Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 19:31, курсовая работа
Предмет исследования - участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции;
Цель исследования - особенности использования технического потенциала бронетанковой техники в Берлинской операции.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности формирование бронетранспортного корпуса
2) обосновать значимость участия бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции
3) показать использование и стратегическую маневренность танковых дивизий в Берлинской операции
Введение………………………………………………………………..………….3
ГЛАВА 1 Основные этапы формирования бронетанковой
дивизии при подготовке к операции……………………………………………..7
Формирование бронетанкового корпуса………………………………….7
1.2. Основные танковые бригады и тактика их формирования………………13
Выводы к главе 1………………………………………………………………...21
Глава 2 Участие бронетанковых и механизированных войск в
Берлинской операции……………………………………………………………23
2.1.Предистория Берлинской операции………………………………….........23
2.2.Танковая дивизия в Берлинской операции………………………………...32
Выводы……………………………………………………………………...........58
Список литературы…………………………
«1. Стремительно развивать наступление на плечах противника, ночью 17 апреля 1945 г. форсировать р. Шпрее, не дав противнику закрепиться на рубеже р. Шпрее.
2. Смелее маневрировать танками и пехотой вне больших дорог, населенные опорные пункты решительно обходить, не ввязываться в затяжные лобовые бои. Мобилизуйте всех со страстью бить немцев и ломать сопротивление. Стремление только вперед!
Наши войска должны быть в Берлине первыми, они это могут сделать и с честью выполнить приказ Великого Сталина.
3. Подтягивайте артиллерию
и снаряды к р. Шпрее и в
случае сопротивления
В свою очередь, командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков в половине девятого вечера 17 апреля потребовал от 1-й и 2-й гвардейских танковых армий и 9-го отдельного танкового корпуса стремительно продвинуться в район Берлина. Однако из-за упорного сопротивления противника войска фронта только к исходу дня 19 апреля прорвали одерский оборонительный рубеж, открыв путь для развития наступления на Берлин. В памятный майский день 1945 года на тех, кто наблюдал в Берлине парад союзных войск, самое сильное впечатление произвел новый советский танк ИС-3. Не столь известный, как KB, встретившие войну в июне 1941 года, или ИС-2, вернувшиеся спустя три года на западную границу, они стали лучшими, но последними представителями машин этого класса, созданными в 1939—1945 годах.
Их история началась с разработки «Кировца-1» — нового, улучшенного с учетом боевого опыта, тяжелого танка. Его проектированием занимались сотрудники КБ Челябинского Кировского завода во главе с Н. Л. Духовым, отвечавшим за серийное производство, и КБ перспективного проектирования опытного завода, которым руководил Ж. Я. Котин.
Прежде всего, ведущий конструктор новой машины М. Ф. Балжи изучил статью инженер-полковника Завьялова. Тот, исследовав сведения о типичных повреждениях бронетанковой техники, установил наиболее уязвимые места танков. Оказалось, большинство снарядов попадает в переднюю часть башни. Поэтому для «Кировца-1» ее сделали приплюснутой, со скошенными боками, а толщину «лба» довели до 250 мм — своего рода рекорд для серийных машин периода второй мировой войны.
Переднюю часть корпуса, сваренную из трех 120-мм листов, выполнили в форме «щучьего носа», верхней части борта придали обратный наклон, чтобы уместить широкий погон башни. Наклонные же бронелисты в стыке бортов и днища позволили конструкторам сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. Кстати, ящики для инструментов и принадлежностей расставили вдоль танка за фальшбортом так, чтобы они принимали на себя удары кумулятивных зарядов.
На крыше корпуса разместили и люк для механика-водителя. На среднем танке Т-44 это сделали, установив двигатель поперечно и сместив башню к центру. Двигатель тяжелого танка «развернуть» подобным образом не удалось; удлинить корпус, чтобы выкроить место для люка, значило бы пожертвовать маневренностью, сделать его шире мешало требование вписаться в железнодорожные габариты, да и передняя часть превратилась бы в хорошую мишень для артиллеристов. Поэтому раньше на наших тяжелых танках такого люка не было и из подбитых машин механикам-водителям приходилось выбираться через боевое отделение и башню. Выскочить сразу не удавалось, что вело к неоправданным потерям наиболее квалифицированных танкистов — командиры и водители тяжелых машин были, как правило, офицерами. На «Кировце-1» люк для механика поместили между верхним стыком «щучьего носа» и краем башни.
Ознакомившись с проектом и оценив преимущества новой машины, директор Челябинского Кировского завода И. М. Зальцман немедленно открыл финансирование работ и потребовал представить чертежи ровно через месяц. Несмотря на то, что конструкторы были заняты объектом «701» (новым танком), артсамоходами большой мощности, обеспечивали серийное производство, чертежи сдали в срок. Этому помогла унификация деталей. Так, для «Кировца-1», переименованного в ИС-3, заимствовали пушку со спаренным пулеметом у ИС-2 (от курсового пулемета отказались, для зенитного ДШК, размещенного на крыше башни, создали новую турель). Двигатель В-11-ИС-3 представлял собой модификацию В-2ИС, но без инерционного стартера. Крутящий момент от него передавался на ведущие колеса через восьмиступенчатую коробку передач с демультипликатором и планетарные механизмы поворота — такие же, как на ИС-2.
Ходовая часть с шестью опорными и тремя поддерживающими цельнометаллическими катками на борт и торсионной подвеской в доработке не нуждались, зато клиренс уменьшили. Гусеницу шириной 650 мы заимствовали от КВ.
В октябре 1944 года ИС-3 отправили в заводской пробег, затем он успешно прошел войсковые испытания на подмосковном полигоне. В конце войны новые тяжелые танки участвовали в Берлинской операции и в боевых действиях против империалистической Японии.
Позже, при длительной эксплуатации в армии, у ИС-3 выявились скрытые дефекты, и в 1948—1952 годах танки модернизировали. В частности, увеличили жесткость корпуса, усилили кронштейны крепления двигателя и улучшили уплотнения катков и бортовых передач. Дизель заменили новым, марки В-54К-ИС, с улучшенным воздухофильтром, подогревателем, для механика-водителя ввели прибор ночного видения ТВН-2. С тех пор танк под маркой ИС-ЗМ долгое время состоял на вооружении.
В противовес ему англичане и американцы в 1954 и 1956 годах выпустили 65-ТОННЫЙ «Конкерор» и 57-тонный М-103. Несколько превосходя советский танк в вооружении (120-мм пушка с более высокой, чем у Д-25Т, начальной скоростью снаряда), они уступали ему в бронезащите и оснащались пожароопасными карбюраторными моторами, поглощавшими излишне много топлива, что сказывалось на запасе хода, а значительная масса этих машин ограничивала их скорость 34 км/ч.
Что же касается ИС-3, то, как отметил западногерманский эксперт Зен-гер-унд-Эттерлинг, «рациональная конструкция носовой части корпуса и башни заслуживает самой высокой оценки. Кроме того, этот танк отличается весьма малой высотой. На 1956 год танк ИС-3 сохраняет за собой наилучшее для тяжелой машины сочетание боевых качеств».
Но для конструкторов Челябинского Кировского завода не было секретом, что трансмиссия ИС-3, кинематическую схему которой взяли у КВ-1С, была на пределе возможностей — сказались увеличение веса танка и мощности двигателя. Лучше показала себя планетарная коробка передач, впервые примененная в советском танкостроении на перспективном объекте «701» еще в конце войны. Потом создали «701-2» с 100-мм пушкой и 160-мм броней и «701-6» с пушкой Д-25Т. Последний был одобрен командованием Красной Армии и принят в серийное производство под маркой ИС-4.
Его «лоб» и борта сварили из 160-мм бронеплит. В башне иной конфигурации установили спаренный с пушкой не 7,62-мм, а крупнокалиберный пулемет ДШК. Боекомплект у него был меньше, зато танкисты могли, не тратя снарядов, поражать бронетранспортеры и бронеавтомобили. Второй, зенитный ДШК, находился на турели, на крыше башни[12].
Новый дизель В-12 благодаря впервые примененному на серийной машине центробежному нагнетателю и увеличенной подаче топлива развивал мощность 750 л. с. Обдув радиаторов осуществляли два горизонтальных осевых вентилятора, как у немецких тяжелых танков. Работу водителя 60-тонной машины облегчали планерная трансмиссия с селекторным приводом и механизмы поворота. Из-за возросшего веса ходовую часть дополнили седьмым опорным катком, а гусеницу расширили до 730 мм.
Впервые танк оснастили автоматической системой пожаротушения, срабатывавшей от термодатчиков, размещенных в боевом и силовом отделениях.
Для своего времени ИС-4 был, безусловно, лучшим и сильнейшим танком, правда, его проходимость и маневренность оставляли желать лучшего. Поэтому после выпуска примерно двухсот машин производство ИС-4 прекратили, а большинство изготовленных отправили на Дальний Восток — там, рядом с нашими границами, шла развязанная южнокорейской военщиной при поддержке американских интервентов война в Корее.
Тяжелый танк ИС-4. Рис. М. Петровского
Тяжелый танк ИС-4. Рис. М. Петровского [Увеличить]
Выполняя приказ маршала Конева, войска 1-го Украинского фронта усилили свой натиск, и к исходу дня 17 апреля противник начал отход к р. Шпрее. Командующий фронтом в 3 часа 40 минут 18 апреля направил командующим танковыми армиями директиву следующего содержания:
«Во исполнение приказа Ставки Верховного Главнокомандования приказываю:
Командарму 3 гв. ТА
1. В течение ночи с 17
на 18 апреля форсировать р. Шпрее
и развивать стремительное
2. Командарму 4 гв. ТА
В течение ночи с 17 на 18 апреля форсировать р. Шпрее севернее Шпремберга и развивать стремительное наступление в общем направлении Дребхау, Калау, Даме, Лукенвальде. Задача армии к исходу 20 апреля овладеть районом Белиц, Тройенбритцен, Лукенвальде. В ночь с 20 на 21 апреля 1945 г. овладеть Потсдамом и юго-западной частью Берлина. При повороте армии на Потсдам, район Тройенбритцен обеспечить 5 мк. Вести разведку в направлениях: Зенфтенберг, Финстервалде, Герцберг.
3. На главном направлении
танковым кулаком смелее и
решительнее пробиваться
Пункт 3 приказа довести до сознания командиров корпусов, бригад».
Однако, невзирая на все усилия, к утру 18 апреля выйти на западный берег Шпрее не удалось. Лишь к часу дня передовая бригада 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии вышла к реке и вброд форсировала ее. Вслед за ней переправились главные силы корпуса, а генерал Рыбалко направил сюда 6-й гвардейский танковый корпус, пытавшийся безуспешно форсировать канал Флисс между Нейсе и Шпрее. К рассвету 19 апреля на западный берег Шпрее вышли основные силы 6-го и 7-го гвардейских танковых корпусов и две бригады 9-го механизированного корпуса.
Войска 4-й гвардейской танковой армии 18 апреля также форсировали Шпрее, прорвали третью оборонительную полосу противника и к утру 19 апреля сосредоточились на плацдармах, заняв вместе с 3-й гвардейской танковой армией выгодное положение для наступления на Берлин с юга[13].
Попытки противника силами 21-й танковой дивизии, частью сил 10-й танковой дивизии и 10-й танковой дивизией СС задержать наступление войск 3-й гвардейской танковой армии успеха не имели. Части 6-го гвардейского танкового корпуса генерала В.А. Митрофанова 19 апреля заняли Фетшау и перерезали автостраду Бреслау – Берлин, а 7-й гвардейский танковый корпус обошел с севера Калау. Развивая наступление, 7-й гвардейский танковый корпус к исходу дня 20 апреля занял Куммерсдорф, а 6-й гвардейский танковый корпус вышел в район Цоссена. До Берлина оставалось всего 30 км. Позднее при разборе действий 3-й гвардейской танковой армии в ходе Берлинской операции генерал П.С. Рыбалко досадовал: «Разведка у нас работала плохо. Мы даже не знали, что в Цоссене находилась Ставка германского Генштаба. Две бригады вошли в Цоссен, и Ставка на их глазах ушла из Цоссена. О Цоссене мы узнали от корреспондентов»[6].
Несмотря на, казалось бы, очевидный успех, маршал Конев был недоволен действиями войск 3-й гвардейской танковой армии. В шестом часу вечера 20 апреля он направил генералу Рыбалко следующее распоряжение:
«Опять двигаетесь кишкой. Одна бригада дерется, вся армия стоит. Приказываю: рубеж Барут, Лукенвальде через болото переходить по нескольким маршрутам развернутым боевым порядком. Смелее маневр по преодолению рубежа Барут. Исполнение донести»[18].
Через два часа маршал Конев приказывает командующим 3-й и 4-й гвардейскими танковыми армиями:
«Войска маршала Жукова в 10 км от восточной окраины Берлина. Приказываю обязательно сегодня ночью ворваться в Берлин первыми. Исполнение донести».
Такой же приказ был отдан маршалом Жуковым командующим 1-й и 2-й гвардейскими танковыми армиями.
Генерал Рыбалко, стараясь выполнить приказ командующего фронтом, отдал следующее распоряжение командирам 6-го, 7-го гвардейских танковых и 9-го механизированного корпусов:
«Войска правого соседа находятся в 10 км восточнее Берлина. Приказываю: во что бы то ни стало к утру 21 апреля 1945 г. ворваться в Берлин. Задача по моему приказу от 19 апреля 1945 г. Начало наступления на Берлин в 01.00 21 апреля 1945 г.»[6].
Для наращивания усилий был введен в сражение второй эшелон армии – 9-й механизированный корпус. Однако ворваться в Берлин к утру 21 апреля не удалось. Для преодоления внешнего оборонительного обвода германской столицы войска 3-й гвардейской танковой армии затратили почти сутки. В ночь на 22 апреля части 9-го механизированного корпуса форсировали канал Нотте на подручных средствах, а части 6-го гвардейского танкового корпуса разведали восточнее Цоссена брод и приспособили для переправы железнодорожный мост.
Успешные действия 1-го Украинского фронта вынудили германское командование повернуть против него 12-ю армию, предназначавшуюся для сдерживания американских войск. Она должна была в районе Йютербога соединиться с пробивавшимися на запад войсками немецкой 9-й армии и частью сил 4-й танковой армии. Для нанесения удара по советским соединениям, обходившим Берлин с севера, намечалось использовать армейскую группу обергруппенфюрера СС Ф. Штейнера.
На 1-м Белорусском фронте события развивались следующим образом. 21 апреля части 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой и 47-й армий, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, прорвались на окраины Берлина и завязали сражение в городе. Соединения 8-й гвардейской и 1-й гвардейской танковой армий также вклинились в городской оборонительный обвод.
В пятом часу дня 22 апреля маршал Конев приказывает командующему 3-й гвардейской танковой армией:
Информация о работе Участие бронетанковых и механизированных войск в Берлинской операции