Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:47, контрольная работа
Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.
Введение 3
Екатерина II. Реформы II половины 18 в. 4
Превращение России в мировую империю 13
Заключение 17
Список используемой литературы и источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
(РГТЭУ)
челябинский
институт (филиал)
Кафедра
«менеджмент и
мировая экономика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Отечественная история
тема: «Царствование
Екатерины II»
Выполнил: студент 2 курса
специальности 080507 «Менеджмент организации»
заочной формы
обучения
Проверил преподаватель
Челябинск
2012
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой
литературы и источников
Введение
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников.
Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.
Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.
И
хотя со времени правления Екатерины
II прошло более двух столетий, и за
этот период было написано множество
работ о той эпохе, актуальность
данной темы не уменьшается. Потому что,
чем больше нам удается узнать
об этой необычной и загадочной женщине,
тем больше появляется непонятного
и необъяснимого.
1. Екатерина II. Реформы II половины 18 в.
Потрясенная до основания гигантским социальным взрывом дворянская империя Екатерины II почти сразу же приступает к своеобразному ремонту своей государственной машины.
В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли местное управление кардинальной перестройке. Активнейшую роль в этом сыграла и сама Екатерина II. В письме к Вольтеру в конце 1775 г. она сообщала: “Я только что дала моей империи “Учреждение о губерниях”, которое содержит в себе 215 печатных страниц... Это плод пятимесячной работы, исполнен мною одной”. Конечно, Екатерина разрабатывала этот проект не одна. Было подано 19 проектов, составленных видными сановниками и государственными деятелями.
По
проекту вся Россия делилась теперь
на 50 губерний вместо 23 прежних. Основной
фигурой в губернии являлся отныне
губернатор, стоявший во главе “губернского
правления”. Функции губернского
правления были довольно обширны, но
главная из них - широкое объявление
закона правительственных
Губернскому
правлению подчинялись все
За столь безмятежным названием, звучащим на манер благотворительного заведения, скрывались довольно прозаические функции - охрана “порядка” в интересах господства дворян. Приказ общественного призрения был помощником губернской полиции, хотя ведал он и народным образованием, и охраной здоровья населения, и общественной благотворительностью, и смирительными домами. Наконец, в губернии были губернский прокурор и целая система судебных учреждений с приданными к ней прокурорами.
Самыми
высшими из судов были две палаты:
палата гражданских дел и палата
уголовных дел, имеющие право
пересмотра дел губернских и уездных
судов. Сами же губернские суды были сословными,
т.е. для дворян был свой суд (он назывался
“верхний земский суд”), для купцов
и мещан свой (“губернский магистрат”).
И, наконец, был губернский суд для
“свободных” (государственных) крестьян
(“верхняя расправа”). В каждом из этих
судов были два департаментам
двумя председателями (по уголовным
и гражданским делам).
Спустимся
теперь на ступеньку ниже, в уезд.
В каждой губернии было теперь в
среднем 10-15 уездов. Главным исполнительным
органом был здесь так
Судами
в собственном смысле слова в
уезде были “уездный суд” (для дворян)
и “нижняя расправа” (для государственных
крестьян). Дворяне практически
Город по реформе 1775 г. стал самостоятельной административной единицей. Основными учреждениями в городе были: городской магистрат, совестный суд и ратуша в посадах. Компетенция городового магистрата с городским головой во главе была аналогична компетенции уездного суда, а состав городового магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. У купечества и мещанства появилась теперь и своя опека на манер дворянской опеки - городовой сиротский суд. Таким образом, на первый взгляд, в городе была создана своя сословная полноправная система выборных учреждений. Поэта только на первый взгляд. Если дворяне в уезде избирали капитан-исправника и у него была полнота всей власти, то во главе города стоял городничий, которому также принадлежала огромная власть, но... городничий назначался Сенатом из дворян.
Совсем необычным учреждением стал “совестный суд”. Он подчинялся генерал-губернатору, а в его функции входило лишь примирение сторон, контроль над арестами.
Все
эти преобразования, ускоренные Крестьянской
войной, назревали еще до нее. Но,
идя навстречу интересам
Децентрализуя
управление, царица сохранила вместе
с тем мощный и действенный
контроль центральной власти над
губерниями. Над каждыми 2-3 губерниями
Екатеринам II поставила наместника
или генерал-губернатора с
Система местных губернских учреждений оказалась настолько прочной, что просуществовала в своей основе вплоть до реформы 1861 г., а в некоторых деталях вплоть до 1917 г.
Реформа центральных учреждений
Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая тенденция одна - освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы.
Еще
в 1763 г. Сенат окончательно утратил
свои широкие полномочия. Тогда он
был разделен на 6 департаментов. Два
из них (один в Петербурге, а другой
- в Москве) занимались судебными
делами, одни ведал делами Украины
и Прибалтики, еще один департамент
выполнял функции Московской сенатской
конторы и т.д. Лишь один из шести
департаментов сохранил за собой
какое-то политическое значение (публикация
законов). Таким образом, Сенат стал
высшим судебно-апелляционным
Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А. А. Вяземский) императрица и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. Вяземский сконцентрировал в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.
Важнейшим
звеном государственного управления стал
Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями.
В Кабинете рассматривались теперь
многие вопросы внутренней политики
(сенатские дела, вопросы промышленной
политики и т.д.). Важнейшими фигурами
стали статс-секретари
В
связи с передачей большей
части дел текущего управления на
места, в губернские учреждения роль
коллегий резко снизилась и в
80-х годах назрела
В
итоге всех этих преобразований окрепла
самодержавная власть абсолютного
монарха, окрепла и диктатура
дворянства на местах, создана была
прочная полицейско-