Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, дипломная работа
Весной 1592 года войска некогда могущественного клана Такэда были почти полностью уничтожены. Армия противника в десять раз превосходила силы клана. Предводитель клана сбежал, а его войска были обращены в бегство. Бывший долгое время в немилости воин Цутия Содзо со словами: «Где же теперь те, кто ежедневно произносил храбрые речи?» один вышел на поле боя и погиб в сражении, исход которого был очевиден.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМУРАЙСКОЕ СОСЛОВИЕ В XVI – XVIII ВВ. 7
§ 1. Возникновение и становление военного сословия в VIII - XII вв. 7
§ 2. Структура и быт самурайского сословия в XVI – XVIII вв. 17
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVII – XVIII ВВ.
§ 1. «Путь воина», как выражение идеологии самурайского сословия.
§ 2. Идеалы «бусидо» в писаниях японских воинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Обострялась и
борьба за власть. В кругах придворной
аристократии Киото, являвшихся сторонниками
императорской власти, всё чаще поднимались
голоса в поддержку антисёгунского движения.
В этих условиях существование паразитирующего
и всё более деградирующего многочисленного
сословия воинов, предназначенного для
защиты народа (населения княжеств) от
несуществующих бедствий войны (при отсутствии
междоусобных войн), представляло собой
парадоксальное явление.
В мирное время самураи, свободные от своего
основного состояния - войны, направляли
свою энергию и храбрость иногда лишь
на борьбу с пожарами, которые особенно
часто возникали в кварталах столицы сёгуната
Эдо, сплошь состоявших из деревянных
строений. Самураи дежурили на специальных
постах по оповещению о пожарах. Даймё
и высокопоставленные чиновники выезжали
на пожар, как на войну: в полном военном
снаряжении, в шлемах и доспехах. В остальном
самураи, поддерживаемые правительством
и даймё, не занимались никакими полезными
для государства делами, ничего не производили
и являлись лишь потребителями того, что
создавалось трудом крестьян и ремесленников.
Сёгунату и феодальным князьям по мере
развития товарно-денежных отношений
и в связи с экономическими трудностями
всё тяжелее было содержать самурайские
дружины. Даймё, попадавшие в зависимость
к юридически бесправным торговцам, постоянно
сокращали рисовые пайки самураев и вынуждены
были распускать свои мелкие армии.
Самураи, превращавшиеся в ронинов, шли
в города и начинали заниматься делами,
не дозволенными представителям их сословия:
ремеслом, мелкой торговлей, становились
учителями, художниками и т.п. Многие ронины,
не способные к работе в виду своей полной
неподготовленности к практической деятельность
или сословных предрассудков, влачили
жалкое существование, ничем не отличаясь
от низших сословий. Нередко такие люди
принимали участие в крестьянских восстаниях,
иногда возглавляя их, присоединялись
к выступлениям горожан.
Обычным явлением в конце эпохи японского
феодализма стало нарушение феодальных
законов и традиций: продажа воинских
доспехов, оружия и сомой принадлежности
к сословию самураев путём "усыновления"
богатых горожан или женитьбы на купеческих
дочерях.
Ухудшение экономического положения в
феодальных княжествах заставляло военное
дворянство приспособляться к обстановке.
В японской деревне в последние десятилетия
господства сёгунов Токугава постоянно
рос весьма своеобразный социальный слой
- госи, деревенские самураи. Госи объединяли
в себе специфические черты самураев,
юридически относясь к господствующему
классу, и крестьян, так как проживали
в деревнях, имели землю и занимались сельским
хозяйством наряду с крестьянами. Положение
сельских самураев было устойчиво в экономическом
смысле, они выгодно отличались от буси
низших рангов, живших на всё уменьшающиеся
пайки, и ронинов, не получавших извне
никаких средств к существованию. Госи
имели значительно большие, чем у крестьян,
участки земли, что позволяло им сдавать
часть её в аренду. Они не брезговали также
торговлей и ростовщичеством, нередко
скупали крестьянские участки, становясь
вместе с «гоно» - богатыми землевладельцами
- особой разновидностью мелких помещиков,
социальной верхушкой токугавской деревни.
К середине XIX в. процесс разложения
самурайства достиг своей высшей точки.
Система общества, разделявшая население
Японии на привилегированные и низшие
сословия, фактически перестала существовать.
После насильственного «открытия» страны
для внешней торговли с развитыми капиталистическими
странами Европы и Америкой система натурального
хозяйства была почти окончательно разрушена.
Дешёвые иностранные товары наводнили
японский рынок, вызвав тем самым развал
экономики, который отразился на положении
всех слоёв населения. В этих условиях
с ещё большей силой разгорелась борьба
между самурайской оппозицией, в которую
входили и ронины, против токугавского
режима. Самурая и ронины, поддерживаемые
и направляемые представителями промышленной
и торговой буржуазии, выступали под антисёгунскими
лозунгами «изгнания варваров» (иностранцев)
и «почтения к императору». Результатом
этих событий и гражданской войны, последовавшей
за ними (1866 - 1869), было свержение 15-го сёгуна
династии Токугава Ёсинобу (Кэйки) и восстановление
власти императора, которое получило название
в японской истории «Мэйдзи-исин», или
«обновление Мэйдзи».
Утверждение самураев в период средневековья
как господствующего сословия сопровождалось
становлением особой культуры самурайства
(духовной и материальной) или своеобразного
комплекса элементов культуры, характерных
только для сословия воинов, отличных
от культуры аристократического общества.
Еще в период Гэмпэй (конец XII в. ) начало
оформляться мировоззрение служилого
дворянства - своеобразный кодекс самурайской
этики - бусидо, определявшее поведение
воина в обществе. В то же время среди самураев
широкое распространение получило учение
буддийской секты «дзен», которое наряду
с бусидо составило официальную идеологию
сословия.
Деяния самураев обусловили появление
военного эпоса - гунки, жанра средневековой
литературы. При покровительстве военных
домов развился своеобразный на вид танцевальной
оперы - представления средневекового
театра «Но». Постоянные междоусобные
войны способствовали выработке и развитию
военных искусств самураев, совершенствованию
боевого снаряжения и оружия, что в свою
очередь отразилось на прогрессе прикладного
искусства и ремесла, связанного с производством
вооружения буси, их одежды, предметов
обихода и т.п.
Эта культура развивалась на протяжении
всего периода междоусобных войн XII - XVI
столетий, являвшегося как бы классическим
временем формирования сословия самураев.
Основные черты её перешли в новое время
японской истории - эпоху сёгуната Токугава,
где они нашли своё логическое завершение.
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЯ САМУРАЙСКОГО СОСЛОВИЯ В XVII – XVIII ВВ.
§ 1. «Путь воина», как выражение идеологии самурайского сословия.
С утверждением сёгуната Токугавы начинается период длительного, свыше 250-летнего мира. Многочисленное военное сословие, в XVI – XVII вв. составлявшее около 10% от всего населения Японии, остается не у дел, и вместо своего прямого назначения – ведения военных действий и непосредственного в них участия – начинает занимать государственные административные посты и должности в новом правительстве, и заниматься другими невоинскими специальностями. Длительный мир начинает губительно сказываться на морали и боевом духе самураев. Так уже в 1638 году, при подавлении восстания в Симабара, отчетливо проявились признаки упадка, когда 50-тысячная правительственная армия, хорошо вооруженная и, как считалось, хорошо обученная, в течение нескольких месяцев не могла взять штурмом полуразрушенную старую крепость, которую защищали голодные и почти безоружные 37 тысяч повстанцев-христиан, считая женщин и детей. Участились случаи продажи разорившимися самураями своей сословной принадлежности путем усыновления, или женитьбы, на представителях менее высоких, но имущих сословий.
Нет ничего удивительного в том, что идеология самурайского сословия, бусидо – «Путь воина», окончательно формируется именно в эпоху Токугава, в дни мира, когда самураям, привилегированному сословию воинов, уже не приходится сражаться, когда они превратились в государственных служащих, несли гарнизонную службу, либо составляли почетный эскорт влиятельным даймё. С XVII века начинается расцвет различных школ боевых искусств, разрабатывается «кодекс поведения» самурая, появляются многочисленные сочинения, посвященные духовному воспитанию воина. Самые знаменитые из этих призведений – «Будо сёсин сю» Дайдодзи Юдзана и «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо – были написаны одно в конце XVIIв., другое в начале XVIII в. Собственно, примерно в это время и вводится в оборот само понятие «бусидо». Буквально оно означает «путь воина» и впервые появляется в сочинениях Тори Мототада (1539 – 1600). В связи с проблемой ухудшения социального и духовного состояния военного сословия, появились голоса, призывавшие вернуться к воинским идеалам прошлого. Самураям стало необходимо заново обрести себя, свою роль и значение в изменившемся мире. Самурайское сословие стремится как бы оправдать свое существование, рассуждает о нравственном долге воина, которому надлежит быть примером для других сословий. В «век войн» у самураев просто не было времени для подобных рассуждений.
Как же трактуется
понятие «бусидо» в историографии
и самих источниках, и какое
место оно занимает непосредственно
в идеологии сословия?
«Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» - воин, самурай; «до» - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, бусидо - это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс.», - такое толкование понятию дает Спеваковский А.Б. в своей работе «Самураи – военное сословие Японии» [25].
Конечно же бусидо являлось не только морально-этическим учением, оно также фиксировало роль и положение самурайского сословия в феодальном японском обществе.
Одним из первых авторов, попытавшимся в своих произведениях дать социальное обоснование и описание Пути воина (бусидо), стал представитель конфуцианской философской мысли Японии и школы «древней науки» в частности Ямага Соко (1622 – 1685). Вот что говорит о нем самом Нагата Хироси, автор работы «История философской мысли Японии «Соко, который известен главным образом как изучавший военное дело и не оказавший как конфуцианец особого влияния на последующих мыслителей, главные усилия сосредоточил на создании «кодекса самурая» («бусидо») и всю жизнь без устали публично проповедовал свое учение.<…>Небезосновательно утверждение, что благодаря своей концепции «ритуала» Соко считают создателем кодекса «Пути воина» («бусидо»), который основывается на «нормах и законах» «пути господина — пути подданного», т. е. считают идеологом, всесторонне использовавшим конфуцианство в качестве учения о нормах поведения самураев в целях сохранения их сословных привилегий и поддержания существующего порядка в среде самурайства [33, С. 134,138]..».
Итак, как же описывает принципы бусидо Ямага Соко: «Занятие самурая заключается в том, чтобы предаваться размышлениям над своим местом в этой жизни; в том, чтобы верно нести службу своему господину, если он имеет такового; в том, чтобы углублять свою преданность друзьям и, с должным вниманием относясь к собственному положению, посвящать себя прежде всего исполнению своего долга. Но в своей жизни самурай неизбежно вовлечён в исполнение обязанностей, связанных с взаимоотношениями между отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой. Конечно, это является основной моральной обязанностью каждого на этой земле, но крестьяне, ремесленники и торговцы не располагают свободным временем, а поэтому они и не могут постоянно действовать в соответствии с этими обязанностями и служить примером Пути (до). Лишь самурай избавлен от тех хлопот, которые выпадают на долю крестьянина, ремесленника и торговца, и должен занимать себя лишь следованием Пути. И если среди вышеперечисленных трёх групп людей найдётся тот, кто будет выступать против этих моральных принципов, дисциплинированный самурай должен наказать его и тем самым поддержать истинную мораль на земле. Самураю нельзя, зная о военном (бу) и гражданском (бун) началах, не проявлять их. И для этого случая самурай внешне всегда поддерживает себя в состоянии полной готовности выступить на службу по первому зову, а внутренне он стремится осуществить Путь, что существует между господином и слугой, двумя друзьями, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой. В своём сердце он придерживается пути мира, но снаружи он всегда хранит своё оружие готовым к действию. Три класса обычных людей делают его своим наставником и уважают его. Следуя своему наставнику, они становятся способны понять, что является главным, а что второстепенным.
В этом и заключается «Путь воина» — Бусидо, благодаря которому он зарабатывает себе на еду, одежду и жильё и благодаря которому в его сердце приходит умиротворение и он становится способным до конца выплатить по всем своим обязательствам своему господину и воздать должное своим родителям [16, C. 203]»
Бусидо касалось
отношения самураев к социальной феодальной
общности, к людям того или иного класса,
к государству. Содержание бусидо вышло
за рамки прежних традиций родоплеменного
общества - оно включило в себя догмы буддизма
и конфуцианства и имело в своей основе
новые нормы поведения. Постепенно развиваясь,
бусидо превратилось в моральный кодекс
воинов, являющийся в то же время преимущественно
частью различных религиозных учений
(буддизма, конфуцианства и синтоизма
- национальной религии японцев), становилось
также областью философского знания, предметом
этики. Будучи слитым воедино с восточной
философией, бусидо носило характер практического
нравоучения. Самураи считали его методом
совершенствования психической и телесной
гигиены. Бусидо нравственно
осмысляло философское миро учение в целом
и было призвано научить самурая «правильной
жизни» в феодальном японском обществе.
Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение
психики человека, решало вопросы, связанные
с понятием сущности индивидуума, его
роли в окружающем мире, смысла жизни,
добра и зла, нравственных ценностей и
нравственного идеала. Воин, воспитанный
в духе бусидо, должен был чётко сознавать
свой моральный долг, в частности свои
личные обязанности по отношению к сюзерену,
должен был сам оценивать свои действия
и поступки, морально осуждать себя в случае
неправильных действий, нарушения своих
обязанностей и долга. Такое моральное
самоосуждение влекло за собой, как правило,
самоубийство, совершавшееся по определённому
ритуалу путём харакири - вскрытия живота
малым самурайским мечом. Таким образом
самурай смывал кровью бесчестье, позорящее
его.
Бусидо, как способ регулирования поведения
воина, не опиралось непосредственно ни
на какие специальные учреждения, принуждавшие
к соблюдению моральных норм, оно основывалось
на силе убеждения, общественного мнения,
примера, воспитания, традиций и силе нравственного
авторитета отдельных лиц, отмеченных
в средневековой истории Японии. Принципы
бусидо не были объединены в специальный
свод правил и не были изложены ни в одном
литературном памятнике феодальных времён,
однако нашли своё отражение в легендах
и повестях прошлого, рассказывающих о
верности вассала своему феодалу, о презрении
к смерти, мужестве и стойкости самураев.
По указанию Токугава Иэясу в первые же
годы после его прихода к власти было составлено
«Уложение о самурайских родах» («Букэ
сё хатто»), определявшее нормы поведения
самурая на службе и в личной жизни. Вторым
сочинением, посвящённым воспеванию догматов
бусидо, было житийное описание подвигов
князя Такэда Сингэна в двадцати томах,
авторство которого разделили Косака
Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько
позднее появился труд Дайдодзи Юдзана
(1639 - 1730) «Начальные основы воинских искусств»
(«Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли
11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»),
ставшей «священным писанием» буси. Это
любопытное произведение принадлежало
Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом
самураю клана Сага на южном острове Кюсю.
После смерти своего господина, даймё
Набэсима Наосигэ, которому он верно служил
десять лет, Ямамото принял постриг и всю
оставшуюся жизнь посвятил обобщению
догматов самурайской чести.
Бусидо даже нельзя назвать учением в
прямом смысле, это, скорее, одна из форм
выражения феодальной идеологии, её основные
положения и принципы, развивавшиеся из
поколения в поколение в течении длительного
времени. Бусидо это особая мораль, выработанная
сословием воинов, входивших в господствующий
класс Японии, которая представляла собой
систему взглядов, норм и оценок, касавшихся
поведения самураев, способов воспитания
самурайской молодёжи, создания и укрепления
определённых нравственных качеств и
отношений.
При всём этом бусидо являлось сословной
моралью. Оно служило только самурайству,
оправдывало все его действия и отстаивало
его интересы. Чётко и довольно вразумительно
требования Бусидо сформулированы в «Начальных
основах воинских искусств» Дайдодзи
Юдзана:
Информация о работе Формирование идеологии самурайского сословия в XVI – XVIII веках Японии