Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:25, доклад
ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.
Особое значение праздника состоит в победе над смертью и злыми силами, в даровании людям вечной жизни. Он отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты. Начало праздника выпадает на первое воскресенье после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Празднование Пасхи всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая по новому стилю.
Всю Пасхальную неделю ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой, дарили друг другу подарки. Праздничная трапеза проходила весело, но одновременно и чинно: не было никакого излишества в еде и питье, характерного для других престольных праздников.
В Светлое Христово Воскресение вся природа ликует, а солнышко радуется. "Солнышко скачет в Христов день", – говорили крестьяне. Считалось, если солнце "играет", "трепещет" – это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю. Ведь по легенде в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт только через неделю в Фомино воскресенье.
Пасхальное богослужение
Главным событием праздника является торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называется полунощница. Во время службы из середины храма в алтарь вносят плащаницу. В полночь раздается колокольный звон (благовест), в церкви зажигаются все свечи и паникадила. Священники в праздничном светлом облачении выходят из алтаря под песнопения прихожан, и начинается крестный ход вокруг церкви. Затем открываются царские врата, что символизирует открытие Христом врат рая, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы. После заутрени начинается торжественная литургия, в конце которой освящается артос – особый хлеб с изображением креста и тернового венца. Этот хлеб в конце Пасхальной недели раздают верующим.
После окончания
торжественной службы в храме
прихожане поздравляют друг друга
со Светлым Христовым
Девичьи хороводы
Со дня Пасхи девушки начинали водить хороводы. Хождение по кругу знаменовало движение солнца, а разнообразные действия, выкрики и песни, которые исполнялись при этом, должны были содействовать быстрейшему пробуждению и расцвету природы.
С наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому в народе верили, что умерший в этот день обязательно попадет в рай, каким бы грешником он ни был.
Пасхальная трапеза
Утром вся семья собиралась за пасхальной трапезой. Обязательно на столе были освященные в церкви яйца, кулич, творожная пасха. Начинал трапезу старший в семье, обычно отец. Он клал пасхальное яйцо на божницу, молился, а затем разрезал его и наделял каждого члена семьи кусочком. После этого распределялись кулич и другие угощения. Утром дети собирались группами по 10–20 человек и шли "христосоваться". Войдя в дом, они трижды поздравляли хозяев: "Христос воскресе!", те отвечали: "Воистину воскресе!" и одаривали их яйцами, пирогами, куличом.
Пасхальное яйцо
Яйцо было символом Пасхи, оно считалось образом гроба Господня, в котором возникает жизнь. А красный цвет являлся символом возрождения верующих кровью Христа. На Пасху было принято обмениваться крашенными яйцами в знак победы Иисуса Христа над смертью и злыми силами. Но и в древних земледельческих обрядах яйцо символизировало зарождение новой жизни, и его соприкосновение с землей должно было пробудить ее от зимнего сна, оплодотворить.
На Пасху празднично одетая молодежь собиралась на улице. Играли гармошки, девушки и парни плясали, пели песни, играли; особенно популярной была игра в "катание яиц". Суть ее состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по деревянному наклонному желобу или просто с невысокой горки. Нужно было так скатить свое яйцо, чтобы сбить с места расставленные полукругом внизу яйца всех участников игры. Если это удавалось, то счастливчик забирал себе сбитое яйцо, если нет – в игру вступал другой участник, а яйцо оставалось на кону. Игра была очень азартной, и некоторые ловкачи набирали за игру до двух, а то и трех десятков яиц. Вероятно, эта игра возникла на основе древних магических действий, когда по полю, засеянному озимыми культурами, катали яйца, чтобы собрать хороший урожай.