"Царские" курганы скифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Ски́фы (греч. Σκύθαι) — общее наименование в большинстве своём кочевых племен и народов Евразии (от Карпат до Алтая), состоявших из разных ностратических (преимущественно индоевропейских) этноязыковых групп. Преобладает мнение, что скифы использовали языки североиранской языковой группы индоевропейской семьи. А Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название, но русские летописи считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифи.

Содержание

1. Ведение. 3 стр.
2. Происхождение скифов. 5 стр.
3. История скифов. 6 стр.
4. Скифские мифы и эпос. 9 стр.
5. Военное искусство скифов. 10 стр.
6. Искусство и культура скифов. 11 стр.
7. Скифские погребения. 12 стр.
8. Заключение. 14 стр.
9. Известные скифы. 15 стр.
10. Список литературы. 16 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Царские_курганы_скифов - копия.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Уральский государственный  университет им. А. М. Горького

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Царские» курганы  скифов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

студентки 1 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.

 

Содержание:

 

1. Ведение. 3 стр.

2. Происхождение скифов. 5 стр.

3. История скифов. 6 стр.

4. Скифские мифы и эпос. 9 стр.

5. Военное искусство скифов. 10 стр.

6. Искусство и культура скифов. 11 стр.

7. Скифские погребения. 12 стр.

8. Заключение. 14 стр.

9. Известные скифы. 15 стр.

10. Список литературы. 16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение. 

Ски́фы (греч. Σκύθαι) — общее наименование в большинстве своём кочевых племен и народов Евразии (от Карпат до Алтая), состоявших из разных ностратических (преимущественно индоевропейских) этноязыковых групп. Преобладает мнение, что скифы использовали языки североиранской языковой группы индоевропейской семьи. А Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название, но русские летописи считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифи.

Нельзя сказать, что античные писатели оставили нам мало сведений про Скифию и скифов. С VII - VI столетий до н. э. Начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских переселенцев и купцов ко вновь осваемому краю. Отсюда родилась литература, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительные или совсем малые отрывки. С V в. до н. э. Возрастает интерес Афин к торговле с этой окраиной. В результате мы имеем сведения, разбросанные в аттической литературе, которые отчасти повторяют данные ионийских предшественников.  
Искание идеалов человеческой жизни в первобытном прошлом привело к тому, что некоторые писатели начали трактовать скифов как образ справедливого народа, который сберег первичную простоту. Однако и среди этих идеализирующих схем встречаются новые сведения полностью конкретного характера.  
Туманное упоминание о киммерийцах содержит “Одиссея”, более определённое упоминание имеется у Геродота, который сообщает, что скифы вытеснили киммерийцев, бежавших в Малую Азию. Скифы по Геродоту, преследовали их.  
Существует много различных мнений о том, были ли скифы пришлым племенем, или их корни уходят в местную этническую среду. Сопоставив сведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, что принципиальных различий между киммерийцами и скифами не было. По смыслу утверждения Геродота о вытеснении киммерийцев скифами, можно заключить, что территория расселения обоих народов совпадала. Совпадают и ареалы некоторых особенностей расселения, хозяйства и особенности общественного строя киммерийцев и скифов. Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло скифский языки бытовые особенности скифов.  
Геродот указывает, что скифы пришли из Азии, границей которой в то время считали Дон. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группе иранских.  
Появление однородной скифской культуры, по-видимому, произошло в VII в. до н. э. Расцвет железного века не только совпал с установлением там господства скифов, но и послужил одной из главных причин изменения местных культур, ставших источником формирования скифской культуры.  
Одна из записанных Геродотом легенд о происхождении скифов говорит, что скифы будто бы произошли от Геракла и змеиногой богини. По этой легенде Геракл гонит коров, потом ищет коней, и эти действия считают отражением представлений скотоводческого народа. Действительно, главным племенем скифов обычно считаются царские скифы, которые, как говорит Геродот, “всех других скифов считают своими рабами”. Это был кочевой скотоводческий народ. Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов были короткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродота вообще не было.  
По другой легенде, приводимой тем же автором, скифам с неба упали золотые плуг, ярмо секира и чаша. Думают, что эта легенда возникла у земледельческих скифских племён. Контакт с греческими городами Северного Причерноморья способствовал развитию земледельческого хозяйства у скифов, но возникло оно ещё в бронзовом веке.  
Укреплённые поселения появляются на рубеже V и VI вв. до н. э., когда получили достаточное развитие промыслы и торговля. Каменское городище (столица скифов) возникло в конце V в.до н.э. и просуществовало до II в.до н.э. Это поселение было металлургическим центром Скифии.  
На Каменском городище имеются две линии укреплений: внешняя и внутренняя. Внутреннюю часть называют акрополем по аналогии с соответствующим делением греческих народов. На акрополе прослежены остатки каменных жилищ скифской знати. Рядовые жилища представляли собой главным образом наземные дома и землянки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Происхождение скифов.

 

По сведениям позднеантичных римских  авторов (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий), скифы достигли господства в Европе и Азии (ранее граница по Танаису-Дону) за 2800 лет до основания Рима, то есть около 3553 г. до н. э. (времен развития от Днестра до Днепра трипольских протогородов). Более популярна версия происхождения скифов по Геродоту, который относил появление основных родоначальников народов Скифии примерно к 1512 г. до н. э. (за «тысячу» лет до войны с Дарием1). Существует версия, по которой библейский Аскеназ ассоциируется со скифами. Во многих научных работах и популярной литературе нередко доминирует версия «поздних скифов» — времени очередного возвращения их дружин из Юго-Восточной Азии около 722 г. до н. э. Пока преимуществ друг перед другом у различных версий происхождения ранних скифов нет. Сами себя скифы называли сколотами, а персы называли их саками. Мария Гимбутас и ученые ее круга относят появление пращуров скифов (культуры одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков Геродот применил его в следующем контексте: По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена . Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший — Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Первым увидел эти вещи старший  брат. Едва он подошел, чтобы поднять  их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя  катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя  паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т. М. Кузнецовой. — М.: 1992. — С. 3—14.

2 Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. — М.: 1992. — С. 38—83.

3. История скифов.

 

По полномасштабной истории  Скифии (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий, Диодор Сицилийский, Мария Гимбутас и др.) начальные вехи прошлого скифов следующие:

(период потопа) — священные  горы Скифии (Рипы-Рифы, откуда текут Ра (река) и другие великие реки)первыми освободились от воды, что позволило скифам обогнать в развитии даже египтян (Помпей Трог, Юстин);

(реальный период) — сначала  пращуры скифов жили в очень  незначительном количестве у  реки Аракса (наряду с реальным  Араксом версии указывают Рангху-Волгу,  Яксарт-Сыр-Дарью и т. д.). И были  презираемы за свое бесславие;  но еще в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера (Азовского моря) и прочие области до реки Танаиса (Диодор Сицилийский; версия соответствует современным этногенетическим представлениям о передвижениях общин «хомо сапиенс сапиенс» с юга на север; путь вдоль Каспия был одним из самых оживленных уже 10 — 15 тыс. лет назад);

(эпический период) — по скифским  преданиям (версия Диодора Сицилийского), появилась у них рожденная землей дева (Ехидна в мифе о происхождении скифов от Геракла), у которой верхняя часть тела до пояса была женская, а нижняя—змеиная. Зевс, совокупившись с ней (по другому мифу, с русалкой — дочерью Борисфена-Днепра), произвел сына по имени Скиф (Таргитай у Геродота), который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами (у Геродота самоназвание скифов — сколоты).

(эпический период) — среди потомков  Скифа были два брата, отличавшиеся доблестью: один из них назывался Пал, а другой—Нап. Когда они совершили славные подвиги п разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы, один палами («огненными»), а другой—напами (напасть — ветренными, небесными). Палы и налы у других авторов — спалеи и напеи. Спустя несколько времени потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили свое владычество до египетской реки Нила (Диодор Сицилийский).

3553 г. до н. э. — скифы за 2800 лет до основания Рима достигают господства в Европе и Азии (римские историки, частью данные археологии); 2053 г. до н. э. — эпический ассирийский царь Нин (Панин, Паний) прекращает господство скифов в Азии1, около 2050 г. до н. э. — молодые скифские цари Плин и Сколопит выводят дружины и родичей в Южное Причерноморье, ведут войны с окрестными народами (римские историки); около 1900 г. до н. э. — Скифией правят цари Сагил и Панасагор, на юге от дружин Плина и Сколопита остались преимущественно женщины, которые начали движение амазонок; около 1850 г. до н. э. — поход фараона Сесостриса (Сенусерта) на Фракию, Скифию и Кавказ (подробно описан Геродотом); около 1500 г. до н. э. (эпос) — во главе царства амазонок две сестры, Антиопа и Оритийя. Геркулес (Геракл — по мифам греков, родоначальник и скифов) приплыл к амазонкам по морю и захватил их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Две сестры Антиопы были удержаны — Меланиппа (Смалянка-Смуглянка) Геркулесом и Гипполита (Всадница) Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геракл возвратил Меланиппу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. Оритийи стала женой Борея (бога северного ветра на горах Рипах), позже царством владела Пентесилея, «знаменитые подвиги которой среди героев Троянской войны мы знаем из истории…»2 .

 

 

1ВДИ. 1947—1949; указ. 1950 г. к своду В. В. Латышева

2ВДИ 1949 № 4. С 267—268.

1233 г. — «в 480 году до основания  города (Рима) царь египетский Весоз,  или желая смешать войной юг  и север, разделенные почти целым небом и морем пояса, или присоединить их к своему царству, первым объявил войну скифам, отправив наперед послов объявить врагам условия подчинения. На это скифы отвечают, что глупо богатейший царь предпринял войну против неимущих, ибо ему, наоборот, следует бояться, как бы не остаться, в виду неизвестного исхода войны, без всяких выгод и с явными убытками. Затем им не приходится ждать, пока к ним придут, а они пойдут сами навстречу добыче. Они не медлят, и за словом следует дело. Прежде всего, они принуждают самого Весоза (имя связывают с одним из Рамсесов) в испуге бежать в свое царство, на оставленное же войско нападают и забирают все военные припасы. Они опустошили бы также весь Египет, если бы не были задержаны и отражены болотами. Вернувшись тотчас назад, они бесконечной резней покорили всю Азию и сделали ее своей данницей» (римские авторы); 722 г. до н. э. — возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где уже веками правили киммерийцы (гомеры, кумиры); начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии.

Гомеры вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале VI века до н. э. были вытеснены оттуда урартами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемешку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а еще севернее — скифы-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно скифов-пахарей) неясны.

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. На рубеже V—IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. VI в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Археологическое исследование Каменского городища показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая росписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом II. В 331 до н. э. Зопирион, наместник Александра Македонского во Фракии, вторгся в западные владения скифов, осадил Ольвию, но скифы уничтожили его войско. К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга.

Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половине I в., при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Скифские мифы и эпос.  

Греческие писатели, в частности  Геродот, донесли до нас отрывки  скифских мифов, легенд и эпоса. Знакомо  нам и имя родоначальника скифов Таргитая, которого греки при передаче одного из вариантов этой легенды  превратили в своего героя Геракла. У различных племен степных скифов этот миф имел свои варианты. Известно кое - что и из сказочного цикла скифов. Таковы, например, фантастические рассказы о народах в конце торгового пути, о стерегущих золото грифонах и о похищающих его аримаспах, о женской болезни, ниспосланной энареям за оскорбление и разграбление аскалонских храмов. 
Геродот дает имена скифским богам и тут же поясняет их при помощи греческих названий божеств. Более всех, по его словам, почитают Табити греческую Гестию, т.е. богиню царского очага, Папая, приравниваемого к Зевсу. Его супруга Гея (Земля) у скифов именовалась Апи. Гойтосир скифов соответствует Апполону, Аргимпаса - небесной Афродите, одному из образов этой богини. Посейдон греков именовался Фагимосадом и почитался только у царских скифов. Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам - Гераклу и Арею - не дается скифских имен. Впрочем сопоставляя легенды, нетрудно увидеть, что Геракл - это скифский Таргитай, бог родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча - акинака. Познейшие писатели считали это название именем бога. Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов, статуй. Арею воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми же животными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленного железному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на голову возливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали на акинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа. Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по - видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике.  
Если у скифов не было професиональных жрецов, то у них было много прорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным по земле, которые надо было за тем как - нибудь перебирать, и по ним давали свои предсказания. Среди этих гадателей были некие “ энареи”1, носившие женскую одежду, делавшие женские работы и не всупавшие в брак. Эти обязанности якобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной в Аскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию.  

Информация о работе "Царские" курганы скифов