Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 08:11, курсовая работа
ХХ век – положил начало эпохи Новейшего времени, ставшей поистине одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально – освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность.
Введение………………………………………стр. 3
Третья республика после Первой…………………
…мировой войны………………………………стр. 4
Основные черты развития………………стр. 4
Избирательные реформы………………..стр. 6
Падение роли парламента……………….стр. 8
Конец Третьей республики………………стр. 9
Четвертая республика………………………стр. 10
Комитеты и правительство………….………….
… национального сопротивления…………...стр. 10
Первое Учредительное собрание………..стр. 11
Конституция 1946 года……………………стр. 12
Заключение……………………………………….стр.16
Список литературы…………………………….стр. 17
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский педагогический государственный университет
филиал в г. Челябинске
ДИСЦИПЛИНА: История государства и права зарубежных стран
ПО ТЕМЕ: Франция от III к IV республике.
______________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………стр. 3
…мировой войны………………………………стр. 4
… национального сопротивления…………...стр. 10
Заключение……………………………………….стр.
Введение.
ХХ век – положил начало эпохи Новейшего времени, ставшей поистине одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально – освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность.
Показательно, что учитывались и важные изменения, свершившиеся в развитых странах. Трудящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер «либеральной демократии»: введено всеобщее, равное избирательное право: создано законодательство, защищающее некоторые трудовые и социальные права народа.
В конце столетия наметилось, хотя и не охватившее еще в полной мере все слои населения, глубинное движение человечества к сплочению перед лицом общей для всей угрозы термоядерных, экологических и иных глобальных катастроф. Люди стали отчетливее сознавать свою общую ответственность за сохранение мира.
Франция завершила Первую мировую войну в числе стран – победительниц. По Версальскому договору (1919 год), ей были возвращены Эльзас и Лотарингия, передана часть колоний Германии, получено право на большую часть германских репараций. Высокими темпами развивались отрасли промышленности, связанные с обороной. Вместе с тем важную роль в экономике продолжало играть сельское хозяйство. В 1930 год, то есть спустя 12 лет после окончания войны, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства страны составила 44 %.
В послевоенный период значительно усилилось развитие крупных корпораций и трестов, занявших, по существу, монопольное положение в отдельных отраслях национальной экономики. Франция продолжала оставаться крупнейшей колониальной державой.
Вместе с тем Первая мировая война подорвала позиции французского финансового капитала на мировом рынке. Из страны – кредитора, какой она была до войны, Франция превратилась в страну – должника. За время войны она задолжала США более 4 млрд. долл. (значительная сумма в то время). И хотя после войны экспорт французских капиталов возобновился, она не смогла восстановить прежнее положение. Послевоенное развитие Франции проходило в условиях общего кризиса, поразившего в первую очередь экономику США и Западной Европы.
Все это оказало существенное влияние на социальные отношения в стране, которые характеризовались крайней нестабильностью. В 1920 году, на съезде социалистической партии, произошел ее раскол на коммунистов и социалистов, оставшихся в той или иной мере приверженцами идей «поссибилизма». Была создана коммунистическая партия. Социалисты сохранили старое название своей партии – социалистическая партия.
Однако несмотря на сложное, подчас критическое внутриполитическое положение в стране, продолжала действовать конституция 1875 года. Она оказалась самой долговечной конституцией из всех принятых ранее. Причин тому немало. Объективно этому способствовала и особенность ее содержания. Конституция обходила молчанием многие вопросы, связанные со структурой правительства, избирательным правом и так далее. То, что ранее ставилось ей в упрек, ныне оказалось благом. Конституция открывала простор для маневрирования, позволяла учитывать конкретно сложившуюся политическую обстановку.
В 1919 году было частично удовлетворено требование левых политических группировок о введении пропорциональной избирательной системы. Избирательный закон 1919 года предусматривал сочетание принципов мажоритарной и пропорциональной систем, то есть, каждый департамент выбирал одного депутата от 75 тысяч жителей, а число депутатов, выбиравшихся в департаменте, зависело от численности населения, проживающего в нем. Каждая партия или объединение партий выступали с отдельным списком кандидатов. Однако, избиратели голосовали не за список в целом, а за каждого отдельного кандидата. При этом они имели право отдать свои голоса из разных списков. Избранным считался кандидат, собравший абсолютное большинство голосов. Принципы пропорциональной системы применялись лишь в том случае, если не все мандаты были распределены указанным выше путем. Тогда проводились довольно сложные расчеты. Число голосовавших по департаменту в целом делилось на общее количество мандатов, а общая сумма голосов, поданных за кандидатов, входящих в один список, делилась на количество кандидатов, в нем указанных. Первое частное называлось «избирательным метром», второе – «средней списка». Каждый список получал столько мандатов, сколько раз «избирательный метр» содержался в «средине списка». Приходящиеся на определенный список депутатские мандаты вручались тем кандидатам, которые входили в этот список и получили в его рамках наибольшее количество голосов.
Вместе с тем вопреки новому закону были сохранены старые избирательные округа с неравномерным распределением населения, что приравнивало на практике голос одного избирателя из консервативных, в основном сельских, департаментов к двум-трем голосам из густонаселенных промышленных районов. Так, сельский департамент Нижние Альпы, где проживало 90 тысяч человек и числилось 32 тысячи избирателей, имел право избирать 5 депутатов, то есть по одному депутату на каждые 6 тысяч избирателей и 18 тысяч жителей. В то же время промышленный департамент Нор имел на 1788 тысячи жителей и 522 тысячи избирателей всего 23 депутатских мандата, то есть по одному депутату от каждых 22 тысячи избирателей и 77 тысяч жителей.
В 1927 году, когда правительство возглавлял Р. Пуанкре – политический деятель крайне консервативного толка, - была восстановлена мажоритарная система выборов в полном ее объеме. В соответствии с законом 1927 года Франция и ее заморские владения делились на 612 избирательных округов (из них девять были в Алжире и 10 в остальных колониях; голосовали французские граждане, проживавшие там, коренные жители колоний по – прежнему не имели избирательных прав). Восстановление мажоритарной системы не привело, однако, к стабилизации внутриполитического положения в стране в направлении, приемлемом для консервативных кругов.
Экономический кризис 30–х годов, последовавшая затем относительная стагнация промышленного производства были глубинной основой дальнейшего обострения социальных противоречий, оказавших решающее влияние на состояние государства. Это проявилось прежде всего в начавшемся умалении роли парламента. Стремление переложить на исполнительную власть, неподконтрольную общественности, реализацию заведомо непопулярных в народе мер сыграло далеко не последнюю роль в росте делегированного законодательства.
Начиная с середины 30-х годов парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. Вследствие недолговечности самих кабинетов эти полномочия оказывались в руках высшей бюрократии. В итоге законодательству в его важнейшей части было противопоставлено законодательство, осуществлявшееся в административном порядке.
Одновременно наметилось и ослабление роли парламента как органа, стоящего над правительством. Судьба кабинетов все чаще стала решаться не столько непосредственно парламентариями, сколько различными внепартийными организациями, партиями, группировками предпринимателей, профсоюзами. Депутаты парламента нередко лишь выполняли их указания.
Однако из наиболее ярких свидетельств падения роли парламента Третьей республики было неконституционное, без его санкции, объявление войны Германии в сентябре 1939 года. Как бы оно ни оправдывалось внешнеполитическими условиями, но в соответствии со статьей 9 конституционного закона от 19 июля 1875 года, объявление войны возможно лишь с предварительного согласия обеих палат.
В мае 1940 года немецко – фашистские войска в наступление на Западном фронте. Французская армия потерпела поражение. Правительство Франции было вынуждено принять решение о прекращении военных действий. К этому времени значительную часть страны оккупировала фашистская Германия. В соответствии с условиями, продиктованными Германией, страна была разделена на две равные части. Первая, большая часть, куда вошли наиболее развитые в промышленном отношении и имеющие стратегическое значение департаменты востока, северо – востока, севера и атлантического побережья Франции, была оккупирована Германией. В части юго – восточных и южных районов страны были сохранены институты французской государственности, получившие по имени города Виши, где обосновалось правительство, название «государство Виши». Какой-либо самостоятельной роли режим «правительства Виши» не играл. По замыслам гитлеровцев, видимость «независимого» французского правительства, вступившего в «соглашение» с Германией, должна была нейтрализовать французский флот и колониальные войска. Когда гитлеровцы убедились, что режим Виши не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи, они ввели в ноябре 1942 года свои войска и в южную зону, тем самым фактически ликвидировав остатки «вишийской государственности».
национального сопротивления.
С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Генерал Ш. де Голль, находившийся в июне 1940 года в Англии, основал движение «Свободная Франция» (с 1942 года «Сражающая Франция»), имевшее целью объединить «возможно большие французские силы» для борьбы за освобождение Франции. Вскоре де Голль был признан английским правительством как «глава всех свободных французов». Внутри страны патриотические силы первоначально объединились по партийному признаку. По инициативе Коммунистической партии на предприятиях, а также в отдельных районах страны были созданы народные комитеты и комитеты действия. В борьбе с оккупантами коммунисты понесли наибольшие потери среди других боровшихся политических партий. В ходе дальнейшей борьбы происходило объединение национально – освободительных сил и развитие их организационной структуры. Летом 1943 года был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоящая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 года англо – американские войска высадились во Франции. К концу 1944 года Франция была в основном освобождена.
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. В августе 1945 года временное правительство Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден последующим референдумом.
Выборы в Учредительное собрание дали следующие результаты: Коммунистическая партия собрала наибольшее количество голосов – 5004 тыс. голосов и получила 152 мандата, Социалистическая партия – 4491 тысячи голосов и 139 мандатов, МРП – 4580 тысячи голосов и 145 мандатов (МРП – Народно – республиканское движение, было создано в 1944 году; в его состав вошло значительное число членов довоенных, по преимуществу католических организаций и партий, ее поддержали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпорации).