Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 12:22, дипломная работа
Цель данной работы - рассмотреть причины Франко – Германской войны 1870 – 1871 годов, еѐ особенности, ход военных действий, международные отношения которые сложились в данный период и заключение франфрутского мирного договора.
Задачи данной работы:
* Рассмотрение дипломатической ситуации, сложившейся к 70
годам XIX века.
* Рассмотрение события повлиявшего на Францию в вопросе
объявления войны.
* Описание военных действий и сражений, приведших страны к
мысли о прекращении войны.
* Подробное изучение этапов дипломатической подготовки к
подписанию мирного договора, завершающего войну.
* Определение последствий Франко-прусской войны, степени
влияния Франкфуртского мирного договора на дальнейшее развитие
международных отношений на Европейской части континента.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Франко-германская война
§ 1. Дипломатическая подготовка к войне. ………………………………
§ 2. Ход военных действий. Соотношение сил ……………………………
Глава II. Дипломатические переговоры и Франфрутский мирный договор
§ 1. Дипломатия в ходе войны……………………………………………..
§ 2. Дипломатическая подготовка к заключению мира и его значение…
Глава III. Франко-германская война 1870-1871 года и ее международные отношения в конспекте преподавания истории в школе
§ 1. Тематическое планирование включения Франко-Германской войны 1870-1871 гг. и международных отношений в школьном курсе истории…….
§ 2. Разработка плана-конспекта урока по теме…………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………..
Учебник раскрывает основные проблемы истории зарубежных стран эпохи Нового времени ( XIX- начало XX века) и составляет единый комплекс с учебником "История России. XIX- начало XX века" ( авторы Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Д.В. Лисейцев, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин).
Цель Образовательной системы "Школа 2100" – помочь человеку научится любые возникающие в его жизни задачи, постоянно расширяя свои знания и умения. Изучая историю, мы можем понять разнообразие современного мира, связывая различные исторические факты и явления в целостную картину. Для этого надо научиться выделять главное, обобщать, сравнивать и группировать полученные сведения ( эти задания отмечены в учебнике синим цветом); выявлять причины и следствия событий, мотивы поступков наших предков (желтый цвет). Так же изучение истории поможет определить свое отношение к происходящему в мире. Для этого нужно научиться самостоятельно давать и обосновывать нравственную оценку событий (красный цвет); их оценку с позиции гражданина и патриота России, понимать и уважать иные мнения (зеленый цвет).
Что бы достичь этих целей, "Школа 2100" предлагается использовать проблемный диалог (образовательную технологию). Ученики в ходе изучения предлагают свои версии, гипотезы решения проблемы. С помощью вопросов перед параграфом вспоминают, какие изученные понятия и факты пригодятся при решении учебной проблемы.
В этом учебнике тема моей дипломной работы изложена плохо. Она дается в главе III "Модернизация стран Запада (к 1880 – м гг.)" в параграфе 11 "Пробуждение новых наций" на стр. 143. В этом параграфе выделена незначительная часть франко-Прусской войне в пункте 2."Образование Германской империи". Нет сопровождающих карт и документов. Тема изложена, плоха и не содержит вопросов для закрепления.
4. Всеобщая история. История Нового времени. XIX - начало XX века. 8 класс. Загладин Н.В.89
В учебнике доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина рассматривается второй период истории Нового времени. Он посвящен времени, когда закладывались основы буржуазной цивилизации, утверждалось господство промышленных стран Европы на других континентах, создавалась колониальная система. Учебник написан простым и доступным языком, снабжен большим количеством иллюстративного и документального материала.
В данном учебнике доступно излагается тема моей дипломной работы в главе II " Становление национальных государств в Европе". Выделен целый параграф 8. "Франко-прусская война и Парижская коммуна", где подробно и последовательно излагается причины войны, ход военных действий и ее завершение. В тексте даны понятия и имеются карты по данной теме.
5. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс. Юдовская А.Я. и др.90
В учебнике используются современные методические подходы, основанные ни достижениях российской и мировой исторической и педагогической наук. Авторы рассматривают основные вехи развития общества в XIX в. Учитывая возрастные особенности учащихся, в учебник включены интересные сюжеты из всеобщей истории, информация о выдающихся людях, живших в то время. Методический аппарат содержит вопросы и задания, ориентированные на развивающее обучение, на умение решать проблемы, способствующие социализации личности школьника.
Хочется отметить, что очень большое внимание уделено зрительной опоре. Так цветом и специальными знаками выделены вопросы в конце параграфа, тексты источников, таблицы, выводы. Используется большое количество иллюстраций, на форзаце учебника есть таблицы важных дат и событий.
В этом учебнике тема моей дипломной работы изложена лучше всего. Здесь в главе II «Строительство новой Европы» есть целый параграф 18 на стр. 158 "Война, изменивший карту Европы. Парижская коммуна" где изложен довольно подробно весь материал по этой теме, имеется наглядность и документы с грамотно составленными вопросами к ним.
6. Всеобщая история. 8 класс. Носков В.В., Андреевская Т.П.91
Учебник продолжает курс всеобщей истории стран Европы, Америки и Азии, который охватывает период от начала Наполеоновских войн до конца Первой мировой войны. В учебнике подробно рассматриваются вопросы международных отношений, выявляются источники колониальных войн и мировых конфликтов, показан переход стран Западной Европы на новый индустриальный уровень развития. Методический аппарат учебника ориентирован на развитие системы умений, необходимых для успешного освоения курса истории. Вопросы и задания, адаптированные тексты исторических документов, иллюстрации и картосхемы помогут в осмыслении учебного материала. Учебник включает семь глав, каждая из которых начинается небольшим вступлением. Курсивом в тексте выделены те имена, события, даты, понятия, на которые следует обратить внимание, а жирным шрифтом — те, которые требует запоминания. В конце учебника даются хронологическая таблица и словарь понятий и терминов.
Данный учебник представляет собой скорее справочник по истории Нового времени, он отражает современный уровень развития исторической науки. Ряд сложных проблем изложен очень доходчиво и на высоком научном уровне в сравнении со всеми Европейскими странами, в которых произошли подобные события (например, события во Франции освещаются параллельно с событиями в Бельгии и Пруссии). Учебник написан живым образным языком, поэтому учебник интересен для обучения. Но недостаток то, что нет разбивки на параграфы и нет вопросов в конце каждого пункта, и это становится задачей учителя.
В учебнике есть информация о Франко-Прусской войне, но о ходе военных действий нет ни слова. Подробно описывается об образовании Германского союза.
Это еще не предел всех учебников, которые выпущены у нас в России и для учителя порой бывает трудно выбрать лучший среди этого множества. Так, качество излагаемого материала зависит от авторского коллектива, отвечающего за выпуск учебного пособия, а также от того времени, в котором мы живем. Необходимо отказаться от использования учебников выпущенных в советский и перестроечный период. Также необходимо «списать» учебники, которые не отвечают требованиям школьной программы и имеют искажения и неточности в тексте параграфа. Программа школьного курса по истории предполагает изучение Новой истории в 7-м или 8-м классах, а также в 10-м классе, как повторительно-обобщающий курс.
Таким образом, в данных учебных пособиях упоминаний о Франко –Прусской войне 1870-1871 гг. либо вообще нет, либо они столь ничтожны, что столь малая информация не может раскрыть всю многогранность и последствия для Европы этой войны, а дать материал большего объема не позволяют рамки урока. Проанализировав эти учебные пособия с точки зрения использования материалов дипломной работы на уроках по новой истории, я пришла к выводу, что возможно использование отдельных глав школьных учебников.
§ 2. Разработка плана-конспекта
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема урока: «Франко-прусская война 1870-1871 гг. и создание Германской империи».
Цели: 1. Систематизировать знания о развитии двух
государств: Франции и Пруссии (Вторая
империя во Франции Наполеон III, Пруссия
и Бисмарк, внутренние и внешние проблемы
этих государств как причина войны);
2. Воссоздавать исторические образы,
развивать коммуникативные компетенции
школьников, делать выводы и прогнозы
истории объединения Германии прививать
интерес к истории других стран.
3. Рассмотреть причины, ход, результаты
Франко-прусской войны, причины поражения
4. Продолжить развитие умения самостоятельно
5. Продолжить работу с исторической картой.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
1. Проблемный или частично поисковый метод.
2. Познавательные задания: 1. Подумайте, какие противоречия стали причиной франко-прусской войны. Существовала ли возможность мирного разрешения этих противоречий? 2. В войне с Францией участвовала не только Пруссия, но и весь возглавляемый ею Северогерманский союз, а также связанные с ним военными договорами южно-германские государства, т. е. фактически вся Германия. Почему же в литературе утвердился термин «франко-прусская война»? 3. В исторической науке не существует однозначной оценки Парижской коммуны. Для одних это жестокий бунт, для других — великий подвиг, праздник справедливости и демократии. Как вы оцениваете эти события?
3. Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии.
4. Приемы деятельности учителя: беседа (обсуждение причин франко-прусской войны), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации (начало и ход войны; Седанская катастрофа и конец Второй империи; борьба Коммуны с версальцами), информативное сообщение (Третья республика и окончание войны; провозглашение Германской империи), рассуждение (причины восстания парижан в марте 1871 г.), образное повествование (Парижская коммуна. Попытка реформ), дискуссия (оценка Парижской коммуны; значение франко-прусской войны и создания Германской империи)
Основные понятия и термины Оппозиция, коммунары, версальцы,
Оборудование: * Учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М. Новая история 1800 – 1913 гг.
* Раздаточный материал (таблица, выдержки
Репродукция картины: А. фон Вернер. Провозглашение прусского
План урока:
I. Организованный момент.
II. Актуализация знаний по теме «Гражданская война в США»
* Вводное слово
* Актуализация знаний. Фронтальная беседа
III. Изучение нового материала.
1. Император на шатающемся троне.
2. Начало войны. Седанская катастрофа и конец Второй империи.
3. Третья Республика. Окончание войны.
4. Восстание в Париже.
5. Парижская коммуна. Попытка реформ.
6. Борьба версальцев с коммуной и её гибель.
7. Провозглашение Германской империи.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Информация о домашнем задании.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
ХОД УРОКА
I. Организованный момент. | |
Учащиеся заходят в класс, занимают места. |
|
II. Актуализация знаний по теме «Гражданская война в США» | |
Проверка домашнего задания (индивидуальные карточки)
1.Вводное слово учителя
2.Актуализация знаний. Фронтальная беседа с учениками |
Проверка домашнего задания (индивидуальные карточки) Приложение № 1
Мы уже изучили основные тенденции развития Франции и Пруссии в третьей четверти XIXв., знаем проблемы этих государств и портретные характеристики Наполеона III, Вильгельма I, Бисмарка. Наша цель сегодня - проанализировать противоречия возникшие в Европе, выяснить международное значение образования Германской империи, историческое значение Коммуны, сделать прогноз дальнейшего развития европейской истории.
1. Какие цели преследовала внутренняя политика Наполеона III? 2. Если во Франции произошёл переход от авторитарного правления к конституционной монархии, то чем объяснить непопулярность императора? 3. Какие цели лежали в основе внешней политики Наполеона III? 4. Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине XIXв. Какими методами его пытались решить? 5. Как складывались отношения
между этими двумя
|
III. Изучение нового материала. | |
Император на шатающемся троне. | |
Вопрос классу (беседа) Работа с картой «Европа в 1815 г.»
Рассказ учителя
Задание (слайд №1):
Рассказ учителя
Работа с учебником по группам (рядам)
Беседа с классом по первому пункту ( слайд № 2-3)
Рассказ учителя
Рефлексия |
1. Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? ( вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств) 2. Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)
Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
Учащиеся записывают тему урока.
Итак, среди крупных держав экономически наиболее развитыми были Англия – «мастерская мира» и Франция. В остальных странах Европы капиталистические отношения не были ещё господствующими, а в России и Австро-Венгрии они были ещё слабо развиты. Все европейские державы по сути были монархиями. Германия состояла из 27 государств, 22 государства входили в Северогерманский союз, возглавляемый Пруссией, остальные были связаны с ней военными договорами. Значительное развитие в Европе получило рабочее движение, которое особенно активизировалось после революций 1848-1849 гг. и после создание под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса международного товарищества рабочих (I Интернационала) Во Франции развился политический, правительственный кризис, вызванный недовольством французского общества авантюристической политикой и огромными расходами правительства.
Прочитайте пункт 1 параграфа14. Ответьте на вопросы: 1 группа - причины для Пруссии; 2 группа - причины для Франции; 3 группа - правильность 1и 2ряда + вывод. (только для первого вопроса)
1. Подумайте, какие
противоречия стали причиной
франко-прусской войны. Существовала
ли возможность мирного
2. В войне с Францией участвовала не только Пруссия, но и весь возглавляемый Северогерманский союз, а также связанные с ним военными договорами южно-германские государства, т.е. фактически вся Германия. Почему же в литературе утвердился термин « франко-прусская война»?
1. Какие цели
преследовала внутренняя 2. Если во Франции
произошел переход от 3. Какие цели
лежали в основе внешней 4. Согласны ли
вы с названием первой части
параграфа «Император на 5. Как складывались отношения между Пруссией и Францией?
В 1870 году положение империи ухудшилась с каждым днём. Аресты республиканцев, закрытие либеральных газет, подавление военной силой рабочего движения уже не помогли. Массовая антиправительственная демонстрация 12 января 1870 года произошла в связи с похоронами журналиста Виктора Нуара, убитого двоюродным братом Наполеона III (принцем Тьером) за газетные статьи против Бонапартов). В этой обстановке Наполеон III решил укрепить своё положение с помощью войны. Пруссия тоже стремилась к войне. Канцлер Отто фон Бимарк также желала скорейшего начала войны и искал повод к ней. В войне с Францией участвовала не только Пруссия, но и весь возглавляемый Северогерманский союз, а также связанные с ним военными договорами южно-германские государства, т.е. фактически вся Германия.
Наполеон III с помощью войны желал поднять свой авторитет, выйти из экономического кризиса. Бисмарк тоже желал войны, т.к. победоносная война должна была подтолкнуть южные немецкие государства добровольно присоединиться к Пруссии. Никто не хотел решать противоречия дипломатическим путём. |
Начало войны. Седанская катастрофа и конец Второй империи. | |
Рассказ учителя ( слайд № 4)
Запись в тетрадь: (слайд № 5-6)
Работа с картой
Рассказ учителя
Вопрос к классу |
В качестве повода к войне Бисмарком была использована ситуация, сложившаяся в связи с вопросом о кандидате на испанский трон. В 1868 г. в Испании произошла революция, власть в Мадриде захватили военные, требовавшие заменить новым государем дискредитировавшую себя и низложенную королеву Изабеллу, бежавшую из Испании во Францию. Бисмарк сразу же заинтересовался испанскими делами. Представитель испанских военных предложил принцу Леопольду Гогенцоллерну, родственнику Вильгельма I, выставить свою кандидатуру на обсуждение кортесов. Эта кандидатура показалась Бисмарку подходящей, но совсем иначе воспринял сложившуюся ситуацию Наполеон III, рассудивший, что иметь Гогенцоллернов и на восточной и на южной границах Франции достаточно опасно. Французский министр иностранных дел Грамон произнес в парламенте пламенную патриотическую речь. «Интересы и честь Франции под угрозой гибели», — заявил он и добавил, что французский народ «вовсе не обязан позволять иностранному государству... сажать одного из своих принцев на трон Карла V». Прочитав сообщения газет о речи Грамона, Бисмарк произнес: «Это очень похоже на войну». Он был готов ответить на вызов, но сам не хотел провоцировать начало военных действий. Непримиримая позиция Наполеона III заставила Вильгельма I посоветовать своему родственнику отказаться от притязаний на испанский трон. Но Бисмарк, считавший, что рано или поздно война между Францией и Германией будет неизбежна, рассудил, что лучше начать войну, пока Франция к ней не готова. Не успокаивался и французский император. Французский посол явился в г.Эмс, где отдыхал прусский король, и, руководствуясь полученными инструкциями, попросил у короля гарантий того, что он и в будущем никогда не согласится на выдвижение кандидатуры Гогенцоллерна на испанский трон. Вежливо, но твердо король отказался давать какие-либо гарантии. Посол снова попытался получить аудиенцию у короля, но ему передали, что по этому вопросу Вильгельму I больше сообщить нечего. Бисмарк не преминул воспользоваться сложившейся ситуацией. Составленным для прессы телеграммам он придал такую язвительность, что поведение французского посла стало выглядеть как наглое приставание к королю, который в свою очередь дал достойный отпор официальному представителю Франции. На следующее утро берлинская пресса опубликовала подправленный Бисмарком текст телеграммы, а вечером появились специальные приложения к парижским газетам. Расчеты Бисмарка оправдались: французское правительство восприняло опубликованную телеграмму как оскорбление. Толпы парижан на улицах выкрикивали слова «На Берлин!», точно так же, как немецкие манифестанты в германских городах скандировали лозунг «На Париж!».
17 июля 1870 года Франция объявила войну Германии.
Седанская катастрофа.
4 августа пруссаки перешли
в наступление, вынудив французов
с самого начала войны занять
оборонительные позиции. Вместо
ожидаемой быстрой победы 1 сентября при Седане
(местечко вблизи бельгийской
границы) французы проиграли сражение.
Окруженные и О масштабах Седанской катастрофы свидетельствовал тот факт, что в плен сдались более 100 тыс. солдат и офицеров во главе с самим императором Наполеоном III. Вскоре после восхода солнца 2 сентября Наполеон лично прибыл в ставку германского командования. Он надеялся на личную встречу с Вильгельмом. Бисмарк был вежлив, но настроен против встречи двух монархов до подписания акта о капитуляции Франции. Как только армия капитулировала, Бисмарк проводил Наполеона к Вильгельму. Было принято решение, что французский император будет считаться военнопленным до завершения военных действий. Провожая 3 сентября карету, увозившую Наполеона III, Бисмарк произнес: «Вот уходит целая династия». Слова эти оказались пророческими, так как на следующий день в Париже произошла революция, свергнувшая правящую династию. В первые недели покорная властям пресса еще скрывала истинное положение, сообщая о «победах французского оружия», о «взятых в плен тысячах немецких солдат». Тем большим стало потрясение в обществе, когда власти 4 сентября 1870 г. были вынуждены сообщить о сокрушительном разгроме и капитуляции французской армии под Седаном. Страшным ударом для патриотически настроенных французов стало известие о капитуляции маршала Базена в Меце, где находилось около 200 тыс. солдат — армия, имевшая все возможности продолжать борьбу. Маршал Базен, крайне честолюбивый и не слишком совестливый, не сделал попытки прорваться. Немцам было известно, что в крепости нет продовольствия и солдаты питаются кониной, но и та подходит к концу. Бисмарк вступил в переговоры с Базеном, настаивая на капитуляции крепости. 27 октября капитуляция была подписана. После 72-дневной блокады на башнях крепости вывесили германские флаги. В плен сдались 6 тыс. офицеров и около 200 тыс. солдат. К немцам перешло огромное количество французской техники. Пленных отправили в Германию. Германские войска, не встречая сколько-нибудь значительного сопротивления, двинулись на Париж, осада которого началась уже 19 сентября. В течение короткого времени пруссаки оккупировали весь северо-восток Франции Немецкие войска двигались к Парижу. Продвижение пруссаков в глубь страны вызвало среди населения патриотический подъем. Особенно он чувствовался в столице. Правительство сформировало для защиты Парижа гарнизон, насчитывавший до полумиллиона вооруженных людей, большей частью солдат Национальной гвардии, состоявшей из мужчин непризывного возраста. Они были плохо обучены и не слишком дисциплинированы, но защищать свой родной город могли. Поэтому подступившие к Парижу прусские войска отказались от намерения штурма города и перешли к его осаде. Город был окружен несколькими рядами укреплений, прусская армия насчитывала около 230 тыс. человек. С конца декабря прусская артиллерия стала бомбардировать жилые кварталы столицы.
Почему не сообщалось об истинном положении французов? |
Мирный договор. Работа со схемой (см. технологическую карту) | |
Чтение текста мирного договора на стр. 165-166. Обсуждение условий мирного договора.
Вопрос к классу (слайд № 7-8)
|
Название документа: " Прелиминарный мирный договор между Францией и Пруссией, подписанный в Версале 26 февраля 1871 года (извлечение)"
На каких условиях был заключён мирный договор между Францией и Пруссией? |
« Третья республика» | |
Работа с учебником. |
Логическое задание для 1 варианта (При каких условиях произошло установление Третьей республики?) |
Причины восстания в Париже | |
Работа с учебником.
Рассказ учителя |
Логическое задание для 2 варианта (Каковы же были причины парижского восстания?)
Жители столицы рвались в бой. Жилось им очень трудно. Запасы продовольствия были рассчитаны на 4 месяца. Приходилось питаться лошадиным мясом, а иногда даже крысами. Вскоре и эта еда стала недоступной. Членам Национальной гвардии платили за службу 1,5 франка в день, а крыса стоила 2 франка. Прекращение подвоза сырья и вывоза продукции парализовало промышленность. Промышленники и торговцы лишились дохода, рабочие и служащие — заработной платы. Нечем было платить за жилье, погашать кредиты. Правительство временно запретило взыскивать плату за наем помещений и по долговым обязательствам. Зима в тот год оказалась необычайно суровой. Угля не хватало. Пришлось распилить на дрова все деревья, украшавшие парижские бульвары и улицы. Люди коченели, часами простаивая в очередях. Народ голодал, а в то же время в ресторанах богатых кварталов устраивались пиршества: на черном рынке за большие деньги можно было купить все. Сытость и благополучие богачей Парижа особенно бросались в глаза на фоне голода и обнищания большинства населения. Ответственность за плохое снабжение и прочие злоупотребления жители столицы возлагали на правительство. Они примирились бы и с голодом, и с другими лишениями, если бы видели, что власти намерены активно отстаивать столицу. Но правительство и не помышляло об этом, так как больше, чем пруссаков, оно боялось вооруженных парижских рабочих. В этих условиях недовольство парижан приобрело политическую окраску, правительство национальной обороны они стали называть правительством национальной измены. |
Парижская коммуна и её гибель | |
Рассказ учителя (слайд № 9-12)
Записи в тетрадь
Рассказ учителя
Беседа с классом (слайд № 13-14)
Рефлексия
|
Переезд нового правительства в Версаль. 26 марта - Выборы в Парижская коммуну, (Луиза Мишель, Луи-Эжен Варлен); Попытка реформ: заменить постоянную армию вооружённым народом, ввести выборность и сменяемость чиновников гос. аппарата, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение и прочее. Версальское правительство считало коммунаров бунтовщиками с начала апреля между ними начались вооружённые столкновения.
Федераты- бойцы отрядов Коммуны
21 мая версальцам удалось
ворваться в Париж. Баррикадная
борьба. Декрет коммунаров о
Дайте оценку деятельности Парижской коммуны?
Вывод: однозначной оценки нет. Парижской коммуна завершила столетие французских революций и ещё раз показала необходимость политического компромисса. В 18 январе 1871г. прусский король Вильгельм I стал германским императором. Борьба за объединение Германии закончилась.
Идея реванша - причина I мировой войны?! (при наличии времени) |
IV. Закрепление изученного материала. | |
Беседа с классом на закрепление изученного материала
Закрепление |
1. Почему Пруссия и Франция стремились к войне? 2. Сравните уровень 3. Как вы понимаете слова, что под «Седаном Наполеон III нашёл своё Ватерлоо»? 4. Коммуна – это бунт или подвиг? Свою точку зрения аргументируйте.
Кроссворд – наоборот. Учащимся предлагается заполненный кроссворд, к которому нужно придумать вопросы, связанные с темой урока. • Наполеон • Бисмарк • Эльзас • Испания • Седан • Пруссия |
V. Информация о домашнем задании. | |
Д/з записано на доске и дается под диктовку в тетрадь (слайд № 15) |
|
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. |