Христианские праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:25, доклад

Краткое описание

ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.

Вложенные файлы: 1 файл

Христианские праздники.docx

— 40.85 Кб (Скачать файл)

ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское  «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным —  как, например, воскресенье) воспоминанием  тех или иных событий Священной  истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное  воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться  к спасительному смыслу данного события.

История христианских праздников. Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (др.-евр. Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1-2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.

Первые христиане, большинство  из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать  иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским  культом исчезает, христианское освящение  времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному  иудейскому исчислению времени, то Иисус  воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и  др.) , т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении).

Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве и Евхаристии. Таким образом, место субботы, которая знаменовала  завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о  новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых. В 4 в., когда христиане  стали преобладать среди населения  Римской империи, воскресный день был  объявлен выходным; впоследствии воскресенье  оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран  мира. Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения  Христова, с древних времен в различных  поместных Церквах существовал  обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий  и воскресения Христа. Поскольку  по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским  праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно  иудейской Пасхе, стало избавлением  от рабства (в данном случае — греха  и смерти), христианский праздник перенял  ветхозаветное название и был  более или менее близок к иудейской  Пасхе по времени празднования .

В древней Церкви почти  не было других праздников. После прекращения  гонений и обретения христианством  статуса государственной религии  число праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники Рождества Христова и Крещения (Богоявления), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы и, несколько позже, Вознесения. С 6 в. число праздников заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной истории. Подвижные и неподвижные праздники.

Среди праздников различаются  «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно  на конкретное число конкретного  месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с  ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Праздники в Православной Церкви. В эпоху зрелого средневековья  в Православной Церкви складывается следующая иерархия праздников:

    1. Пасха (включающая  всю Светлую седмицу, т. е.  день Светлого Христова Воскресения  с шестью последующими днями).

    2. Двунадесятые  праздники, посвященные наиболее  значительным событиям земной  жизни и небесной славы Христа  и Богоматери.

    3. Великие праздники.

    4. Дни особо  чтимых святых и икон (в Русской  Православной Церкви — Николая  Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые др.).

 Большая часть перечисленных  праздников являлась в дореволюционной  России неприсутственными днями.

Праздники в Католической Церкви.  В Католической Церкви в  средние века сложилась несколько  иная система праздников, которая  была существенно пересмотрена в  результате литургической реформы  после 2-го Ватиканского Собора (1962-65). В настоящее время вершиной церковного года в Католической Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь — Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало только после недавней реформы; до этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской); но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.

 ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ,  в богослужении Православной  Церкви двенадцать великих праздников  годового богослужебного круга  (кроме праздника Пасхи). Подразделяются  на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим двунадесятым праздникам относятся:

1) Рождество Пресвятой  Богородицы,

2) Воздвижение Креста  Господня,

3) Введение во храм Пресвятой Богородицы,

4) Рождество Христово,

5) Крещение (Богоявление)  Господне,

6) Сретение Господне,

7) Благовещение Пресвятой  Богородицы,

8) Вход Господень в  Иерусалим, 

9) Вознесение Господне,

10) Троица (Пятидесятница),

11) Преображение Господне,

12) Успение Пресвятой Богородицы.Благовещение

Праздник Благовещения Пресвятой  Богородицы – один из самых почитаемых для русского народа. В этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии  благую весть о том, что она  родит Сына Божьего, будущего Мессию – Спасителя мира.

Благовещение Пресвятой  Богородицы – великий двунадесятый праздник православной церкви, который празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю).

В народном календаре Благовещение было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой: "Каково Благовещение, таково и Светлое Христово Воскресение", в народе говорили, что "на Благовещение даже грешников в аду не мучают".

Этот день старались провести в радостном, спокойном состоянии  духа.  Рано утром, нарядившись в  лучшую, непременно чистую, одежду, все  отправлялись в церковь на службу, а после возвращения садились обедать. В этот день делалось послабление в посте и разрешалось есть рыбу.

Девушки жгли костры, чтобы "отогреть" землю для сева. В  горящий костер выбрасывали старую солому из постелей, рваную одежду и лапти, чтобы очистить избы и очиститься самим для нового активного периода в жизни крестьянской семьи. Для снятия сглаза и порчи через костер прыгали, а дымом костра окуривали одежду.

Благословление урожая

Особое значение для успешного  сева и будущего урожая имела благовещенская просфора. Эту просфору крестьяне  получали в церкви после праздничной  службы и сохраняли до первого  сева, когда ее, предварительно измельчив, добавляли к семенам, которыми шли  засевать, а затем разбрасывали вместе с ними по полю. Кое-где на Благовещение приготовляли благовещенскую соль: соль пережигали в печи и использовали для лечения человека и скота от разных болезней.

Весеннее равноденствие

На Благовещение земля "просыпалась" и выпускала на поверхность змей, лягушек, мышей, насекомых. Это была пора прилета птиц, пробуждения пчел, мух. Но, если они появлялись до наступления  Благовещения, это сулило холодную весну, голодный год. По этой же причине  до наступления Благовещения нельзя было тревожить землю: копать, рыть, сажать, сеять.

Верили, что на Благовещение солнце "играет", т.е. как бы "трепещет",  
переливаясь разными красками. Во многих местах в этот день было  
принято выпускать на волю птиц: по представлению крестьян,  
пернатые могли ускорить приход весны.

В Благовещение считалось  грехом заниматься хозяйственными делами. Девушки даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее. В народе говорили, что "на Благовещение даже птица гнезда не вьет", а "кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение". Работающего в этот праздничный день человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: "Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Из уст в уста передавалась легенда о непослушной девице, которая села в праздник прясть, и Бог превратил ее в кукушку, птицу, у которой нет даже своего гнезда.

Рождество Христово

Славление Христа

С Рождества и в течение  всей рождественской недели было принято  славить Христа.  В рождественские дни крестьянские дворы обходили группы "славильщиков". Еще до литургии, рано утром первыми отправлялись славить Христа нищие. Они становились под окна дома и пели рождественские молитвы, духовные стихи о Рождестве, о воскрешении Лазаря. Им подавали через окно хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Затем им на смену прибегали маленькие дети, которые распевали рождественские гимны и "славы". Дети делали Вифлеемскую звезду, ходили с ней по домам и пели рождественские песнопения. Звезду делали из деревянного широкого обруча с длинными лучами из тонких палочек, ее оклеивали разноцветной бумагой, а в середину вставляли несколько зажженных свечей. Вместо звезды иногда использовали фонарь. Главное же славление начиналось после обеда, когда обход дворов совершали подростки, а за ними, к вечеру, шли парни и девушки.

Посевание избы

В день Рождества Христова пастухи совершали обряд "посевания избы". Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и с порога бросали горсть зерен в передник к хозяйке или по углам, вдоль избы, приговаривая: "На живущих, на плодущих, третье – особым печеньем на здоровье", "На полу – теляток, под лавкой – ягняток, на лавке – ребяток". Целью обряда было обеспечить в новом году урожай зерновых, плодовитость скота, здоровье людей.

Сочельник

День перед Рождеством Христовым назывался сочельником. В этот день ничего не ели до первой вечерней звезды, которая была символом Вифлеемской звезды. Вкушать сочиво (кашу с медом) начинали с молитвы. Затем старший в семье прикреплял зажженную свечку к хлебу и  выходил с ней во двор; возвратившись  с охапкой сена или соломы, он застилал ими избу, под образа и  по углам ставили необмолоченные снопы ржи. Помолившись, снова садились за стол. Совершать сочельник полагалось в строгом молчании.

Некогда на Руси непременным  рождественским угощением был поросенок, начиненный кашей; жареного поросенка  подавали и в канун Нового года. После трапезы, для привлечения  в дом изобилия, следовало зарыть кости поросенка где-нибудь на огороде.

Также на стол подавали блины  и оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни (постные пирожки с ягодами), а  так же кутья из крупных зерен  пшеницы с ягодами и узвар (распаренные в меду сушеные ягоды и плоды). Этой трапезой завершался строгий рождественский пост.

Чтобы весной стужей не побило ярового хлеба, за ужином проходило "кормление мороза". Хозяин дома выходил в сени и призывал: "Мороз, мороз, иди в избу есть кутью; зимой  ходи, а летом под колодиной лежи".

Колядование

С рождественского вечера (сочельника) начинали колядовать. Обряд  колядования, представлявший собой театрализованное зрелище с песнями, шутками, величанием хозяев, был самым ярким действием, с которого начинались святки. Само слово "колядка" происходит из Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день и в крещенский сочельник. Как правило, колядовали подростки и молодежь, они ходили по избам, пели песни, величали хозяев и за это получали гостинцы.

Обычно колядование начиналось со слов: "Пришла Коляда, накануне Рождества, мы ходили, мы искали, мы нашли Коляду". Хозяева старались щедро одарить колядующих особым печеньем, называвшимся "козульками", а также пирогами, ватрушками, пивом и деньгами. Мехоноша, возглавляющий группу, складывал подношения в большой мешок, и группа отправлялась к следующему дому.

Сороки

Печенье-"жаворонки"

По народным приметам этот день был началом весны, говорили, что в этот день "зима кончается, весна начинается, день с ночью  меряется–равняется", ибо это  было время весеннего равноденствия.

По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие  в этот день с юга 40 видов птиц, первыми из которых были жаворонки. На чье поле первыми в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай.

В честь прихода весны  в этот день повсюду в России пекли  особое печенье в форме птичек. Они назывались "жаворонками",  а в голову птичке обязательно  вставляли глаза-изюминки, сушеные  ягоды черники и др. Женщины, девушки  и дети выходили с "жаворонками" на улицу, рассаживали их на проталинах, крышах, деревьях, стогах и закликали весну:

В песнях и приговорах обращались к жаворонкам: их звали поскорее прилететь, унести зиму, принести теплое лето, а с ним новый урожай и  корм скоту.

Информация о работе Христианские праздники