Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:35, контрольная работа
Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски — Цур) — “скала”.
Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.
Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.
Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.
Большое влияние на финикийскую культуру того времени оказывают религия и мифология. Но изучаются эти области с трудом из-за недостатка источников, а также из-за того, что имена финикийских богов обычно были табуированы, их нельзя было произносить, и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны. Известно, что верховный бог финикийцев назывался Эл, что в переводе означает бог, его супруга — Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги — цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера — Баалцафон, хозяин неба — Баалша-мем, бог солнца (хозяин жара) — Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.
У финикийских городов имелись боги-покровители: у Тира — Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита — Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.
В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф.
В Угарите обнаружены записи древнейших мифов, в том числе о гибели и воскрешении Баала — бога земледелия и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры — воительницы Анат побеждает его.
Другой земледельческий культ бога Адониса (финикийское “адон” или “адун” — господь) связан с мифом о боге, родившемся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.
При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре которой находился алтарь, существовали многочисленные коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями (скота и продуктов земледелия) в исключительно важных случаях, как-то: политических событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности и т.п., верующие приносили в жертву своих малолетних детей.
Общий характер финикийской культуры в I тысячелетии до н.э. остается догматичным на долгие годы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.