Характеристика категорий господствующего населения Киевской Руси по материалам «Русской Правды»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является охарактеризовать категорию господствующего населения Киевской Руси по материалам «Русской правды». Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что изучение Древнерусского государства занимает одно из главных мест в истории становления российского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДРЕВНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ. 5
1.1 Правда Ярослава Мудрого 5
1.2 Правда Ярославичей 7
2 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 11
2.1 Правовой статус основных групп Древнерусского общества 11
3 «РУССКАЯ ПРАВДА» И ЕЁ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ
ГОСПОДСТВУЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ 18
3.1 Гражданское право 18
3.2 Брачно-семейное право 19
3.3 Наследственное право 21
3.4 Уголовное право 22
3.5 Суд и судопроизводство 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

история контрольная Word.docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

 

3.3        Наследственное  право

 

        Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество - он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочери.  

        Статья 90 Пространной Правды гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю; если  будут дочери у него, то дать им приданое…» после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и  он человек «мертвой руки», то есть не способный передавать наследство. Но  дальнейшие статьи разъясняют ситуацию - речь идет лишь о тех смердах, которые  умерли, не имея сыновей.

Формы собственности были различными. Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имел место так  называемый  княжеский домен, который  представлял собой конгломерат  земель, принадлежавших лично князьям. Они взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями  по собственному усмотрению. Собственность  феодалов возникала как частная  и основанная на княжеских пожалованиях. В ХI в. летописи упоминают о селах  княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше. Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы (владение временное или пожизненное). Возможно, что существовало и наследственное владение. Княжеская раздача земель сопровождалась получением иммунитетов (независимых действий в этих владениях) - судебных, финансовых, управленческих.

 

3.4        Уголовное  право

 

        В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение.

        Уголовное право рассматриваемого периода было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались особенно рьяно: за убийство феодала устанавливался штраф в 80 гривен, а за смерда только 5 гривен. Холопы субъектами права вовсе не признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

        Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени. В трех случаях она предусматривает групповые кражи скота (ст. ст. 40, 41, 43 Пространной Правды) и определяет, что каждый участник должен заплатить штраф в полном объеме. Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в "сваде" (драке) - только вирой. За повреждение пальца выплачивалось 3 гривны, за удары жердью, палкой,  за вырывание бороды и усов - 12 гривен. За отрубание руки полагался штраф 40 гривен.  Угроза оружием наказывалась штрафом в 1 гривну.  По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. И все же с состоянием опьянения (при разорении купца) Русская Правда  устанавливает более тяжкие наказания. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

Русская Правда знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека

и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.

        Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Например, за кражу княжеского коня устанавливался штраф в 3  гривны, за коня смерда - 2 гривны.   Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

        В Русской Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомнить хотя бы, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.  

        Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной  социальной группе (дружинник, холоп и т.д.). В массе статей о свободных людях,  именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус  необходимо специально выделить.

        Если же виновный успевал  скрыться, вступала в действие имущественная ответственность: имущие лица отдавали  свою часть собственности в качестве выкупа, не обладавших собственностью  родственники убитого преследовали до

отмщения. Статья 1 Правды Ярослава Мудрого  также предусматривает месть родственников за убийство, если мстителей «не будет»,  выплачивается штраф в 40 гривен. В этой статье еще отсутствует социальная  дифференциация виновных при выплате штрафа, но убийство признается самым  опасным преступлением с него начинаются все редакции Русской Правды. В Правде  Ярославичей за убийство огнищан, конюхов князя, тиуна предусмотрен уже  повышенный штраф в 80 гривен, за убийство свободного человека выплачивался  штраф в 40 гривен.

Русская Правда не знает смертной казни, но она применялась на практике за  антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойничьих шайках. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская Правда является сугубо светской, а уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах.

        В практике применялись следующие виды наказаний: кровная месть (ее лишь условно можно отнести к наказаниям), смертная казнь, уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары.

        «Вира» - представляла собой уголовный штраф, который выплачивался только за убийство и только свободного человека. Дикая вира выплачивалась общиной и в случае разбойного убийства, если она не разыскивала преступника. Возможно, что некоторые из феодалов стремился получить лишний уголовный штраф за случайно

обнаруженное тело. Поэтому  Русская Правда запрещала взыскивать дикие виры за неопознанных убитых и скелеты (ст. 3-8, 19 Пространной Правды). Не делавшие в дикую виру взносов  в случае  совершения убийства самостоятельно выплачивали всю сумму. 

        «Уроками» назывались штрафы за истребление собственности и имущества. Например «кто намерено коня зарежет или скотину, то платит 12 гривен продажи, а хозяину урок» (ст. 84 Пространной Правды). Поскольку рабы и холопы приравнивались к имуществу хозяев, за, их убийство выплачивался урок, а не вира.

Русская Правда ничего не говорит  о телесных наказаниях и лишении  свободы. Тюрем в Древней Руси еще не было, как и осознания  тюремного влияния на преступника. Применялось заточение в «проруб» (подвал) высокопоставленных лиц, князей, посадников, лиц княжеского окружения. Эта мера являлась временным ограничением свободы до наступления определенных событий.

 

3.5        Суд и  судопроизводство

 

        В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел.

Кроме того, они вознаграждались  и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий  князь.

        Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Поводами к возбуждению процесса служили жалобы истцов, захват преступника на  месте преступления, факт совершения преступления. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку).

Русская Правда знает две  специфические процессуальные формы  досудебной подготовки дела - гонение  следа и свод. Гонение следа - это  отыскание преступника по его  следам. Если след привел к дому конкретного  человека - значит, он и есть преступник, если в село - ответственность несет  община, если потерялся на большой  дороге - поиск преступника прекращается (ст. 77  Пространной Правды).

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например, купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.

        Закон предусматривает определенную систему доказательств, в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей - видоки и послухи. Первые - свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием). Иначе говоря, в использовании свидетельских показаний

присутствует элемент  формализма. В Древнерусском государстве  появляется целая система формальных доказательств - ордалии. Среди них  следует назвать судебный поединок - "поле". Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства "поле" не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий (ст. ст. 15 и 16), и  юридические поговорки («В поле две воли, кому бог поможет»).

        Другим видом "суда божьего" были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним источникам, однако, можно заключить, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга - "рота". В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.

        В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник являлся в дом осужденного с многочисленной и вооруженной свитой и "терпеливо" ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных "гостей".

За основную массу преступлений наказанием была "продажа" - уголовный  штраф.

Русская Правда ничего не говорит  о телесных наказаниях и лишении  свободы. Тюрем в  Древней Руси еще не было, как и осознания тюремного влияния на преступника. Телесные наказания также применялись, но государство всё - же  отдавало предпочтение штрафам.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Таким образом, можно сделать вывод, что в целом правление Ярослава Мудрого обусловило подъём Киевской Руси. По сути, период его правления был «пиком» её развития, когда Русь стала одним из сильнейших мировых государств. С уверенностью можно сказать, что Ярослав Мудрый был одним из величайших мировых правителей в истории.

        Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права сборника правовых норм и законов. Являясь первым писаным сводом законов , она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.

Информация о работе Характеристика категорий господствующего населения Киевской Руси по материалам «Русской Правды»