Формирование идеологии самурайского сословия в XVI – XVIII веках Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, дипломная работа

Краткое описание

Весной 1592 года войска некогда могущественного клана Такэда были почти полностью уничтожены. Армия противника в десять раз превосходила силы клана. Предводитель клана сбежал, а его войска были обращены в бегство. Бывший долгое время в немилости воин Цутия Содзо со словами: «Где же теперь те, кто ежедневно произносил храбрые речи?» один вышел на поле боя и погиб в сражении, исход которого был очевиден.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. САМУРАЙСКОЕ СОСЛОВИЕ В XVI – XVIII ВВ. 7
§ 1. Возникновение и становление военного сословия в VIII - XII вв. 7
§ 2. Структура и быт самурайского сословия в XVI – XVIII вв. 17

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVII – XVIII ВВ.
§ 1. «Путь воина», как выражение идеологии самурайского сословия.
§ 2. Идеалы «бусидо» в писаниях японских воинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVI – XVIII ВЕКАХ В ЯПОНИИ.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРАСНОЯРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра всеобщей истории

                                                                                                                                                                                                                        
 
 

ФОРМИРОВАНИЕ  ИДЕОЛОГИИ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVI – XVIII ВЕКАХ В ЯПОНИИ

Дипломная работа

                                                                    Выполнил:

Научный руководитель:

                                                                                                       В.Г. Доцышен

                                                                    Подпись

Красноярск, 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3 

ГЛАВА 1. САМУРАЙСКОЕ  СОСЛОВИЕ В XVI – XVIII ВВ.                          7

§ 1. Возникновение  и становление военного сословия в VIII - XII вв.             7

§ 2. Структура  и быт самурайского сословия в XVI – XVIII вв.                      17 

ГЛАВА  2. ИДЕОЛОГИЯ  САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVII – XVIII   ВВ.                        

§ 1. «Путь воина», как выражение идеологии самурайского сословия.   

§ 2. Идеалы «бусидо» в писаниях японских воинов.                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

 

     Весной 1592 года войска некогда могущественного  клана Такэда были почти полностью уничтожены. Армия противника в десять раз превосходила силы клана. Предводитель клана сбежал, а его войска были обращены в бегство. Бывший долгое время в немилости воин Цутия Содзо со словами: «Где же теперь те, кто ежедневно произносил храбрые речи?» один вышел на поле боя и погиб в сражении, исход которого был очевиден.

     В 1944 году, поздней осенью, лейтенант  военно-морских сил Японии Тэси Харуо, находясь в гарнизоне одного из островов Тихого океана, получил радиосообщение о приближении крупного американского соединения, уничтожавшего все японские гарнизоны на своем пути. Возможность бегства даже не обсуждалась. Лейтенант проверил, безупречно ли выглядит его форма.

     Эти два события призошли в разные эпохи, но имеют одно объяснение –  оба японских воина, средневековый и современный, поступали в соответствии с «бусидо» - неписанным кодексом поведения воина, считающегося некоторыми исследователями концентрированным выражением идеологии японского военного сословия.

     Актуальность  исследования этого явления не угасала, наверно, с тех пор, как доктор философии Инадзо Нинтобэ назвал в своем эссе1 «бусидо» «душой Японии», выделив, таким образом, это понятие в важнейшую категорию национального японского менталитета и характера. Так, например, большое внимание исследованию этого вопроса уделяло Военное ведомство США, во время Второй мировой войны.

     Феномен самурайского сословия, справедливо  считающийся одним из самых известных  и популярных особенностей японской нации, и её культуры, часто привлекал  внимание исследователей разного толка, начиная с серьёзных исследований  известных и получивших широкое признание в научных кругах историков и культурантропологов, и заканчивая популярными работами любителей восточной эстетики и культуры. Идеология самурайства также часто становилась предметом разного рода исследований и трактований.

     Под идеологией здесь понимается система взглядов (философских, нравственных, религиозных), характеризующих какого-либо человека, социальную группу и др.[43]

     Но если одни видели в ней лишь инструмент психологического воздействия и идеологической обработки масс, то другие напротив, с не меньшей горячностью, заявляли о превосходном комплексе установок, направленных на совершенствование духовных и моральных качеств личности.

     Объектом  исследования в данной дипломной  работе является идеология японского  военного сословия (самурайство), предметом  – учение «бусидо» («Путь воина»), выражавшее специфическое мировоззрения  и систему взглядов самурайского сословия, и считающееся неотъемлемой  частью духовной культуры японской нации.

     Цель  моей работы – осветить феномен  идеологии самурайского сословия, посредством  раскрытия понятия «бусидо», и  по возможности, дать представление  о многообразии данного явления. Это основной подход в работе. Поэтому некоторым аспектам явления, например, социально-политическому, дабы не увеличивать проблематики исследуемого вопроса, в работе было  уделено минимум внимания. Так же минимум внимания уделено роли религиозных и философских течений в формировании идеологии сословия.

     В своей работе я ставлю перед собой  задачу постараться, избегая по возможности  крайностей в оценочных суждениях, еще раз осветить историко-культурный феномен идеологии самурайского сословия и учения «бусидо», как  неотъемлемой его части. Я считаю, что если подходить к рассмотрению данного вопроса сугубо с точки зрения исторической науки, то это не даст столь полного представления о рассматриваемом вопросе, поэтому в написании этого диплома использовались также работы и исследования представителей  других дисциплин и наук.

     Одной из групп литературы, использовавшейся в написании дипломной работы, это материалы по культуре и исследования менталитета и национального  характера японской нации.

     К таким работам относятся «Традиционная  японская культура: специфика мировосприятия» Главевой Д.Г., и работа одного из видных представителей американской антропологической школы, профессора Колумбийского университета, Бенедикт Рут (1887-1948)- «Хризантема и меч: модели японской культуры», посвященная исследованию национального менталитета и характера японцев. В основе исследования лежит концепция «моделей культуры», направленная на выявление присущего каждой культуре единства. В качестве центрального момента японского характера и японской культуры, Р. Бенедикт выделяет иерархический принцип, понятия «подобающего места», разворачивающегося как сложная система долга: долга перед императором, родителями, господином и собственным именем. Интересно отметить, что работа над книгой шла во время войны с Японией, а заказчиком работы выступало американское Ведомство военной информации, намеревавшееся найти ключ к пониманию «самого чуждого из всех военных противников» США. Поэтому неудивительно, что в своей работе автор часто обращается к принципам идеологии самурайского сословия, как определяющим факторам боевого духа японцев. К этой же группе можно отнести и работу Спеваковского А.Б. « Религия синто и войны», где автор пытается показать взаимосвязь между синтоисткими культами, поддерживаемые государством, и японским милитаризмом.

      Исследования философии и религии представлены, в основном японскими авторами. Это работы Хироси Н. «История философской мысли Японии», «Религия самураев. Исследования дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии» Нукария К. и «Японская идеология» Тосака Д.

     Литература  по истории Японии представлена работами Дана Ч. «Повседневная жизнь в  старой Японии», дающая представление  о жизни всех сословий японского  общества в период сёгуната Токугава; работами по истории и культуре феодальной Японии Сэнсома Дж. и Диксона В.

     Конечно же самой многочисленной группой, являются работы по истории самого самурайского сословия.

     Среди отечественных авторов, в первую очередь следует отметить работу, на тот момент, кандидата исторических наук Спеваковского А. Б. «Самураи – военное сословие Японии», изданную еще в 1981 году. Как и во всех работах того периода, в ней явно прослеживается влияние советской идеологии и марксистко-ленинскогой трактовки исторического процесса, но  это, в принципе, нисколько не умаляет достоинств этой весьма интересной и информативной работы. Наверно, это одна из первых известных публикаций по истории и культуре самурайского сословия. Из работ советских авторов следует также отметить монографию Искендерова А. А., посвященную личности Тоётоми Хидэёси, и  военно-историческое исследование «Японский милитаризм». Из зарубежных авторов необходимо назвать сотрудника Отдела восточноазиатских исследований Лидсского университета С. Тёрнбулла, автора множества работ, посвященных истории самурайства.    

Среди всей литературы, посвященной данному вопросу, хотелось бы дать не самые лестные характеристике работе профессора истории, заведующему  кафедрой Всеобщей истории Российского  Университета Дружбы Народов, Маслова  А.А., «Дзэн самурая». Работа полна спорных утверждений, странных выводов и суждений. И только наличие в ней использованных источников, сделало её полезной при написании дипломной работы. 

      Источниковой  базой в данной работе, являются, в основном, переведенные на русский  язык труды, авторами которых сами были представителями сословия самураев. Это прежде всего трактаты  «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо (1639 – 1731) и «Будосёсинсю» Юдзана Дайдодзи (1659 – 1719), а также доктора Инадзо Нитобэ, автора знаменитого «Бусидо», эссе о самурайской этике и морали, опубликованной ещё в 1899году, и с тех пор часто используемой исследователями данного вопроса, и считающиеся одними из наиболее авторитетных писаний, посвященных бусидо – свода правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь самураев. Однако стоит сразу оговориться, что бусидо, или Путь воина, никогда не был строго фиксированным сводом правил, а представлял из себя скорее этико-моральное учение, которому самурай старался следовать в течении всей своей жизни. Также используются внутренние правила самурайских кланов и адресованные потомкам наставления, написанные главами династий самураев (какун и юикаи). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. САМУРАЙСКОЕ СОСЛОВИЕ В XVI – XVIII ВВ.

  § 1. Возникновение  и становление  военного сословия в VII – XII вв.  
 
 

     Начало  возникновения самурайства исследователи  относят к VII – VIII вв., и напрямую связывают оформление специфического военного сословия с неудачами в  проводившихся в то время попытках реформирования государственного и  политического устройства страны.

     Приход  к власти 36-го императора Японии Котоку (645 – 650) получил в японской истории  название «переворот Тайка» (девиз  правления Котоку, букв. – «Великая перемена»), и  ознаменовался  поворотом  в организации управления древней  Японии в сторону создания централизованного государства с сильной императорской властью. Идеалом государственного устройства в то время считалось китайское государство династии Тан. Член императорской фамилии, принц Сётоку (593 – 622), отправлявший многочисленные посольства в Китай, разработал к 621 г. разработал для Японии ряд реформ, основанных на китайском учении о государстве. Его идеи и планы, однако, пережили его и были отчасти воплощены в жизнь высокопоставленным придворным по имени Фудзивара Каматари. Он был первым из длинного ряда Фудзивара, оставивших след в японской истории.

     Великие Реформы включали очень сложную  систему преобразований и имели  далеко идущие последствия. В основе их лежало постепенное ослабление патриархальной клановой системы Японии, которая угрожала стабильности императорской власти, и замена ее бюрократической системой, контролируемой императором и построенной по китайской модели.

Переворот и  реформы Тайка оформили возникновение  централизованного государства, обеспеченного  регулярной армией, во главе с наследственным императором. В областях, имевших стратегическое значение (пограничные районы), появились гарнизоны, в которых служили люди, достигшие совершеннолетия (20 лет). Для несения гарнизонной службы на окраинах в мирное время призывалась 1/3 мужского населения страны в возрасте от 20 до 60 лет. Призываемые сводились в отряды, называвшиеся «гундан», т.е. «местные дружины». Охранники назывались «сакимори» («охранители передовых пунктов»). Некоторых из них командировали в Киото для охраны императорских дворцов, их называли «эдзи» («охранные мужи»). 
 В военное время несколько дружин соединялись в армию – «итигун» под командованием воеводы – «сёгуна», три армии в свою очередь сводились в одну большую, управляемую «тайсёгуном» («великий» сёгун), которому император жаловал меч - знак воеводских полномочий. После военных походов войска распускались, их оружие складывалось в амбары. Этим оружием ведало одно из шести учреждённых министерств (военное министерство). Дружинников-самураев, оформившихся затем в сословие воинов, в то время ещё не было. Реформы Тайка установили также поземельные феодальные отношения, носившие форму надельной системы. Основные принципы этой системы были оформлены и зафиксированы в 701 г. В гражданском уложении - кодексе «Тайхо рицурё», или «Тайхорё» (от «Тайхо», буквально «Великое сокровище» - название периода правления императора Момму (701 - 704) и «рё» - кодекс), созданном также по аналогии с законодательством империи Тан [16, С.18]. «Тайхорё» ознаменовал начало закрепощения свободных общинников и складывания феодальных аграрных отношений. Вся земля переставала быть собственностью сельской земледельческой общины, она объявлялась государственной (императорской) собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. 
 Таким образом, вместо общинной собственности на землю утверждалась феодальная; земле юридически была дана экономическая основа уже в феодальном смысле. Каждый крестьянский двор получал пахотную землю соответственно числу членов семьи, считая с шестилетнего возраста. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин». Крестьяне, получившие наделы во временное пользование, не имели права покидать их, так как это могло принести убыток государству. Они должны были платить государству налог зерном и продукцией домашнего производства, выплачиваемый пеньковой одеждой и шёлковой материей, а также отрабатывать в пользу государства и местного управления около 100 дней в году. Кроме того, с введением обязательной воинской повинности каждые 50 дворов (сельский округ) должны были выставлять по одному человеку в регулярную армию, принимая на себя полное его содержание. 
 Наряду с наделами крестьян существовали и наделы господствующего класса. Однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца. Эти привилегированные наделы делились на ранговые, должностные и жалованные, причём последние отдавались в пожизненное пользование, иногда, в зависимости от заслуг, - навечно, иными словами, являлись фактически частными владениями. 
 К привилегированным наделам приписывались государственные крестьяне, которые передавали владельцам земель значительную часть своих доходов. 
 По сути дела многие земельные наделы только формально можно было назвать государственными. Большей частью они продолжали оставаться землями аристократии, которая представляла собой не что иное, как потомков родоплеменной знати дореформенной (до 645 г.) Японии. 
 Постепенное развитие крупного частного хозяйства в последующие века создавало предпосылки для крушения принципа государственной собственности на землю и для распада надельной системы, т.е. вело к распаду реформ Тайка. Представители аристократии, средние даймё и разбогатевшие крестьяне стремились к полному переходу земель в частное владение. Со временем наделы превращались в частные поместья - сёэн. Владельцы поместий (рёсю) становились независимыми и бесконтрольными хозяевами своих владений. Крестьяне, приписанные к землям даймё, также становились собственностью последних, т.е. крепостными. 
 Жестокая эксплуатация, тяжёлое налоговое обложение, многочисленные повинности в пользу даймё и государства и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, переходившее часто в открытое сопротивление. Феодалы прекратили выдавать оружие даже призванным на военную службу крестьянам. В связи с этим уже в 792 г. был издан указ об отмене воинской повинности. 
 Одной из форм протеста крестьян против угнетения были побеги со своих земель. Беглых крестьян, покинувших свои деревни и уходивших бродяжничать, стали называть «ронин», «фуронин» и «футо» (букв.: «бродяга», или «человек-волна»). Позднее термин «ронин» стали применять к самураям, утратившим вассалитет и место в своей организации в силу добровольного ухода из неё, изгнания воина из самурайского клана или роспуска вассалов умершего (убитого) князя. В противоположность им жители, постоянно жившие на одном месте, назывались «донин», или «домин». Все попытки правительства, старавшегося предотвратить бегство крестьян с земли даже силой оружия и содействовать их возвращению, не имели существенных результатов.

Информация о работе Формирование идеологии самурайского сословия в XVI – XVIII веках Японии