Церковная организация и церковное право в России (XV-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение церковной организации и церковного права в России (XV-XVII вв.)
Основные задачи:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о церковных организация в России.
Рассмотреть сущность и специфику церковного права России в XV-XVII вв.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика церковных организаций XV — XVII вв. 3
Глава 2. Система церковных органов власти, и управления. 5
1.Церковный суд. 5
2. Церковно-земские соборы. 7
Глава 2. Особенности церковного права XV - XVII вв. 9
Источники церковного права. 9
Гражданское право .12
Уголовное право. 12
Семейное право .14
Глава 3. Реформы и церковный раскол. 17
1.Причины и предпосылки церковного раскола 17
2.Церковная реформа: сущность и значение. 20
Заключение 23
Список использованной литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

 Иогп Церковное право.docx

— 118.94 Кб (Скачать файл)

 

 

      Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Общая характеристика церковных организаций XV — XVII вв. 3

Глава 2. Система церковных органов власти, и управления. 5

      1.Церковный суд. 5

       2. Церковно-земские  соборы.  7

Глава 2. Особенности церковного права XV - XVII вв.  9

  1. Источники церковного права. 9
  2. Гражданское право .12
  3. Уголовное право. 12
  4. Семейное право .14

Глава  3. Реформы и церковный раскол. 17

      1.Причины и предпосылки церковного раскола 17

    2.Церковная реформа: сущность и значение. 20

Заключение 23

Список использованной литературы. 26

  
Введение.

«Церковная организация и церковное право в России (XV-XVII вв.)» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Рассматривая взаимоотношения церкви и государства, мы вынуждены ограничиться рамками какой-то конкретной конфессии, поскольку «религии вообще» не существует. В результате чего выбор определяется тем, что мы живем в стране, где преобладающей является христианская религиозная традиция (а именно, православие).

 Православная вера  традиционно придавала российской  государственности божественный  ореол, присущими ей средствами  и способами поднимала ее престиж, сурово осуждала преступность, способствовала  утверждению в обществе взаимопонимания, мира и разумного порядка.

Актуальность исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение церковной организации и церковного права в России (XV-XVII вв.)

Основные задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о церковных организация в России.
  3. Рассмотреть сущность и специфику церковного права России в XV-XVII вв.
  4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

 

Глава 1. Общая характеристика церковных организаций XV — XVII вв.

В XV в. Церковь  была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.

Сложилась система  органов церковного управления —  епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в раскол, столкновение старых и новых политических позиций Церкви.

В ходе реформ, направленных на укрепление Церкви, Патриарх Никон (1652—1666) осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Противники реформы церковной обрядности (раскольники) стали подвергаться преследованиям.

Против церковной  реформы 1654 г. выступили идеологи старообрядчества. Политическим центром движения стал Соловецкий монастырь.

 

 Один из идеологов старообрядчества протопоп Аввакум категорически отвергал сам институт властвования, осуществляемого путем организованного насилия. Аввакум обличал персону царя Алексея Михайловича, но не отвергал идею «законной монархии» вообще.

 

 Одним из главных обвинений раскольников в адрес официальной Церкви стало ее вмешательство в политические и государственные дела, стремление к участию в светской власти.

Взаимоотношения государства и Церкви в XVI—XVII вв. были достаточно сложными и неоднократно подвергались пересмотру и правовой регламентации.

Высший церковный  орган — Освященный Собор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей1.

Церковь в  лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей — управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного

 

 Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть Патриарха  опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Во главе  каждой епархии стоял епископ. В  его компетенцию входили: назначение поповских старост и утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение (с разрешения государя) архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.

В каждой епархии  находилось несколько приходов и  монастырей.

Приходы возглавлялись  священниками, часть которых назначалась 

 государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а  часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом.

Во главе  монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

 

 

Глава 2. Система церковных органов власти, и управления.

 

        1.Церковный суд.

Судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

В конце XV в. место  духовных судей начинают занимать чиновники  — архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

 

 Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

Все дела, рассматриваемые  духовными судами, делились на церковные  и светские. В число первых включались «греховные» дела, которые рассматривались епископом с архимандритами и игуменами без участия митрополичьих бояр, т. е. светских чиновников. Суд вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам прямо запрещалось вторгаться в эту сферу, что подтверждали судебники и Стоглав (сборник постановлений церковного Собора 1551 г.), за исключением наиболее тяжких уголовных правонарушений.

К светским делам  относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также  споры, связанные с семейным правом.

 

 Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

Из подсудности  духовному суду постепенно был изъят  целый ряд дел: «татины», разбойные и убийственные дела, святотатство, споры о земле, споры между лицами разной подсудности. С середины XVI в. десятинники уже не могли вести расследование единолично — им помогали поповские старосты и десятские священники2.

Деятельность  наместнического духовного суда,также контролировал поповскими старостами, пятидесятниками, градскими  старостами, целовальниками и земскими дьяками, т. е. представителями местного самоуправления.

С 1589 г. центральным  судебным органом Церкви стал суд  Патриарха. В XVII в. разбором церковных  дел занимались Патриарший двор, Тиунекая изба или Приказ церковных дел.

Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625 г. монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

 

2. Церковно-земские соборы.

В XVI в. проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, одинаково важные как для Церкви, так и для государства (Соборы 1551, 1581, 1584 гг.). На Соборе 1551 г. рассматривались вопросы о Судебнике для светских судов, наделения землей служилых людей, выкуп пленных и др.

На том  же Соборе был принят документ, получивший название Стоглава. Основное содержание сборника составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным  отношениям (о дисциплине, церковном суде, литургии, иконах и книгах и т.п.). Значительное место отводилось также вопросу о епископских и монастырских вотчинах: было постановлено церковные земли не продавать, не отдавать, но «крепко хранить», вместе с тем — новых земель у царя не просить. Часть положений Стоглава была отменена Собором 1666—1667 гг., но часть продолжала действовать до 1700 г.

На соборах 1581 и 1584 гг. была сделана попытка  разрешить вопрос о церковных имуществах. В приговорах этих соборов подчеркивалась обязанность духовенства помочь государству и служилым людям в борьбе с врагами (служилые люди в этот период весьма нуждались в землях, шел быстрый рост поместного землевладения, а церковь была одним из самых крупных землевладельцев)3.

Решения, принятые соборами, включали следующие положения: провозглашалась неотчуждаемость церковных и монастырских вотчин; церквям и монастырям запрещалось приобретать новые земли. За Церковью закреплялись все принадлежавшие ей (митрополии, епископствам, монастырям) земли, даже если на них не было документального свидетельства о собственности. Все споры о церковных землях запрещались. Переданные монастырям по завещаниям родовые вотчины не могли выкупаться родственниками завещателя (не действовало право родового выкупа).

 

 Вместе с тем завещанные монастырям земли не поступали в их реальное распоряжение: государство выплачивало им денежную компенсацию, а земли забирало себе для раздачи служилым людям.

Со второй половины XVII в. государственная власть все более стремится поставить церковь под свой контроль. Эта тенденция проявилась уже в Соборном Уложении 1649 г., когда в состав светской кодификации (Уложения) впервые были включены преступления против религии, церкви и нравственности, ранее находившиеся в юрисдикции церкви и регламентировавшийся в рамках церковного права. Учреждался Монастырский приказ, сугубо государственное учреждение разбиравшее взаимные иски духовных и светских лиц, гражданско-правовые споры, сторонами в которых выступали монастыри, монастырские люди и приходский притч.

В 1675 г. Монастырский приказ был упразднен, но вмешательство государства в церковные дела продолжалось: отменялись имущественные привилегии церковных учреждений и духовенства, государственные повинности распространялись на церковные владения.

Соборное  Уложение 1649 г. запретило покупку, заклад, дарение, завещание вотчин в пользу Церкви. Запрещалось церковным учреждениям принимать вотчины на «вечный помин» и при постриге землевладельцев в монахи (ст. 42 гл. XVII Соборного Уложения). При нарушении этого правила вотчины конфисковывались государством. Ст. 1 гл. XIX Соборного Уложения предусматривала изъятие церковных вотчин, находившихся в Москве и под Москвой.

Драматические последствия для отношений Церкви и государства имели решения Собора 1666—1667 гг., основанные на послании восточных патриархов, известном как «Правила касательно власти царской и власти церковной». «Правила» давали право царю смещать патриарха, утверждали божественный характер царской власти, ее приоритет над властью церковной. Присутствовавшие на Соборе греческие архиереи и монахи приняли участие в суде над патриархом Никоном и подвергли критике идею «Москвы — третьего Рима»4. Собор, обсуждая обрядовые вопросы, осудил старообрядчество, как ересь. В самой церковной обрядности обнаружили много «варварских» пережитков и извращений чисто византийского догмата, которые необходимо было устранить.

 

Глава 2. Особенности церковного права XV - XVII вв. 

1.Источники церковного права.

          Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве.

В XII—XIV вв. акты государственной власти, которыми регламенти- ровалось положение Церкви, носили форму уставных и жалованных грамот, княжеских уставов. Акты эти носили удельный, местный, но не общероссийский характер.

В уставных и жалованных грамотах устанавливались виды и размеры отчислений в пользу церкви («десятина»), перечень судебных пошлин, поступающих церкви, церковная юрисдикция, перечислялись передаваемые церкви земельные угодья.

В княжеских уставах содержались те же пожалования, но сделанные не в пользу отдельных церквей, а целых епархий, границы которых совпадали с границами княжеств.

В XIII—XV вв. в судебной и административной практике княжеских и церковных судов широко использовались такие своды как Кормчая книга и Мерило праведное.

Мерило праведное содержало нормы имущественного, залогового, наследственного и другого права. Оно состояло из Прохирона, Эклоги и Закона судным людям (византийских источников).

Кормчая книга (также состоявшая из византийских источников, соборных и синодальных постановлений) проделала долгую и сложную эволюцию в качестве свода законов. Над созданием Сводной Кормчей работали Максим Грек, Иосиф Волоцкий и другие авторитеты, в свет книга вышла в 1653 г. при патриархе Никоне. Сводная Кормчая стала основным источником как церковного, так и гражданского права в период от Ивана III до Петра I. (Последний раз Кормчая была издана в 1839 г. и включенная в нее «Книга правил» заменила собой часть норм Кормчей)5.

Информация о работе Церковная организация и церковное право в России (XV-XVII вв.)