Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:47, контрольная работа
Ски́фы (греч. Σκύθαι) — общее наименование в большинстве своём кочевых племен и народов Евразии (от Карпат до Алтая), состоявших из разных ностратических (преимущественно индоевропейских) этноязыковых групп. Преобладает мнение, что скифы использовали языки североиранской языковой группы индоевропейской семьи. А Страна, где обитали скифы, веками называлась Скифия, затем меняла название, но русские летописи считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифи.
1. Ведение. 3 стр.
2. Происхождение скифов. 5 стр.
3. История скифов. 6 стр.
4. Скифские мифы и эпос. 9 стр.
5. Военное искусство скифов. 10 стр.
6. Искусство и культура скифов. 11 стр.
7. Скифские погребения. 12 стр.
8. Заключение. 14 стр.
9. Известные скифы. 15 стр.
10. Список литературы. 16 стр.
1 Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т. М. Кузнецовой. — М.: 1992. — С. 40—44.
5. Военное искусство скифов.
У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой. В Скифии впервые в степях появляется тяжеловооруженная конница. Термин «катафрактарий» — тяжеловооруженный воин, который в древности обычно применялся по отношению к коннице парфян и сарматов, в гораздо большей мере подходит к скифам. У скифской конницы полностью присутствуют все те признаки, которые присущи коннице катафрактариев — наличие защитного доспеха у воина и, возможно, у коня, наличие длинных копий и длинных рубящих мечей, использование определенного боевого порядка, прежде всего, сомкнутого строя.
Скифы первыми (насколько позволяют
судить источники) в истории войн
успешно применили
Русские летописи уже в
недатированной части подчеркив
1 Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. — М.: 1992. — С. 15—18
6. Искусство и культура скифов.
Воинственный быт отразился
в зверином стиле, т.е. в изображениях
определенным образом стилизованных
сильных и быстрых животных. Подобный
звериный стиль содержится в рассказе
о дворце царя Скила и Ольвии. Этот
дворец был украшен изображениями сфинксов
и грифонов. Те и другие фантастические
звери известны в разных изображениях
звериного стиля, первые, например, на
бляшках, последние - на множестве повсеместно
распространенных предметов от украшений
на конской сбруе до нашивных золотых
бляшек на одеждах.
Оружее - важнейшая часть прижизненного
обихода и погребального инвентаря скифского
аристократа и свободного общинника -
война. Но достаточно вспомнить изображения
простых войнов и вождей на образцах греческой
торевтики, как кульобская или воронежская
ваза, и тот час мы увидим остроконечные
кожанные башлыки, которые, конечно, играли
роль кожанных шлемов, и стеганные, очевидно,
кожанные безрукавки, так же исполнявшие
роль панцирей. Это не удивительно: почти
все исторические народы прошли через
применение кожанных шлемов и панцирей,
прежде чем освоиться металлическими.
Скиф был конным стрелком. Лук и стрела
- его главное оружие.
Лук был сделан из дерева и сухожилий.
Легенды окружали скифское стрелковое
дело. Одни мифы утверждали, что какой
- то скиф учил стрелять Геракла, бывшего
героем - лучником. В одном из преданий
о происхождении скифов, наоборот, Геракл
принес в Скифию свой лук и завещал его
одному из трех сыновей, рожденных ему
от полуженщины - полузмеи, дочери реки
Борисфена. Лук достался меньшому из них
Скифу. Древнейшие скифские стрелы плоские,
часто с шипом на втулке. Стрелы сделаны
из бронзы. Они производились в огромном
количестве, чему, вероятно, способствовала
простота их отливки. (см. приложение)
Довольно много общего в костюмах и женском
и мужском. Мужской костюм состоял из кожанной
безрукавки - панциря, из нее выходили
рукова мягкой рубахи,штаны опускались
до щиколотки, где они заканчивались над
кожанными мягкими полусапожками без
каблуков, обтянутые у той же щиколодки
ремнем. Женский костюм - это длинное складчатое
платье. На голове нередко мягкое покрывало,
ниспадающее до поясницы.
Много выделовалось деревянной посуды.
Скифская керамика сделана без помощи
гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны
и разнообразны по формам. Широкое распространение
получили скифские бронзовые котлы высотой
до метра, имевшие длинную и тонкую ножку
и две вертикальные ручки. (см. приложение).
Скифское искусство хорошо известно в
основном по предметам из погребений.
Для него характерно изображение животных
в определённых позах и с преувеличенно
заметными лапами, глазами, когтями, рогами,
ушами и т.п. Копытные изображались с подогнутыми
ногами, хищники - свернувшимися в кольцо.
В скифском искусстве представлены сильные
или быстрые и чуткие животные. Отмечено,
что некоторые изображения связаны с определёнными
скифскими божествами. Фигуры этих животных
как бы охраняли их владельца от беды.
Когти, хвосты, и лопатки хищников часто
оформлялись в виде головы хищной птицы;
иногда на этих местах помещали полные
изображения животных. Такая художественная
манера получила название звериного стиля.
Скифская культура имела более широкое
распространение, чем область расселения
скифов. Влияние скифского быта на соседние
племена было огромным. Кроме звериного
стиля к соседям проникли формы скифского
оружия, некоторые орудия труда и ряд украшений.
Но есть и существенные отличия, которые
сказываются в форме жилищ и поселений,
в форме погребальных сооружений, в погребальных
обрядах, в керамике.
7. Скифские погребения.
Наиболее знамениты скифские погребения.
Скифы хоронили мёртвых в ямах
или в катакомбах, под курганными
насыпями. Обряд погребения скифских
царей описан Геродотом. Когда царь
умирал, его тело в течение сравнительно
долгого времени возили по скифским дорогам,
и скифы должны были всячески выражать
печаль по поводу кончины владыки. Затем
тело царя привозили в Герры, клали его
в могильную яму вместе с его убитой женой,
убитыми слугами, лошадьми и насыпали
над ним огромный курган.
В общем скиф представлял себе потустороннюю
жизнь как некое повторение действительной.
Его обеспечивали настолько, чтобы он
оставался тем же, чем был здесь, царем,
войном, слугой. Социальные порядки по
ту сторону смерти представлялись скифу
неизменными, земными.Законы религии блюлись
строго. Вероотступничество каралось
смертью.
В царских курганах скифов находят золотые
сосуды, художественные изделия из золота,
дорогое оружие. Большинство этих курганов
ограблено ещё в древности.
Древнейшие скифские курганы относятся
к VI в. до н. э. К архаическим курганам относится
Мельгуновский у Кировограда. В нём был
найден железный меч в золотых ножнах,
на которых изображены крылатые львы,
стреляющие из луков, и крылатые быки с
человеческими лицами.
C VI—V вв. до н. э. вещи из скифских курганов
отражают связи с греками. Несомненно,
что некоторые, причём самые художественные
вещи сделаны греками.
Курган Чертомлык расположен у Никополя.
Высота его земляной с каменным цоколем
насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту
с четырьмя камерами по углам. Через одну
из этих камер шёл ход к погребению царя,
ограбленному ещё скифами, но от грабителей
ускользнула лежавшая в тайнике золотая
обкладка футляра для лука, на которой
изображены сцены из жизни Ахилла. Погребение
наложницы царя не было ограблено. Её скелет
с золотыми украшениями лежал на остатках
деревянного катафалка. Рядом нашли большой
серебряный таз, возле которого стояла
серебряная ваза, высотой около 1 м. Она
представляла собой сосуд для вина и снабжена
внизу кранами в виде львиных и конских
голов. На вазе изображены растения и птицы,
а выше - скифы, украшающие лошадей. Изображения
выполнены в традициях греческого искусства.
(см. приложение)
Курган Толстая Могила (находится в 10 км
от кургана Чертомлык) содержал богатейшее
погребение с множеством золотых вещей,
несмотря на то что, он тоже был ограблен
в древности. Наибольшего внимания заслуживает
меч в золотых ножнах и пектораль - шейно-нагрудное
украшение.
Самым замечательным из всех произведений
ювелирного искусства является пектораль.
Она массивна, её вес более 1 кг, диаметр
более 30 см. На ней три зоны изображений,
разделённые золотыми жгутами. В верхнем
(внутреннем) поясе - сцены скифского быта,
в центре - двое обнажённых мужчин шьют
меховую одежду, растянув за рукава. Справа
и слева от них - лошадь с жеребёнком, а
на концах композиции - летящие в разные
стороны птицы.
Средний ярус представлен растительным
орнаментом, выполненным на сплошной пластинке.
Нижний ярус заполнен борьбой животных.
Фигуры сделаны каждая особо, а затем они
прикреплены на свои места, по мере удаления
их от центра композиции они уменьшаются
(см. приложение)
По художественности исполнения и по количеству
образов пектораль не имеет себе равных.
В скифских курганах наблюдается сильное
имущественное расслоение. Встречаются
курганы маленькие и огромные, одни погребения
без вещей, другие - с огромным количеством
золота.
Имущественное равенство здесь настолько
сильно, что вывод о бурном процессе классообразования
напрашивается сам.
Так перечисленные явления истории Скифии
способствовали широкому распространению
общих форм материальной культуры и ускоряли
развитие общества, еще сохранявшего много
первобытных черт. Скифы создали первое
после урартов государство, они создали
свое искусство. Многое из него вошло в
мировую русскую культуру.
Во II в. до н. э. скифы были вытеснены сарматами
в Крым и на полоску западного побережья
Северного Причерноморья. В III в. до н. э.
они основали там столицу Неаполь. Он расположен
на окраине Симферополя.
8. Заключение.
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» (Скифы — греческое название, сами себя они называли сколотами) перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.
Русские летописи уже в недатированной части подчеркивали, что «жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их „Великая Скифь“ (перевод Д. С. Дихачева). И уточняли уже в датированной части:» В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000". Примерно столько кораблей против Рима направляла Скифия к концу 3 века н. э.
Скифское наследие на Руси и в России чрезвычайно многообразно, особенно у осетин и населения южных регионов России.
9. Известные скифы.
Анахарсис — философ, один из семи мудрецов.
Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов.
Колоксай — эпический царь скифов, родоначальник всех «сколотов»
Арпоксай — один из трех эпических внуков Зевса, царь скифов.
Липоксай — один из трех эпических внуков Зевса, царь скифов.
Агафирс — сын Геракла и полудевы-полузмеи, царь скифов округи Карпат.
Гелон — сын Геракла и полудевы-полузмеи, царь «северных» скифов
Скиф — сын Геракла и полудевы-полузмеи, царь всех скифов
Пал — эпический царь скифов времен ранних завоеваний.
Нап — эпический царь скифов времен ранних завоеваний.
Сколопит — молодой царь скифов времен ранней Ассирии.
Плин — молодой царь скифов времен ранней Ассирии.
Сагил — царь скифов времен первых амазонок (Хеттии).
Панасагор — царь скифов времен первых амазонок (Хеттии).
Везосис — один из фараонов Сенусертов, ходивший на Скифию.
Танай — царь скифов, воевавший с одним из Рамсесов.
Ариант — царь скифов, около 650 г.до.н. э.проводивший «перепись»
Мадий — царь скифов, громивший Мидию и соседние страны.
Партатуа — царь скифов, родич царей Ассирии.
Лик — царь скифов.
Гнур — царь скифов, отец Анахарсиса.
Томирис — царица скифов, массагетов.
Антир — царь скифов, возглавлявший царства Скифии в борьбе против Персии.
Скил — высокообразованный царь скифов, увлекавшийся мистериями.
Скилур — царь скифов Крыма и округи.
Абарис — мудрец из гипербореев.
Бион — философ из скифов.
Сфер — философ из скифов.
Аргунт — царь скифов.
Радамсад — царь скифов.
Хрисоген — царь скифов.
Теродам — царь скифов.
10. Список литературы.
1. Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. — М.: 1992.
2. Граков Б. Н. Скифы. — М.: 1971.
3. Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т. М. Кузнецовой. — М.: 1992.
4. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. — СПБ.: 1893—1906 Т. 1—2.
5. Смирнов А. П. Скифы. — М.: 1966.
6. Черников С. С. Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось скифское искусство. — М.: 1965.
7. Хазанов А. М. Золото скифов. — М.: 1975.