя браслеты «поскес», перстни «зындэс». Украшения так же как и одежда выполняли не только эстетическую функцию, но и защитную – удмурты верили, что подвески, серёжки, браслеты оберегают человека от злых духов. Например, нагрудное украшение муресазь охранял женщину от злых духов, а так же показывал её  материальное положение – по количеству монет на нём можно было сделать вывод о доходах семьи этой женщины.

В целом, по костюму можно  было многое узнать о его хозяине. Как правило, по определённым элементам костюма можно было рассказать о социальном, материальном положении его хозяина, о возрасте человека.

Исходя из возраста, костюм удмуртских женщин делился на девичий, свадебный и женский. В книге  Лебедевой описаны девичий костюм и свадебный костюм невесты: «1. Девичий (ныл диськут). Он включает в себя рубаху, распашной кафтан, фартук, поясное полотенце, головной убор шапочка «такъя». Для девичьей рубахи, распашного кафтана и фартука ткали специальное полотно, в нём сочетается красно-белая поперечнополосатая домотканина с однотонной белой.

2. Свадебный костюм невесты  (быдз;ым дуськыт, зо:к дуськыт,  зо:к кумач поннем – одежда  с большим количеством кумача. (см. приложения фото 2)

Рубаха «гордэн» - вдоль  всего рукава рубахи вышивка, выполненная  красным шёлком – сырцомв технике  шов назад иголкой с перевивом. Вышивка плотная, практически без  просветов белой домотканины,  узор ромбовидный, название рубаха получила по цвету нитей.

Распашной кафтан с отложным воротником, вдоль всего кафтана  нашиты 12 или 13 полос красной шёлковой или сатиновой ленты, на более  древних кафтанах эти полосы холщёвые. Как и на рукавах, рядом с ними полосы вышивки зелёными шерстяными или шёлковыми нитями.

Свадебный нагрудник прямоугольной  формы, все его стороны обшиты кумачом. Восьмилучевая розетка  – основной узор свадебного нагрудника.

Отдельную домотканину ткали  для головного полотенца. Основная часть полотенца – белое полотно, на концах красно-белая поперечнополосатая домотканина. На узких и широких  просветах белой домотканины  располагается вышивка, выполненная  в технике счетной двусторонней глади красным шёлком-сырцом с  небольшим включением зелёного, жёлтого  и синего цветов. К концам полотенец  пришиты тряпичные кисти.

Свадебную одежду дополняют поясное полотенцеи украшения».6 Здесь подробно описан свадебный костюм.

Девочек же отличало то, что  на голове они носили специальную  шапочку – такъю. Девичий костюм в Кировской области тоже можно рассматривать с двух позиций. Есть два его варианта: слободской и косинский.

Косинский вариант костюма  характеризуется наличием рубахи с  вышитым углом ворота. На её нагрудной  части нашит красный треугольник, который подобен пятиугольнику, нижний его угол обрамлён зелёным  кантом. По центру такой фигуры пришивалась  пуговица с маленькой кисточкой  из фиолетовых шерстяных ниток. Нагрудное  украшение на девичьей рубахе называлось «гадь». В слободском варианте девичьей одежды нарукавная вышивка называется «калтырмач», именно в этом она схожа  с унинским костюмом.

Но наиболее полно девичий  костюм представлен в косинском  костюмном комплексе. В учебнике «История и культура Вятского края»  говорится: « Он состоял из рубахи и халата, аналогичных женским  по покрою, не отличающихся по украшениям. Во-первых, некоторые детали халата выполнялись из полосатого холста. Это нагрудная часть полочек, верх рукавов и подол. Полосы были узкие, красные, «вытыкались» в процессе изготовления белого холста. У рубахи полосатый холст использовался на рукавах. Кроме того, в косинском костюмном комплексе нагрудное оформление девичьих рубах отличалось от слободского. Оно представляло собой более узкий треугольник из полосок красной материи, но по низу их имелась вышивка мелких «коньков» шёлком и зелёно-жёлто-красно-чёрная окантовка».7

Как уже было сказано, важной частью девичьего костюма являлась шапочка «такъя» (см.приложения фото 9). Это головной убор сферической формы, обычно красного цвета или серого. «На ней в налобной части пришиты металлические бляшки, разноцветные пуговицы на розовой полосе, ниже – ряды из тех же бляшек и по самому краю – жёлтые и красные крупные бусины. В данном виде, как и в позднем слободском варианте, есть горизонтальная контрастная нашивка, в то время как на ранних образцах она отсутствует. Поверх такьи надевался платок, концы его просто перекрещивались под подбородком и завязывались сзади на шее. Отмечается целая серия вариантов такьи: в 10-12 лет носили круглую такью, в 14-15 лет – продолговатую такью, невеста на свадьбе надевала две эти такьи сразу, богатые девушки носили «богатую такью, а подруга невесты – парчовую, молодуха – «кривую, косую такью с платком» (Лебедева, Атаманов, 1987; 132)». 8

Теперь рассмотрим  слободской вариант женского нижнечепецкого костюмного комплекса (см. приложения фото3). Территорией распространения данного костюмного комплекса являлся Слободской уезд Вятской губернии, сегодня это Слободской район Кировской области.

Костюм этой группы удмуртов  так же состоит из распашного кафтана, который называется шортдэрем, рубахи, и дополняют костюм вышитый нагрудник  кабачи,фартук – айшет, пояс – кускерттон, головное полотенце – весяккышет, шёлковый платок – дарали и красный  небольшой платок. Одежда имеет некоторые  отличительные черты в крое, оформлении, манере ношения кафтана и рубахи.

Как уже было сказано, если у косинских удмуртов рубаха с  щелевидным вырезом и грудным  разрезом справа, то у слободских удмуртов рубаха с треугольным вырезом.

Ещё одним вариантом костюмного комплекса в кировской области  является Верхнечепецкий костюмный  комплекс (см. приложения фото4,5). Территория его распространения – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской  губернии.На данный момент это полностью  территория Удмуртской республики, а  именно Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебёсский районы. 

Коллекции такой одежды можно  увидеть в музее имени Кузебая  Герда в Ижевске. Женская одежда делится на летнюю и зимнюю. Летняя одежда состоит из кафтана и рубахи, их дополняют фартук без грудки и  нагрудник. Рукава рубашки с узорами, выполненными в технике бранного качества ( зеркальность изображения и расцветка – красным по белому). По причине такого оформления рубаха получает название «пестросаес». Шейный вырез рубахи овальный. «Поверх рубахи на грудь под распашной кафтан надевали аппликативный нагрудник муресазь – это холст прямоугольной формы, на него нашиты квадратной или ромбовидной формы кусочки фабричной ткани, среди них много кумача, в центре иногда присутствует вышивка разноцветными нитями в технике простой крест».9 На голову повязывали треугольный платок (куинь сэрего дэра кышет).

Информация о работе Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области