Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 18:44, курсовая работа
Цель данной работы - изучить Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.
Названная цель исследования определила разработку и решение следующих задач:
- дать общую характеристику российскому государству и праву первой
половины 19 века;
- рассмотреть уголовное право России по уложению 1845г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ …………………………………5
УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ 1845 Г. ……………………………………………………………………………. .8
2.1 КОДИФИКАЦИЯ ПРАВА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА………………. .8
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО ПРАВА ПО УЛОЖЕНИЮ 1845 г . …………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….. 32
Глава четвертая (статьи 159-181) рассматривает вопросы о смягчении наказания, об отмене наказания, о порядке возмещения убытков, о помиловании. Статья 157 дает право суду смягчить наказание, то есть выйти за низший предел показания, установленный законом, и приводит примерный перечень оснований для этого. Однако такое решение суда не является окончательным, оно подлежит санкционированию на весьма высоком уровне -вплоть до царя (статья 159).
Глава пятая (статьи 173-181) определяет пределы действия Уложения не только в пространстве, но и по кругу лиц (некоторые инородцы, военнослужащие, иностранцы).
В особенной части Уложения (особенная часть содержит определения конкретных видов преступлений и проступков, устанавливает наказания за их совершение. Особенная часть Уложения о наказаниях уголовных и
7 Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российского государства. М., 1995.
исправительных занимала разделы со второго по двенадцатый) наиболее существенной переработке, по сравнению с предыдущим законодательством, подверглись разделы о преступлениях, направленных против святынь Российской империи: государственной власти, ее верховного носителя, других ее представителей, православной религии и церкви. Изменения были обусловлены реальными событиями 1820-1840 гг. в России (декабристы, восстание в Польше), что еще раз подтверждает наличие тесной связи между действительностью и правом.
Особенная часть Уложения открывалась разделом вторым о преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений. Преступления против веры поставлены на первое место, как и в других актах русского уголовного права ХVП-ХIХ веков. В то время как в Западной Европе число составов религиозных преступлений в XIX в. резко сокращается, в России оно даже возрастает. Так, Кодекс Наполеона (1810 г.) включал только пять статей, посвященных преступлениям против свободы отправления богослужения. Аналогичные статьи содержались в голландском уголовном кодексе. Общегерманский уголовный кодекс 1871 г. содержал лишь три подобных статьи. В том же направлении шло развитие уголовного права и в других европейских странах. В России вместо 37 статей, посвященных преступлениями против веры в томе XV Свода законов Российской империи, в Уложении о наказаниях имеется 81 статья. Несмотря на всю казуистичность норм о религиозных преступлениях, Уложение страдает запутанностью, нелогичностью, а в ряде случаев даже неполнотой.8
Господствовавшая православная религия и Церковь были важной составной частью общественного и государственного строя Российской империи. Лишнее доказательство тому - статьи второго раздела Уложения. Идеологически обосновывая и всячески поддерживая веру в святость и неприкосновенность царской власти и существующих порядков, православие и
История отечественного государства и права: Учебник /Под ред. О.И. Чистякова- М: Бек, 1996.
отчасти другие религии могли рассчитывать на защиту со стороны государства, в том числе уголовно-правовую.
Религиозные преступления имели объектом посягательства на веру как таковую, но религиозные устои государства, права и привилегии христианской Церкви в целом и Русской православной в особенности. Такими устоями были: отсутствие свободы совести; господство Православной церкви, допущение других религий и сект лишь постольку, поскольку они не противоречили ее интересам; запрещение атеистической, а также любой религиозной пропаганды и миссионерства (распространение церковной организацией религиозного вероучения среди иноверцев своей страны - внутренняя миссия или других стран - внешняя миссия), кроме православных; передача Православной церкви ряда государственных функций, в частности, регистрации актов гражданского состояния и суда по некоторым категориям дел; преподавание Закона божьего во всех учебных заведениях.
Поскольку законы Российской империи признавали истинной только христианскую веру, то и охраняли от оскорблений только христианского Бога. Объектами богохульства были именно православные святыни; наказания за такие преступления предусматривались очень суровые - лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы в рудниках (за богохульство в церкви) или на заводах (за то же самое в общественном месте). Аналогичные наказания предусматривались за умышленное убийство. Поношение Аллаха мусульманами, Иеговы (искаженная форма имени бога в иудаизме) евреями, а также любых других богов, кем бы оно ни высказывалось, квалифицировалось как нарушение общественного порядка в молитвенном здании и наказывалось лишь административным арестом.
Раздел третий Уложения о наказаниях посвящен государственным преступлениям. Его составители основывались на соответствующем разделе Свода законов Российской империи, но попытались учесть и опыт организации репрессивных мер против деятелей дворянских революционных организаций (декабристов, польских инсургентов - участников восстания, повстанцев), опыт
политических процессов (в том числе и в Сибири) по делам о просветительской деятельности ссыльных декабристов, по делам о побегах и нарушениях режима ссылки. Имелись в виду и другие формы борьбы с властью, характерные для первой половины XIX в., в том числе связанные с заметным оживлением идейной жизни русского общества, обозначившие такие течения и направления русской общественно-политической мысли, как охранительное, либерально-оппозиционное, революционно-демократическое, деятельностью А.И. Герцена.
Отчеты Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии свидетельствовали, что наибольшую угрозу правительство видело в активизации деятельности передовых журналов («Отечественные записки», «Современник»), в возрастании студенческого, кружкового и национально-освободительного движения, хотя, по мнению Третьего отделения, эти действия затрагивали лишь незначительные слои общества. Эта оценка в целом совпадала с реальной общественно-политической ситуацией в России первой половины XIX в. (на такие преступления приходилось меньше 5 %). Тем не менее именно данный раздел в последующих редакциях Уложения о наказаниях (особенно 1885 г.) был пополнен новыми статьями, а затем заменен главами нового Уголовного уложения 1903 г., более полно объединившего в них составы государственных преступлений, что было связано с появлением множества новых форм протеста против существующего режима.9
Составители Уложения о наказаниях попытались объединить все государственные преступления в один раздел. В полной мере им это не удалось. Некоторые из составов государственных преступлений содержались в разделе четвертом, например, статья 333 об ответственности за истребление и повреждение пограничных знаков для передачи земли иностранному государству и статья 347 об ответственности основателей и руководителей тайных обществ; в разделе пятом- статья 455, предусматривающая ответственность за намеренное открытие государственных тайн иностранным
9 История отечественного государства и права: Учебник /Под ред. О.Й. Чистякова- М: Бек, 1996.
правительствам; в восьмом - статья 1147, предусматривающая ответственность за создание сообщества для преступлений государственных, статья 1158 - за распространение слухов с умыслом, имеющим политически зловредную цель или же явно оскорбительным для верховного правительства, статья 1243 - за изготовление или хранение в большом количестве оружия в целях, противных государственной безопасности, статья 1791 - за случаи явного неповиновения фабричных и заводских людей артельно или толпой, приравниваемые к восстанию против властей.10
Отсутствие четкой квалификации некоторых составов преступлений как государственных мешало царскому правительству и его регрессивному аппарату в полной мере использовать весь арсенал судебных мер, применить особый порядок судопроизводства, предусмотренный для так называемой политической преступности. Это стало особенно заметно в период подготовки и проведения судебной реформы 1864 г., четко определившей подсудность дел и порядок следствия и судопроизводства по делам о государственных преступлениях.
В качестве наказания за государственные преступления Уложение о наказаниях 1845 г. применяло в основном самые тяжкие меры. Наказывались все участвовавшие в злоумышлении или преступном действии (статья 265). Степень соучастия не учитывалась: наказывались и те, которые, знав и имея возможность донести о злоумышлении, не исполнили сей обязанности (статья 266). Виновные подвергались лишению всех прав состояния и смертной казни (статья 263), лишению всех прав состояния и каторжным работам на разные сроки (статья 274) или ссылке в отдаленнейшие места Сибири (статья 278), а для лиц, изъятых от наказаний телесных, - наказанию плетьми с наложением клейм (статья 273). Последние из указанных мер наказания были связаны с последующим (после окончания срока) правопоражением. Восстановление сословных прав и снятие полицейского надзора было возможно лишь исключительно по воле императора. Статья 277 разрешала в качестве
Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций, 2-е изд., перераб и доп. - М: Юрист, 1994.
дополнительного наказания конфискацию всего родового и благоприобретенного виновным имущества, на основании установляемых в то время для сего подробных правил: по законодательству России того времени (Свод законов Российской империи, том X, статья 243), имуществом родовым считалось полученное по праву законного наследования, полученное по завещанию, но родственником, имевшим право законного наследника, купленное у родственников, получивших имущество по наследству. Благоприобретенным (статья 241) считалось выслуженное или пожалованное имущество, полученное в результате купли, дарения и т. п.
Уложение о наказаниях, как и прежнее законодательство, фактически предусматривало кары (лишение всех прав состояния и смертная казнь) за так называемый голый умысел, хотя и в замаскированной форме: злоумышление почитается действительным преступлением, когда виновным сделано словесное или письменное изъявление своих о том мыслей и предположений (статья 264).
По отношению к предыдущему законодательству в Уложении о наказаниях появилась новая статья, карающая виновных в составлении и распространении письменных или печатных сочинений или изображений с целью возбудить неуважение к верховной власти (статья 270).
Уложение о наказаниях усовершенствовало классификацию преступлений и проступков против порядка управления. Они изложены в четвертом разделе, однако раздел объединяет самые разные по значимости и опасности преступления: от нарушения толпою порядка в общественном месте и срывания объявлений местных властей (статья 284), до создания тайных обществ, имеющих вредную для спокойствия или целости государства или противную установленным законом образу и порядку правления цель (статья 347). Система расположения материала лишена достаточной четкости. Важная с точки зрения законодательства глава (глава шестая четвертого раздела) об ответственности за создание противоправительственных обществ дана не в начале раздела, а после главы о похищении документов и прочего из присутственных мест (глава четвертая четвертого раздела). Исследователи
законодательства и судебной практики отмечали казуальность, сложность и запутанность четвертого раздела, противоречивость его норм, несоразмерность санкций тяжести содеянного.11
В разделе определяются наказания за массовые беспорядки. Для зачинщиков и подстрекателей - это лишение всех прав состояния и каторга (статья 284). Для других участников наказания несколько мягче. Разница в наказаниях довольно существенная. Казуальность, нечеткость формулировок закона давала судебно-административным органам широкие возможности выбора той или иной репрессии. Уложение о наказаниях приравнивает к восстанию против властей и всякое выступление крепостных крестьян против помещиков (статья 288), а государственных крестьян за ослушание, непокорность, упорство и неисполнение распоряжений волостного и сельского начальства (статья 295).
Значительно расширено число составов преступлений против различных представителей административно-полицейского аппарата (глава вторая четвертого раздела), что связано с его ростом и усилением влияния. Если ранее законодательству были известны лишь некоторые составы преступлений -подделка печатей письменных актов, срывание, порча, уничтожение правительственных указов и распоряжений, то Уложение о наказаниях, как тяжкое преступление против порядка управления, рассматривало повреждение гербов и официальных надписей, памятников (статьи 302, 303). Особый состав преступления - срыв и истребление объявлений местного начальства и полиции (статья 304).
Статьи 305-307 наказывали составителей и распространителей писем, сочинений, содержащих оскорбительные суждения относительно действий чиновников различных рангов, недозволенные суждения о постановлениях и действиях правительства. Статьи 309-316 устанавливали ответственность за различные формы оскорблений, нанесенных чиновникам или
Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб и доп. -М.: Юрист, 1994.
правительственным учреждениям. В неповиновении требованиям чиновников и полицейских царизм видел проявление антиправительственных настроений.
Были ужесточены наказания за недозволенное оставление отечества (глава седьмая четвертого раздела). Вопросы въезда и выезда из страны решались Третьим отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярией и Министерством внутренних дел. Недозволенное оставление отечества с поступлением на службу к иностранному правительству или с переходом в иностранное подданство квалифицировалось как тяжкое преступление и наказывалось лишением всех прав состояния и вечным изгнанием за пределы Российской империи (статья 354).12
Статьи третьего и четвертого разделов Уложения о наказаниях не являлись каким-то исключительным новшеством. Они базировались на нормах предыдущего законодательства, прежде всего Артикула воинского 1716 г. и даже Соборного уложения 1649 года. Составителям Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. было присуще традиционное понимание права как инструмента верховной власти, что было анахронизмом в эпоху, когда все настойчивее отстаивалась идея независимости права от политики и его (права) принимать (юридический позитивизм). Идея о правлении закона как нормативном принципе устройства государства и общества позднее ляжет в основу судебной реформы 1864 года.
В пятом разделе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных рассматривались преступления, совершенные должностными лицами. Ряд его статей определял провинившимся не уголовные наказания как таковые, а дисциплинарные взыскания. Субъектом преступлений и проступков являлось должностное лицо. Однако определения самого понятия должностное лицо в Уложении о наказаниях не было. Наряду с термином должностное лицо использовались такие, как виновный, чиновник, лицо, состояние на службе государственной или общественной (статьи 360, 365, 367, 375) и др.
Информация о работе Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.