Финикия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски — Цур) — “скала”.

Вложенные файлы: 1 файл

Финикия.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Религия

    Политическая  раздробленность Финикии, так никогда  и не преодоленная, содействовала  тому, что финикийская религия  не знала системы мифов, которая  имела место у вавилонян. Жречество  городов не имело возможности  выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал), “царь города” (Мелькарт), просто “власть” (Молох) или же “бог” (Эль).

    Рядом с богом неба Ваалом стояла его  жена — богиня Астарта (вариант имени  — Аштарт, Ашерат). Наряду

    с богами неба и земли почитался  также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони — “господин мой” или, согласно греческому варианту, — Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии — жена Астарта). Основная тема обширного мифологического эпоса — это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Вместе с культом умирающе-воскресающего бога зарождаются начала религиозной драмы. Один из угаритских текстов можно истолковать как запись подобной драмы религиозного характера.

    В культе Финикии, как и в культах  Палестины и Сирии, достаточно долго  сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно — в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники — македонские военнопленные.

Расцвет финикийских городов

    С ослаблением Египетской державы  Нового царства финикийские государства  — Тир, Сидон, Библ, Арвад и другие — опять становятся самостоятельными. Это были города-государства, большей частью, управлявшиеся царем вместе с советом рабовладельческой знати и духовенства.

    После разрушения Сидона “народами моря”  гегемония перешла к Тиру, который  достиг в это время наибольшего  расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

    Хирам расширил остров, на котором была расположена  основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь  источник с водой, сделал Тир почти  неприступной крепостью для внешнего врага.

    В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

    По  данным, найденным в Угарите, здесь  наряду с царской землей, которая  жаловалась за службу или под условием выполнения повинности, существовала частная собственность на землю  внутри сельской общины. Собственное  сельскохозяйственное производство Финикии, как и в предшествующий период, играло второстепенную роль. Гораздо большее значение имело использование богатств гор Ливана. Ценные породы дерева были важным предметом экспорта. Вывозилась также сирийская шерсть, окрашенная финикийским пурпуром, а с VIII — VII вв. до н.э. — мелкие стеклянные изделия.

    Морская торговля Финикии значительная уже  во время египетского владычества  стала еще больше расширяться  после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

    Финикийцы торговали не только своими товарами, но и перепродавали привозившиеся  из других стран. Предметами торговли были рабы, разнообразные ремесленные изделия, а также продукты сельского хозяйства и скотоводства. Вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных. Вместе с ростом богатств происходит все большее расслоение городов Финикии.

    Финикийцы были особенно известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых  ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

    Исторические  источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О  восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

    Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые  также можно предположительно считать  восстаниями угнетенных масс финикийских  городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

    В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) — финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

    В конце II — начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской  колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился  под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав Персидской державы Ахеменидов.

    Однако  вскоре период полной независимости  финикийских городов приходит к  концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

    С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться  Египет и Вавилония, и финикийские  города-государства попали в зависимость  от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия  была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Финикийская колонизация Средиземноморья

    В первой половине I тысячелетия до н.э. финикийские государства устанавливают  и повсеместно укрепляют свое фактическое могущество и господство на Средиземном море.

    Средиземное море — обширное внутреннее море, которое  находится между тремя крупнейшими  материками Восточного полушария: Европой  — на севере и западе, Азией —  на востоке и Африкой — на юге. Своему географическому положению оно обязано своим названием.

    На  западе Средиземное море через узкий  Гибралтарский пролив соединяется  с Атлантическим океаном. На северо-востоке  его залив — Эгейское море —  сообщается узким Дарданелльским проливом с Мраморным морем, через него и пролив Босфор — с Черным морем, а через Черное море и Керченский пролив — с Азовским морем.

    Длинный и узкий Апеннинский полуостров (Италия) на севере и выступ африканского берега в районе современного Туниса на юге делят Средиземное море на восточную и западную части. Западное Средиземноморье оканчивается Пиренейским полуостровом. В восточной части Средиземного моря господствующее положение занимает Балканский полуостров (Греция), который отделяется от Апеннинского полуострова Ионическим и Адриатическим морями, а от Малой Азии — Эгейским и Мраморными морями.

    На  всем протяжении Средиземного моря разбросаны многочисленные большие и малые  острова. В Западном Средиземноморье  расположены самые большие острова  Корсика и Сардиния, а также Сицилия, которые являются продолжением Апеннинского полуострова.

    У берегов Пиренейского полуострова  расположены Балеарские острова. Балканский полуостров с его изрезанными  берегами окружен многочисленным островным  миром. Изрезанность берегов, обилие заливов и бухт, островов наряду с благоприятными климатическими условиями способствовали раннему развитию мореплавания.

    Благоприятные климатические условия Средиземноморья  способствуют выращиванию самых  разнообразных культурных растений, в том числе различных хлебных злаков и садовых культур. Из садовых культур в древности, как и в настоящее время, повсеместно выращивался виноград и оливковые деревья. Жаркий и влажный климат Средиземноморья, как нельзя лучше способствовал выращиванию этих культур.

    Три-четыре тысячи лет тому назад развитию садоводства способствовало и то, что климат был более влажным, чем сейчас. Средиземноморье в то время изобиловало обширными лесами, которые впоследствии были вырублены.

    Страны  Средиземноморья были богаты полезными  ископаемыми. Еще в древности медную руду получали с островов Кипр и Сардиния и с Пиренейского полуострова (Испания); железную руду из Малой Азии, с острова Эльба и из Испании; серебро добывалось в Малой Азии, Греции, Испании.

    Развитие  производства бронзы требовало добычи олова, и его завозили из Испании или с Британских островов. Прекрасный многоцветный мрамор имелся в Греции и Италии. Во многих местах были большие залежи высококачественной глины, что благоприятствует расцвету гончарного производства.

    Большое значение для Передней Азии имели связи со странами Восточного и Западного Средиземноморья.

    Возрастали  потребности в меди, олове, железе. Для стран Средиземноморья связи  с передовыми областями культуры в Передней Азии имели не меньшее  значение.

    В начале I тысячелетия до н.э. эта связь осуществлялась преимущественно финикийскими мореходами. Не ограничиваясь обменом, они, как уже указывалось, занимались и работорговлей, превращая таким образом побережья Средиземного моря в дополнительный источник, откуда поступали рабы для древних рабовладельческих государств.

    Создание  на Средиземноморских побережьях финикийских  колоний также относится к  этому времени.

    Главной их целью была организация обмена, однако, в некоторых случаях они  преобразовываются в совершенно самостоятельные земледельческие рабовладельческие государства.

    Господствующий  класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился  к тому, чтобы в подчиненных  им городах не скоплялось сразу большого количества “беспокойных элементов”.

    Из  сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость”. Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии — Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Информация о работе Финикия