Франция от III к IV республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

ХХ век – положил начало эпохи Новейшего времени, ставшей поистине одним из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национально – освободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность.

Содержание

Введение………………………………………стр. 3

Третья республика после Первой…………………
…мировой войны………………………………стр. 4
Основные черты развития………………стр. 4
Избирательные реформы………………..стр. 6
Падение роли парламента……………….стр. 8
Конец Третьей республики………………стр. 9

Четвертая республика………………………стр. 10
Комитеты и правительство………….………….
… национального сопротивления…………...стр. 10
Первое Учредительное собрание………..стр. 11
Конституция 1946 года……………………стр. 12

Заключение……………………………………….стр.16
Список литературы…………………………….стр. 17

Вложенные файлы: 1 файл

История гос-ва и права заруб. стран.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

В апреле 1946 года Учредительное собрание завершило составление проекта конституции, согласно которому предполагалось создание однопалатного суверенного парламента, президент лишался ряда своих прерогатив (права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и так далее); закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности. В ходе референдума этот проект был отклонен (за – 9300 тысяч избирателей, против – 10600 тысячи).

 

        1. Конституция 1946 года.

 

В преамбуле конституции торжественно подвергались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина1789 года. Кроме того, провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «… в рамках законов, которые его регламентируют»; право на заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн: «… не употреблять силы против свободы какого – либо народа». Объявлялось, что «… всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества».

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избирается на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров.

Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. В соответствии со статьей 20 Конституции Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение только по поводу предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство  голосов состава депутатов Национального собрания, но при условии, что в Совете республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях.

Высшим представителем государственной власти конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт.

Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Последний намечается президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров.

Председатель совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

Конституция возглавляет на министров коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Правительством в лице председателя Совета министров может быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием. Отказать кабинету в доверии может только абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ влечет за собой коллективную отставку кабинета. Принятие национальным собранием резолюции порицания кабинета влечет его коллективную отставку.

Вместе с тем конституция предусматривает систему противодействия возможному злоупотреблению правом порицания со стороны Национального собрания: если в течение 18 месяцев произойдет два министерских кризиса, Совет министров может принять решение о роспуске Национального собрания. В соответствии с этим решением роспуск объявляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание.

Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления, как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления.

Глава VIII конституции посвящалась Французскому союзу. Провозглашалось равенство всех частей французской колониальной империи, которые вместе с метрополией отныне составляли Французский союз. Вопросы, общие для всего Союза, должны рассматриваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза.

Такая «реорганизация» не предусматривала каких – либо конкретных мер, обеспечивающих радикальное изменение положения во французских колониях. Более того, вскоре правящие круги страны развязали войну против народов колоний, борющихся за свою свободу и независимость.

Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами:

  1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.
  2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате – Национальному собранию, которому конституция запрещала его делегирование.
  3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть.
  4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.

Таким образом, конституция 1946 года сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Однако несмотря на сложное, подчас критическое внутриполитическое положение в стране, продолжала действовать конституция 1875 года. Она оказалась самой долговечной конституцией из всех принятых ранее. Причин тому немало. Объективно этому способствовала и особенность ее содержания. Конституция обходила молчанием многие вопросы, связанные со структурой правительства, избирательным правом и так далее. То, что ранее ставилось ей в упрек, ныне оказалось благом. Конституция открывала простор для маневрирования, позволяла учитывать конкретно сложившуюся политическую обстановку.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. В августе 1945 года временное правительство Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса:

1) хотят ли они, чтобы была  принята новая конституция или  остались в силе конституционные  законы 1875 года;

2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден последующим референдумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Всеобщая история государства и права: Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. К.И. Батыра. – 2000 г.

 

 


Информация о работе Франция от III к IV республике