Укрепление военно-оперативного руководства партизанским и подпольным движением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:50, реферат

Краткое описание

Партизанское движение во время Великой Отечественной войны развивалось на оккупированной германскими войсками территории СССР. Основные задачи партизанского движения были изложены в Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. и Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск». Стратегическое руководство осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования через Центральный штаб партизанского движения. Центральному штабу были подчинены в оперативном отношении республиканские и областные штабы партизанского движения, которые возглавляли секретари или члены ЦК компартий республик, крайкомов и обкомов. Штабы партизанского движения подчинялись также Военным советам соответствующих фронтов.

Содержание

Создание Центрального и Белорусского штабов партизанского движения.
Операция “Рельсовая война” в Беларуси и ее оперативно-стратегическое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННО-ОПЕРАТИВНОГО РУКОВОДСТВА ПАРТИЗАНСКИМ И ПОДПОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ.docx

— 30.82 Кб (Скачать файл)

Первый этап «рельсовой войны» состоялся 3 августа - 19 сентября 1943 г. во время контрнаступления советских войск под Курском. В операции участвовали партизаны Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, России. Около 74 тыс. белорусских партизан наносили уничтожающие удары по вражеским железнодорожным коммуникациям. В первую же ночь три действовавшие в полосе Волховского фронта бригады вывели из строя 1032 рельса. На Витебской дороге между станциями Чолово и Торковичи отряды 11-й бригады взорвали 436 рельсов. Около станции Плюсса Варшавской железной дороги отряды 5-й бригады уничтожили 286 рельсов. А отряды 2-й бригады в районе Заречья взорвали мост и 310 рельсов. Результаты первого удара и дальнейших диверсионных действий в течение августа оказали значительное влияние на работу железных дорог, однако полностью парализовать движение не удалось. Мощный удар по железнодорожным линиям был неожиданным для врага, который в течение некоторого времени не мог организованно противодействовать партизанам. За это время партизаны взорвали более 120 тыс. рельсов, пустили под откос 833 вражеских эшелона и 3 бронепоезда, разрушили 184 железнодорожных и 556 других мостов, вывели из строя водонапорные сети на 8 станциях. Массовое нарушение вражеских коммуникаций значительно затруднило перегруппировки отступающих войск противника, осложнило их снабжение и тем самым содействовало успешному наступлению Красной Армии.

Второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт» проводился с 19 сентября до ноября 1943 г. В ходе этой операции на железнодорожных коммуникациях диверсионные действия партизан в большей степени были нацелены на вывод из строя подвижного железнодорожного состава противника. Одновременно в течение сентября - ноября 1943 года по плану ЦШПД проводилась специальная операция "Пустыня" по разрушению системы водоснабжения на железнодорожных коммуникациях. В результате операции было выведено из строя 43 водокачки. Было уничтожено около 90 тыс. рельсов, 1041 эшелон, 72 железнодорожных моста, однако значительное снижение боевых возможностей по совершению диверсий из-за недостатка минно-взрывных средств не позволило партизанским формированиям парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.

Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г., накануне Белорусской наступательной операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Беларуси. Было уничтожено 61 тыс. рельсов, 8 железнодорожных мостов.

В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных  путей выходили не отдельные диверсионные группы, а все отряды и бригады. В результате германские поставки для фронта, перевозки по железной дороге живой силы, боевой техники и материальных средств сократились на 40%. Важно подчеркнуть, что в «рельсовой войне» активное участие принимало и мирное население.

Всего же за время проведения «рельсовой войны» партизаны уничтожили или повредили 211 тыс. рельсов, 2171 эшелон, 6 бронепоездов, 32 водонапорные башни, 295 железнодорожных мостов. Партизанские диверсии на железной дороге, проводимые в период крупных армейских наступательных операций, имели большое значение в их успешном осуществлении.

 

Литература

 

1. Вялікая Айчынная вайна  савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны): Вучэб. дапам. для студэнтаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне вышэйш. адукацыі / А. А. Каваленя, У. І. Лемяшонак, Б. Дз. Далгатовіч і інш.; Пад рэд. А. А. Кавалені, М. С. Сташкевіча. – Мінск, 2004. – С. 134 – 164.

2. Новік, Я. К. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны): Курс лекцый / Я. К. Новік, Н. Я. Новік. – Мінск, 2006. – С. 117 – 134.

3. war1941.ru

4. www.zavtrasessiya.com

5. www.nnre.ru/istorija/sovetskie_partizany_legenda_i_deistvitelnost_1941_1944


Информация о работе Укрепление военно-оперативного руководства партизанским и подпольным движением