Участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции;
Цель исследования - особенности использования технического потенциала бронетанковой техники в Берлинской операции.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности формирование бронетранспортного корпуса
2) обосновать значимость участия бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции
3) показать использование и стратегическую маневренность танковых дивизий в Берлинской операции

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1 Основные этапы формирования бронетанковой
дивизии при подготовке к операции……………………………………………..7
Формирование бронетанкового корпуса………………………………….7
1.2. Основные танковые бригады и тактика их формирования………………13
Выводы к главе 1………………………………………………………………...21
Глава 2 Участие бронетанковых и механизированных войск в
Берлинской операции……………………………………………………………23
2.1.Предистория Берлинской операции………………………………….........23
2.2.Танковая дивизия в Берлинской операции………………………………...32
Выводы……………………………………………………………………...........58
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..………….3

ГЛАВА 1 Основные этапы формирования бронетанковой

дивизии при подготовке к операции……………………………………………..7

    1. Формирование бронетанкового корпуса………………………………….7

1.2. Основные танковые бригады и тактика их формирования………………13

Выводы к главе 1………………………………………………………………...21

Глава 2     Участие бронетанковых и механизированных войск в

Берлинской операции……………………………………………………………23

2.1.Предистория Берлинской  операции………………………………….........23

2.2.Танковая дивизия в  Берлинской операции………………………………...32

Выводы……………………………………………………………………...........58

Список литературы………………………………………………………………60

Приложение………………………………………………………………………63

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прошло более четверти века с тех пор, как отгремел гром сражений Великой Отечественной войны. Но интерес к событиям тех грозных лет, память о них не угасают. Так велико их немеркнущее всемирно-историческое значение, так огромна их роль в жизни нашего народа. Особенно дорога советским людям летопись мужества и отваги воинов Красной Армии, массового героизма ее частей и соединений. Быть может, поэтому в связи с исполнившимся в 1972 г. 30-летием сформирования 11-го гвардейского танкового корпуса я как бывший его командир получил большое число писем с просьбой рассказать о славном боевом пути этого соединения. Вопрос поддержания боеспособности танковых соединений и частей уже с первых дней войны приобрел особую остроту. Тяжелые оборонительные бои, вынужденные отходы наших войск сопровождались ощутимыми боевыми потерями бронетанковой техники. Несистематическое техническое обслуживание машин, недостаток подвижных ремонтных средств также вызывали большой выход их из строя по техническим причинам. На увеличение безвозвратных потерь в технике влиял и недостаток эвакуационных средств, в результате чего не только поврежденные, но даже и исправные, но застрявшие в болотах, на реках и других препятствиях танки не эвакуировались и расстреливались артиллерийско-минометным огнем противника. Имевшиеся войсковые ремонтные средства не справлялись даже с производством текущего ремонта танков.

Ремонт техники в танковых войсках в ходе войны приобретал исключительно большое значение. Количество танков, ежегодно требовавших ремонта, по действующей армии определялось десятками тысяч. Потребность в ремонте бронетанковой техники к концу войны возросла в 6 раз по сравнению с 1941 г., а с учетом конструктивных изменений танков в годы войны объем работ по ремонту увеличился в 10 - 12 раз.

Большой выход бронетанковой техники из строя в ходе боевых действий вызывал необходимость осуществления быстрого ремонта машин, получивших боевые повреждения и вышедших из строя по техническим причинам, а, следовательно, и увеличения ремонтных средств в войсках. Поэтому в июле - декабре 1941 г. было сформировано 48 подвижных ремонтных баз (ПРБ) для производства среднего ремонта машин на поле боя. Наряду с этим было дополнительно привлечено для капитального ремонта танков 9 и для ремонта автомобилей 5 стационарных заводов. Были значительно увеличены производственные мощности ремонтных баз НКО за счет разгрузки их от ремонта автомобилей.

В результате проведенных мероприятий ремонтные средства всех звеньев увеличили выпуск машин из ремонта. Так, выпуск из капитального ремонта танков во втором полугодии 1941 г, по сравнению с первым возрос в 1,6, а бронемашин — в 3,13 раза. За этот период было произведено более 6,5 тыс. средних ремонтов танков; 51,1 тыс. средних и более 33 тыс. капитальных ремонтов автомобилей. Увеличение выпуска танков промышленностью в 1942—1943 гг. привело к росту крупных формирований танковых войск (армий и корпусов).

В 1942 г. было выпущено 24 446 танков, в 1943 г. — 24 100, в 1944 г.— 28 952 танка и САУ. В целом за время войны количество танков в нашей армии по сравнению с 1941 г. значительно возросло.

Рост бронетанковой техники в войсках увеличил и выход ее из строя от воздействия различных средств поражения противника. Для ее быстрого восстановления необходимо было организовать и производить ремонт поврежденной бронетанковой техники непосредственно в войсках, что потребовало увеличения количества подвижных ремонтных средств. Для этого постановлением Государственного Комитета Обороны в мае 1942 г. было сформировано: подвижных ремонтных баз - 134, армейских ремонтно-восстановительных батальонов - 31, отдельных ремонтно-восстановительных батальонов - 59. Всего - 224 ремонтные части. Одновременно с этим приказом заместителя Народного комиссара обороны генерала Я. Н. Федоренко было сформировано 56 эвакуационных рот и 56 сборных пунктов аварийных машин. Эти меры предопределили значительный рост выпуска из ремонта бронетанковой техники и автотранспорта. Среднемесячное количество отремонтированной боевой и транспортной техники в 1942 г. возросло по сравнению со вторым полугодием 1941 г. по танкам в 1,4 раза (средний ремонт), по автомобилям — в 2,08, по тракторам - в 2,18, по бронемашинам — в 1,59 и по мотоциклам — в 3,25 раза.

Одним из важнейших правительственных мероприятий было постановление ГКО № ГОКО-2589с от 07.12.1942 г. о создании самостоятельной бронетанковой службы, возглавляемой Главным бронетанковым управлением Красной Армии (ГБТУ КА), подчиненным, вновь созданному Военному совету бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. Эта реформа коснулась и службы восстановления бронетанковой техники, Существовавшее при Главном автобронетанковом управлении ремонтно-эксплуатационное управление было реорганизовано в три управления, два из которых (управление ремонта танков и управление эксплуатации танков) вошли в состав ГБТУ. Таким образом, вопросы эксплуатации и ремонта бронетанковой техники были отделены от вопросов, касающихся автотракторной техники. Они получили полную самостоятельность, и ими стали заниматься соответствующие управления по ремонту и эксплуатации танков ГБТУ Красной Армии.

Объектом исследования выбрана система стратегических и оперативных объединений, оперативно-тактических соединений бронетанковых и механизированных войск, осуществлявших военные действия на территории Берлина в 1945 году.

Предмет исследования - участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции;

Цель исследования - особенности использования технического потенциала бронетанковой техники в Берлинской операции.

Задачи исследования:

1) раскрыть особенности  формирование бронетранспортного  корпуса

2) обосновать значимость  участия бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции

3) показать использование  и стратегическую маневренность  танковых  дивизий в Берлинской  операции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Основные этапы формирования бронетанковой дивизии при подготовке к операции

 

    1. Формирование бронетранспортного корпуса

 

6-й танковый корпус, впоследствии 11-й гвардейский, формировался в  апреле 1942 г. в составе 22, 100, 200-й танковых  и 6-й мотострелковой бригад. Позднее в него вошла и 112-я танковая бригада. Она, как и 22-я танковая, к тому времени уже отличилась в боях под Москвой. Обе эти бригады, будучи в разное время включены в состав корпуса, принесли с собой исключительно ценный боевой опыт и сложившиеся воинские традиции, ставшие как бы фундаментом, на котором строилась вся жизнь корпуса.

 Поэтому, полагаю, целесообразным прежде всего рассказать об их участии в битве за нашу столицу. Тем более, что в те незабываемые, невыразимо трудные дни их личный состав совершил поистине чудеса доблести и геройства. Успешные боевые действия танковых войск в минувшей войне во многом зависели от надежности работы в ходе боевых действий бронетанковой техники как основы их вооружения. Высокая надежность бронетанковой техники при напряженной ее эксплуатации, исключающая выход из строя по техническим причинам в ходе боевых действий, была основным условием и материальной базой успешных боевых действий танковых войск.

Постоянная боевая готовность техники и надежная ее работа при выполнении войсками боевых задач в операциях Великой Отечественной войны во многом зависели от уровня подготовки техники и личного состава к предстоящим боевым действиям, объема и содержания мероприятии по поддержанию машин в технически исправном состоянии, проводимых в войсках в ходе боевых действий. Причем период подготовки к операции (бою) являлся важным этапом подготовки техники к надежной работе в ходе боевых действий.

Продолжительность подготовки танковых армий, танковых и механизированных корпусов к боевым действиям по времени была различной (от 10 - 20 суток до 3 - 4 месяцев).

Объем работ по подготовке машин определялся обычно  наличием  времени,  техническим  состоянием машин, а также сил и средств, для выполнения работ.

При подготовке бронетанковой техники к наступательным операциям производились трудоемкие виды технического обслуживания и, как правило, второй технический осмотр независимо от величины расхода моторесурсов машинами от ранее проведенного технического обслуживания.

Большое внимание уделялось созданию необходимого запаса моторесурсов бронетанковой техники. На танках, имевших запас менее 25 моточасов, менялись двигатели, узлы и детали ходовой части, Так, при подготовке к Висло-Одерской операции только в 11-м гвардейском танковом корпусе было заменено 43 двигателя, а перед Берлинской операцией в соединениях 1-й гвардейской танковой армии были заменены или полностью перебраны гусеничные ленты на всех танках, участвовавших в предыдущих операциях и имевших большой износ ходовой части.

В результате подготовки техники запас моторесурсов танков к началу операций доводился до 100 - 200 моточасов. Так, в 4-й танковой армии перед Висло-Одерской операцией около 79 % всех танков и САУ имели запас моторесурсов от 100 до 200 моточасов.

Исследование опыта эксплуатации бронетанковой техники в ходе боевых действий войск показало, что при несвоевременном проведении технического обслуживания кроме боевых потерь танков имелся значительный выход их из строя по техническим причинам.

Так, например, в конце 1942 г. на Брянском фронте при передвижении 42-го танкового полка из района Залесское в Казанское в результате того, что не было проведено техническое обслуживание машин, вышло из строя по техническим причинам и в бою не участвовало 70 % танков (осталось на маршруте). И 30 % танков вышли из строя по техническим причинам уже в ходе боя. В 1942 г. на Южном фронте в ходе боевых действий в 142-й танковой бригаде из 36 танков по техническим неисправностям вышло из строя 19 машин (около 53 %).

Для обеспечения надежной работы бронетанковой техники в боевой обстановке был проведен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на улучшение эксплуатации машин в войсках, повышение качества их технического обслуживания и совершенствование технических знаний экипажей.

22-я танковая бригада  под командованием подполковника  Ивана Прохоровича Ермакова прибыла  на Западный фронт в один  из самых грозных моментов  битвы под Москвой — в середине  октября 1941 г. Переданная в состав 5-й армии генерала Л. А. Говорова, противостоявшей врагу на можайском направлении, она оказалась здесь как нельзя более кстати. Гитлеровцы только что заняли Можайск и продолжали бешено рваться к Москве. Наши войска, ослабленные в предшествующих боях, героически сдерживали многократно превосходившие силы противника. Но у генерала Говорова уже почти не оставалось резервов. Между тем враг угрожал ударом на восток от Можайска захватить старое шоссе и железную дорогу на Москву.

 Под Можайск и направил  генерал Говоров прибывшую 22-ю  танковую бригаду вместе с  артиллерийскими и инженерными  частями. Они заняли оборону, оседлав  старое шоссе и железную дорогу  на участке к западу от Пушкина  и Денисова.

 Но в последующие  дни враг осуществил крупными  силами прорыв севернее и южнее  Можайска. Особенно резко ухудшилась  обстановка на правом фланге  армии, которому теперь грозило  окружение в районе Аксаково  — Можайск — Вандово. В связи с этим командарм 20 октября отдал приказ на отход от Можайска на рубеж р. Искона — с. Петрищево. Войска отходили с боями, принявшими особенно ожесточенный характер вблизи дороги Можайск — Клементьево, откуда пробивалась из окружения 32-я стрелковая дивизия, и в районе Пушкино — Шаликово — Денисово, где вместе со стрелковыми частями вступила в схватку с противником и 22-я танковая бригада.

 Уже в этом бою  танкисты подполковника И. П. Ермакова  показали высокие образцы мужества  и стойкости. Они также проявили  себя искусными мастерами танкового  боя с атакующим врагом. Так, утром 21 октября командир бригады при  подходе крупных сил противника  к Шаликову поставил в засаду  на западной окраине села танковый  батальон, чьи умелые действия, в  сущности, и решили здесь исход  боя.

 В те дни гитлеровцы, не допускавшие и мысли о  провале своего наступления и  считавшие, что основные силы  защитников Москвы уже разгромлены, вели себя крайне нагло. В частности, их танковые части, не ожидая  серьезного сопротивления, нередко  лезли напролом. При этом их  командование рассчитывало еще  и на «психологический» эффект  такого наступления. Но 21 октября  оно получило весьма ощутимое  доказательство ошибочности этих  своих расчетов.

Информация о работе Участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции