Форма государственного устройства в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:28, реферат

Краткое описание

Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 274 млн. человек в 2000 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
1 Конституция США……………………………………………………………….4
2 Законодательная власть по конституции США…………………………..……6
3 Исполнительная власть по конституции США………………………….……..9
4 Судебная власть по конституции США…………………………………..…..11
5 Территориально-политическое устройство……………………………...…..13
6 Местное управление и самоуправление………………………………….…..15
Заключение…………………………………………………………………..……16
Списки использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государственного устройства в Соединённых Штатах Америки.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...……3

1 Конституция США……………………………………………………………….4

2 Законодательная власть по конституции США…………………………..……6

3 Исполнительная власть по конституции США………………………….……..9

4 Судебная власть по конституции США…………………………………..…..11

5 Территориально-политическое  устройство……………………………...…..13

6 Местное управление  и самоуправление………………………………….…..15

Заключение…………………………………………………………………..……16

Списки использованных источников……………………………………..…….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 274 млн. человек в 2000 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

США – федерация  в  составе 50 штатов (48 смежных, а также  Аляска и Гавайи) и федерального столичного округа Колумбия. Глава  государства и правительства – президент, избираемый на 4 года. Законодательный орган – конгресс (Палата представителей и Сенат).

Конституция США - первая в мире писаная конституция, которая оказала влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться идея конституционализма.

Конституция США первая закрепила основы правового государства и поэтому, чтобы разобраться, какие же основные принципы его построения, было бы также целесообразным рассмотреть конституцию этой страны.

 

 

 

ГлаваI. Конституция Соединенных Штатов Америки

 

Конституция США - сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. Слов. Она включает три компонента:

1) Преамбула, которая  не признается судами и американской  доктриной за составную часть  закона, а рассматривается только  с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана. Текст ее таков:

“Мы, народ Соединенных  Штатов, в целях образования более  совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.”

2) Семь статей, обозначенных  римскими цифрами, занимающих  иногда до нескольких страниц.  Большинство статей делятся на  разделы. Статьи главным образом определяют структуру органов государственной власти и регулируют их взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т.е. распределяет компетенцию на федеральном уровне (статьи I - III), между союзом и штатами (статьи I и IV); устанавливают порядок изменения самого основного закона (статья V); содержат разноплановые положения в статье VI, часть из которых утратила силу (о признании США доконституционных долгов), а другие, наоборот, приобрели особое значение (нормы о соотношении внутреннего и международного права). Статья VII  говорит о вступлении в силу самой конституции. Если характеризовать текст, содержащийся в статьях, то можно отметить, что он на первый взгляд кажется простым, логичным, сжатым и небольшим по объему, хотя при более внимательном рассмотрении в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими выражениями, отсутствуют положения о важнейших институтах политической и государственной власти - о конституционном контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, поверхностно характеризуется порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура.

3) 27 поправок, последняя  из которых была принята в  1992 году. Поправки призваны пополнять содержащиеся в Конституции пробелы. Так, первые 10 поправок, носящие название Билль о правах, закрепляют свободу вероисповедания, свободу слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст (например, последовательное преобразование и уточнение порядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента, установленного в ст. II и поправках XII, XX и XXV). Все принятые поправки дописываются к основному тексту, а отмененный текст не устраняется, что затрудняет понимание.

Конституция США относится  к жестким конституциям. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа - Конгресса - либо специальным  конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса  (ст. V).

Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов - обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции) верховный суд США может принять окончательное решение.

 

ГлаваII. Законодательная власть по конституции США

 

Конституция США исходит  из жесткого разделения властей. Статья I  конституции посвящена законодательной власти (конгресс США).

1. Структура и порядок формирования конгресса США.

Конгресс США состоит  из двух палат: Палаты представителей и Сената (разд. 1 ст. I). Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигший 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее 7 лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу (разд. 1 ст. I).

Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по два от каждого  штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года. Для избрания сенатором необходимы 30-летний возраст, состояние в гражданстве США на менее девяти лет, проживание в штате, от которого он избирается (разд. 3 ст. I,  поправка XVII).

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут  быть досрочно отозваны избирателями.  Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период (разд. 6 ст. I). Депутаты не несут ответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское вознаграждение, причем сенаторы меньше, чем члены нижней палаты.

Каждая палата создает  свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует Вице-президент (в период его отсутствия может быть также избран временный председатель из фракции большинства). Спикер определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты, он вправе применять меры взыскания к депутатам. Голосует спикер только при равенстве голосов, когда его голос решающий. Председатель Сената таких полномочий не имеет (разд. 2  ст. I, разд. 3 ст. I).

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др.), постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в Палате Представителей их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в Сенате - 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы).

Особую роль играет комитет  всей палаты. Это означает, что палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комитеты (комиссии). Председатели комитетов занимают этот пост по старшинству пребывания в Конгрессе и имеют право создавать подкомитеты (в настоящее время их более 200), только они выступают от имени подкомитета перед средствами массовой информации.

В обеих палатах Конгресса  имеются партийные фракции большинства  и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.

При Конгрессе действует  множество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.

2. Полномочия Конгресса.

У Конгресса есть общие  полномочия, которые могут быть реализованы  при согласованном решении обеих  палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой с США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, Палата Представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц (разд. 2 ст. I), а Сенат имеет исключительное право осуществления суда в порядке импичмента (разд. 3 ст. I), ратифицирует международные договоры.

Каждая палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерности избрания ее членов, ведет протокол своих заседаний (разд. 5 ст. I).

К числу общих полномочий Конгресса относятся (разд. 8 ст. I):

финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты);

в области экономики (обеспечение  благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.);

в области обороны (обеспечение  обороны США, объявление войны, набор  армии и флота и установление правил управления ими);

в области охраны общественного порядка (создание милиции (“национальной гвардии”) для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей);

издание законов о  приеме в гражданство (натурализации);

создание подчиненных  Верховному суду федеральных судов и др.;

принятие в Союз новых  штатов (разд. 3 ст. IV);

распоряжение территорией  и иной собственностью, принадлежащей  Соединенным Штатам (разд. 3 ст. IV).

Конституцией (разд. 9 ст. I) Конгрессу запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале (смертная казнь без суда и следствия) и с обратной силой - ex post facto - закон, принятый после совершения какого-либо факта или деяния с имеющими обратную силу правовыми последствиями; приостанавливать действие правил habeas corpus (приказы, призванные доставлять одну из сторон процесса в суд или к судье) в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата, не могут учреждаться новые штаты в пределах юрисдикции другого штата (разд. 3 ст. IV) и др.

3. Деятельность Конгресса.

Конгресс работает в  сессионном порядке. Ежегодно созывается сессия, и длится она обычно 7-8 месяцев (с перерывами) и начинается в полдень 3 января (разд. 2  поправка XX).

Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта (билля) обычно вносят в обе палаты члены этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат такого права не имеют.

Законы США подразделяются на публичные (общего характера) и частные (индивидуального действия - это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции, натурализации отдельных лиц и др.).

Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом предоставляется Президенту США. Если он одобряет билль, то он его подписывает, если нет - возвращает со своими возражениями в ту палату, которой он был предложен. Билль пересматривают и после утверждения 2/3 голосов, пересылают в другую палату. Если в другой палате билль будет одобрен 2/3 голосов, то он становится законом. Если билль не будет рассмотрен Президентом в течение 10 дней (не считая воскресных) после того, как он ему представлен, билль становится законом (разд. 7 ст. I). Так принимаются конституционные законы (поправки). Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих палат.

Информация о работе Форма государственного устройства в США